История создания комедии Ревизор
Комедия Н.В. Гоголя была создана под впечатлением писателя от рассказанного 7 ноября 1835 года А.С. Пушкиным анекдота, который описывал случай в Новгородской губернии. Уже 6 декабря 1835 года Гоголь пишет другу, что едва успел закончить пьесу. В тот период Гоголь был занят созданием "Мертвых душ". Но ему хотелось создать что-то комичное и злободневное. Так, в 1835 году он пишет А.С. Пушкину: "Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее чёрта".
Анекдот, который Пушкин рассказал Гоголю возник не на пустом месте. В его основе лежит настоящая история, которая произошла с издателем журнала "Отечественные записки" П.П. Свиньиным в Бессарабии. Он был принят за чиновника из Петербурга.
"Ревизор" был представлен публике в 1836 году на вечере у Жуковского. Произведение было тепло принято. В этом же году пьеса была показана в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Гоголю постановка не понравилась, так как по его мнению, пьеса выглядела на сцене чересчур водевильной.
Гоголь решает усовершенствовать произведение и в 1841 году выходит второе издание, а затем в 1842 году наконец-то увидела свет последняя редакция. Если сравнивать первоначальный текст комедии "Ревизор" с окончательной, но становится очевидным, что писатель менял реплики, перерабатывал, объяснял, комментировал и вставил замечательную фразу городничего: "Найдётся щелкопёр, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши".
Время работы над пьесой это время работы над "Мертвыми душами". Гоголь отложил работу над "Мертвыми душами", так как был целиком захвачен идеей создания сценического произведения. Социальные мотивы комедии явственно соотносились с социальными мотивами "Мертвых душ".
Герои комедии Ревизор
Чиновники, судья, полицмейстер, прокурор, городничий, губернатор – это сильные сценические персонажи, а о социальной направленности произведения говорят "Заметки для господ актеров".
Хлестаков и Чичиков – мошенники. Один по замыслу, другой поневоле. Они не положительные герои.
В Ревизоре показано полное забвение всеми чиновниками без исключения государственных интересов, презрение к народу, за чей счет они живут, казнокрадство, взяточничество, мздоимство в чудовищных размерах, невежество, глупость. Страх потерять свое место и угодничество – это их жизненные цели и устремления. Все их действия направлены на обогащение, приобретение власти, возможности получить место в удовольствие, а главное все это досталось без усилий и труда.
Все это мракобесие выставлено напоказ перед фальшивым ревизором, а настоящий ревизор многозначительно остался за пределами произведения. Следует отметить, что тогдашняя действительность во много была порочна и губительна для страны, потому и потребовались жесткие меры по пресечению деятельности таких горе-чиновников.
Герой комедии "Ревизор" |
Характеристика |
---|---|
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский |
Городничий в комедии Ревизор не является главным героем, но в силу харизматичности запомнился многим. Он переплюнул главных героев и занял почетное место среди ключевых персонажей. Сквозник-Дмухановский являет собой сборный образ городского чиновника. Он мастер брать и давать взятки, редкий лизоблюд, лицемер и казнокрад. На первом месте он держит личный интерес, а уж потом благосостояние города. |
Анна Андреевна, жена городничего |
Жена городничего слывет местной кокеткой и модницей. Это – полноватая, еще довольно привлекательная женщина, все интересы которой сводятся к обсуждению нарядов и сплетням. |
Марья Антоновна |
Дочь городничего девушка сообразительная и образованная. Она первой понимает всю нелепость слов Хлестакова, но ее никто одобряет. |
Лука Лукич Хлопов |
Является смотрителем училищ в звании титулярный советник. Чиновник не выполняет свою работу, застенчив, глуп и ленив. Кроме того Хлопов является заядлым игроком и постоянно пахнет луком. |
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин |
Судья в комедии "Ревизор". Гоголь наделил персонажа говорящей фамилией. Относится судья к своей работе халатно. Ляпкин-Тяпкин человек невежественный с завышенной самооценкой. Большой любитель собак. Взятки берет борзыми щенками. |
Артемий Филиппович Земляника |
Земляникин несёт глубокомысленную ерунду, в обществе прослыл вольнодумцем за подвиг прочтения нескольких книг. Попечитель богоугодных заведений щедр на угодничество и лесть, которые хлынут из него неиссякаемым потоком красноречия, особенно в сторону Хлестакова. |
Иван Кузьмич Шпекин |
Занимает должность почтмейстера. Читает чужие письма и не видит в этом ничего плохого. Он оставляет себе наиболее понравившиеся письма. В комедии "Ревизор" Шпенкин раскрывает обман Хлестакова. Однако делает это глубо и нелепо, связав адрес на письме Хлестакова "в Почтамскую улицу" с "беспорядками по почтовой части". Случайным образом почтмейстер оказывается "умнее" всех городских чиновников. |
Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский |
Помещики, которые большую часть своего времени проводят за сплетнями. Они передают слухи, но многое додумываю сами. |
Христиан Иванович Гибнер |
Уездный лекарь, немец, не знает ни слова по-русски |
Умный мужие |
Умный уравновешенный мужчина. Он старше Хлестакова и умнее его, несмотря на малограмотность. С барином говорит несколько сурово, отрывисто. Немного грубоват. |
Иван Александрович Хлестаков |
Чиновник из Петербурга, молодой человек 23 лет, худощавый, пустой, простодушный до глупости. Он не способен удержать ни одной мысли в голове. Говорит отрывисто, и совершенно неожиданно. Одет по моде. Игрок и мот. Все деньги, что у него были, промотал, а теперь сидел в гостинице без копейки. Фантазер и врун. |
Второстепенные герои комедии "Ревизор":
- Федор Андреевич Люлюков
- Отставные чиновники: Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин
- Частный пристав Степан Ильич Уховертов
- Свистунов
- Квартальный Пуговицын
- Держиморда
- Купец Авдулин
- Слесарша Февронья Петровна Пошлепкина
- Жена унтер-офицера
- Жена Хлопова
- Мишка, слуга городничего
- Слуга трактирный.
Художественные приемы в Ревизоре
В основе гоголевской сатиры лежат следующие приемы:
- Соответствие несопоставимого. Ревизор – Хлестаков – без царя в голове и властный городничий в зависимости от Хлестакова.
- Взаимное непонимание героев, которые в процессе диалога превращается в понимание, зависящее от цели каждого. Например, городничий в гостинице.
- Обилие фарсовых ситуаций.
- Узнаваемость, типичность поведения чиновников, желающих скрыть свои истинные цели.
Эти приемы также обессмертили комедию Гоголя "Ревизор", а фраза "К нам едет ревизор!" стала крылатой.
Бессмертие комедии Гоголя "Ревизор" заключено в боевой гражданской направленности произведения, в умении автора сказать гораздо больше, нежели очерчено сюжетом. Бессмертие пьесы в психологической объемности характеров и верности не только действительности, но и ее общему смыслу, в особом серьезом понимании сатирического писателя, в органичном соединении быта и символа, смеха и слез.
Комедия "Ревизор" бессмертна еще и потому, что в ней образно запечатлена творческая дружба двух великих писателей: Пушкина и Гоголя.