Общемировое регулирование деривативов
Деривативы известны еще с XVII в. Твердые и условные сделки с товарами и ценными бумагами практиковались на Амстердамской бирже уже в первые десятилетия ее существования. В современных условиях деривативы требуют специального регулирования. В разных странах оно сильно различается.
Поскольку кредитные деривативы относятся в большинстве своем к внебиржевым инструментам, регулирование таких сделок еще в недавнем прошлом было связано с рядом трудностей, в виду отсутствия единых форм совершения сделок, единых требований к участникам этих сделок, утвержденных форм отчетности по этим сделкам, и необходимости их обязательного учета. Кризис 2008 года заставил обратить внимание на эти проблемы все мировые финансовые рынки. В частности, в сентябре 2009 года в Питсбурге и в июне 2010 года в Токио прошли встречи "большой двадцатки" (G20) между странами участницами, которые были посвящены и вопросам регулирования рынка внебиржевых производных финансовых инструментов. Результатом этих встреч стал единый мировой спектр мероприятий, ключевыми из которых были выделены следующие:
- стандартизация всех сделок;
- сбор информации о них центральным контрагентом;
- выработка общих требований ко всем участникам рынка.
Стандартизация предполагает, что все сделки с ПФИ должны осуществляться с использованием стандартных контрактов, по которым в свою очередь должна быть предусмотрена обязательная отчетность. Все сделки должны совершаться либо через биржи, либо через электронные платежные системы, с обязательным прохождением клиринга через центральных контрагентов.
Центральный контрагент в этом случае становится ключевым участником сделки, на которого возлагаются ряд требований по минимизации рисков этих операций. При отсутствии централизованного клиринга между участниками одной сделки, т.е. в тех случаях, когда стороны напрямую договариваются о взаимозачете, к этим сторонам должны применяться более жесткие требования по достаточности капитала, а также по обязательному представлению информации об этих сделках в регулирующие органы и хранилища баз данных внебиржевых ПФИ (в репозитариях).
Важнейшими решениями в части требований для участников стало: усиление пруденциального надзора и контроля за системой риск-менеджмента, проработка единых требований для всех участников национального рынка и синхронизирование таких требований с глобальными наднациональными решениями в области регулирования рынка внебиржевых деривативов.
Процесс заключения сделок на внебиржевом рынке
Глобальными наднациональными решениями в этом вопросе выступают американский закон Dodd Frank Act и европейский EMIR.
Особенности Dodd Frank Act и EMIR.
Обратимся к особенностями и сущности Dodd Frank Act. Это законодательный акт, подписанный президентом США Бараком Обамой 21.07.2010, который предусматривает самую серьезную реформу Уолл-Стрит, а именно изменения в регулировании финансовой отрасли после Великой Депрессии 1929 года. Закон предложен Барни Франком и Крисом Доддом 2 декабря 2009 года. Закон вступил в силу 15 июля 2011 года [1].
Целью данного закона является обеспечение финансовой стабильности США, при помощи улучшения прозрачности и учета, исключения ситуации "too big to fail", когда за спасение банка платят налогоплательщики, защиты потребителей финансовых услуг от недобросовестной практики банков.
Поводом для возникновения закона стали события 2008 года, когда от в результате многолетней недобросовестной практики банков взорвался финансовый сектор США, а американская экономика потеряла 8 млн рабочих мест.
Одно из основных последствий закона для спекулянтов состоит в том что, в связи с новым регулированием с 15 июля гражданам США запрещено вне биржи торговать драгоценными металлами, в т.ч. золотом и серебром. Все позиции в конце дня будут принудительно закрыты. Через 90 дней после вступления в силу закон Додда-Фрэнка запрещает гражданам и компаниям проведение большинства операций на внебиржевом рынке.
В текущей редакции Закона Додда-Фрэнка содержатся новые требования к любым операциям с внебиржевыми производными инструментами, которые имеют источник, совершаются, регулируются в США или расчеты по которым проводятся в США либо через базирующуюся в США финансовую организацию. Эти требования включают:
Разделение крупных покупателей и продавцов на американском рынке производных инструментов на крупных участников своп-сделок (Major Swaps Participant – MSP) и своп-дилеров (Swaps Dealer – SD). Результатом такой классификации является необходимость регистрации в регулирующих органах и соблюдения соответствующими лицами указанных ниже правил, касающихся производных инструментов, в полном объеме.
Присвоение статуса крупного участника сделок своп или своп-дилера по результатам сравнения операций с производными инструментами с пороговыми значениями, установленными регулирующими органами, исключая отдельные операции с иностранной валютой и операции хеджирования коммерческих рисков, а также свопы между аффилированными лицами с контролирующим участием.
Необходимость проведения клиринговых расчетов по свопам, отвечающим требованиям регулирующих органов, через центрального контрагента. Необходимость совершения допустимых торговых операций на специализированном рынке производных инструментов (Designated Contract Market – DCM) или площадке для совершения своп-сделок (Swaps Execution Facility – SEF). Дополнительные требования к капиталу и обеспечению для торговых операций, осуществляемых как с привлечением клиринговой организации, так и без ее участия, а также более жесткие правила в целях защиты активов клиентов.
Быстрое представление отчетов по всем торговым операциям с производными инструментами в архив данных по свопам (Swaps Data Repository – SDR). Применение количественных ограничений к позициям по определенным сырьевым товарам. В зависимости от характера свопа и его базового актива требования устанавливаются Комиссией по срочной биржевой торговле США или Комиссией по ценным бумагам и биржам США (а иногда совместно этими комиссиями).
Крупный участник сделок своп должен зарегистрироваться в Комиссии по срочной биржевой торговле США и (или) в Комиссии по ценным бумагам и биржам США.
Если организация достигнет порогового показателя, на нее будут распространяться указанные выше требования относительно клиринговых расчетов, а также дополнительные требования по управлению рисками, представлению отчетности и ведению учета.
Если пороговый показатель не будет превышен, на организацию будут распространяться более высокие требования к обеспечению по торговым операциям,
Согласно новым нормам организация должна будет зарегистрироваться в Комиссии по срочной биржевой торговле США и (или) в Комиссии по ценным бумагам и биржам США, если она: является дилером по свопам или выполняет функции маркетмейкера в качестве дилера по свопам; регулярно заключает сделки своп с контрагентами в порядке обычной деятельности за свой собственный счет; или занимается какой-либо деятельностью, в результате которой она становится широко известна в качестве дилера или маркетмейкера по свопам.
Если организация отвечает этим критериям, на нее будут распространяться указанные выше требования относительно клиринговых расчетов, а также дополнительные требования по управлению рисками, представлению отчетности и ведению учета.
Вид деривативов |
Клиринговая организация |
Внебиржевые деривативы, по которым осуществляется клиринг |
---|---|---|
Процентные деривативы |
CME Clearing |
IRS и FRA (путем их представления в форме только клирингуемых фьючерсных позиций) |
International Фьючерсы на IDEX IRS, номинированные в долларах США; IDCH использует Exchange of Futures Derivatives for Swaps (EFS) для преобразования внебиржевых IRS в экономически эквивалентные фьючерсы Clearing Group на IRS | ||
LCH.Clearnet Ltd SwapClear |
Простые IRS с различными сроками (до 50 лет) и в различных валютах (более 20), OIS | |
Кредитные деривативы |
CME Clearing Американские индексные CDS | |
Eurex |
Европейские индексные CDS и CDS на отдельные имена – компоненты индексов | |
ICE Clear Europe Европейские индексные CDS и CDS на отдельные имена – компоненты индексов (набор компонентов ограничен) | ||
ICE Trust US |
Американские индексные CDS и CDS на отдельные имена – компоненты индексов (набор компонентов ограничен) | |
LCH Clearnet SA Европейские индексные CDS и (планируются) CDS на отдельные имена – компоненты индексов | ||
Деривативы на акции |
Eurex |
Eurex и LCH.Clearnet Ltd осуществляют клиринг деривативов на акции, заключенных на ОТС рынке, которые заменяются на позиции в биржевых инструментах по итогам клиринга; клиринг на основании двустороннего генерального соглашения ISDA не осуществляется |
LCH.Clearnet Ltd (Liffe's Bclear) | ||
Товарные |
CME's ClearPort |
Внебиржевые деривативы на сельскохозяйственную продукцию, энергоносители, драгоценные металлы |
LCH.Clearnet Ltd Внебиржевые свопы на железную руду и удобрения, форварды на фрахт, внебиржевые инструменты на сельскохозяйственную продукцию | ||
деривативы |
ICE Clear Europe |
Внебиржевые деривативы на энергоносители (сырая нефть и нефтепродукты, электроэнергия, природный газ), выбросы в атмосферу |
SGX AsiaClear |
Внебиржевые инструменты на энергоносители, железную руду, фрахт |
Для оказания клиринговых услуг клиентам необходимо зарегистрироваться в качестве комиссионного торговца фьючерсами (Futures Commissions Merchant – FCM).
Развитие деривативов в ЕС долгое время тормозилось отсутствием достаточной правовой базы для заключения и оформления сделок с ними. Именно поэтому стандартизация документации от Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA), участниками которой являются все ведущие дилеры рынка кредитных-дефолтных свопов, стала невероятным драйвером для роста рынка кредитных деривативов.
ISDA была создана в 1985 г. и на 2015 год является крупнейшей финансово-торговой организацией, основной целью деятельности которой является эффективное развитие деривативного рынка путем идентификации и снижении основных источников риска для его участников.
Именно ISDA выпустила первую версию стандартизованного контракта в 1999 г. В настоящее время CDS, как правило, торгуются под стандартизированным письмом-уведомленим, которое было введено ISDA в 2003 году: ISDA Credit Derivatives Definitions и ISDA Master Agreement. В комбинации данные соглашения определяют:
- какой кредит застраховывает CDS;
- какие обязательства покрывает заключенный контракт;
- номинал кредитной страховки;
- какие события вызывают выплату по CDS;
- процедуры сетлмента в случае кредитного события [2].
Стандартизация контрактов и рыночных соглашений подразумевает, что контрагенты должны определиться только с теми параметрами, которые меняются от сделки к сделке. Упрощение заключения сделок существенно увеличивает количество участников рынка, которые закрывают позицию или совершают эквивалентные обратные сделки с контрагентом, отличным от того, с кем делали первую сделку.
Необходимо понимать, что ISDA является саморегулируемой организацией и принимаемые ею стандарты не устанавливают никаких особых нормативов для участников рынка (за исключением стандартизации контрактов), которые бы способствовали повышению надежности расчетов между контрагентами.
Рассмотрим влияние EMIR на рынок кредитных деривативов. В традиционном варианте внебиржевой рынок производных финансовых инструментов представляет собой децентрализованную дилерскую модель. Крупные финансовые институты, дилеры внебиржевого рынка, взаимодействуют друг с другом напрямую, в то время как более мелкие финансовые посредники и конечные участники рынка заключают сделки с "первым кругом" участников данного рынка.
С точки зрения набора информации, которые стороны сделок должны предоставлять, регулятором был выбран комбинированный подход: в Приказе определен перечень данных по типам инструментов и предусмотрена возможность предоставления дополнительной информации по договоренности сторон и при обеспечении возможности репозитарием. С точки зрения периодичности предоставления данных, в Приказе отражен подход жизненного цикла транзакции, то есть все изменения, касающиеся статуса той или иной транзакции должны отчитываться участниками в течение указанного выше срока.
Для реализации процедуры ликвидационного неттинга фактор, имеющий повышенное значение с точки зрения операционных рисков, состоит в том, что данные, внесенные в реестр Репозитария (при условии внесения их в установленном порядке и в срок), при процедуре банкротства будут иметь преимущественное значение перед данными, содержащимися в первичной документации.
Согласно EMIR, опубликованному ESMA, все стандартизированные внебиржевые деривативы должны торговаться на биржах или электронных торговых платформах, при этом (где возможно) следует использовать клиринг с участием центрального контрагента к концу 2012 г., а информация обо всех сделках с внебиржевыми деривативами должна представляться в торговый Репозитарий. Торговым репозитарием для кредитных деривативов в Европе стала Депозитарно-клиринговая компания (Depository Trust & Clearing Corporation, DTCC), в которой было создано специальное подразделение европейского рынка CDS. В DTCC на сегодняшний день насчитывает данные, о более чем 4,5 млн. контрактов CDS между контрагентами из 52 стран, охватывающие кредитные обязательства лиц из более 90 стран.
Осуществляет централизованный клиринг между сторонами сделок с КД депозитарно-клиринговые компании, аккредитованные ESMA. Лидером в области клиринга CDS сейчас является биржевая группа ICE (InterContinental Exchange).
Следует отметить, что существует определенное отличие в регулировании внебиржевого рынка ПФИ в Европе, скажет от аналогичного опыта американских коллег или российской практики. Так, в США, согласно закону Dodd-Frank Act все сделки с внебиржевыми ПФИ, в том числе с кредитными деривативами должны отчитываться в торговый репозитарий в срок Т+1 непосредственно лицом, совершившим данную сделку. В Европе тем самым, отчитывать такие сделки может информирующее лицо, наделенное соответствующими правами, в срок Т+3. Европейский подход соответствует российской практике. Однако есть одна важная отличительная черта, – обязательность централизованного клиринга для европейских контрагентов прописана законодательно. Данное требование вступило в силу в 2013 году, все сделки, номинальная сумма по которым, превышает лимит в 100 тыс. евро, должны заключатся через центрального контрагента.
Литература
- Обзор международной системы финансового регулирования //Июль 2014 www.financialstabilityboard.org
- Dodd-Frank Act v. EMIR Confirmation, reconciliation, compression and documentation rules October 2012 // www2.isda.org
