Роль профсоюзов

Принципы, цели и роль профсоюзов в современной модели социального партнерства.
Рубрика: Менеджмент
Автор: Андрей Нестеров ✔ 25.07.2018

Нестеров А.К. Роль профсоюзов // Энциклопедия Нестеровых


Понятие и сущность профсоюзов

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов [1].

роль профсоюзов

Профсоюзы представляют и защищают права работников в трудовых отношениях с работодателями, обеспечивают помощь в защите социально-экономических интересов членов профсоюза. За счет деятельности профсоюзов достигается широкое представительство интересов работников.

Отношения между профсоюзами и предпринимателями строятся на основе коллективного соглашения. Коллективное соглашение включает в себя не только основные аспекты трудовых отношений, к которым относится уровень зарплаты, оплата сверхурочных часов, отпусков, страховые взносы, но и социальные вопросы. К социальной составляющей коллективного соглашения относятся гарантии занятости, порядок определения трудового стажа, критерии вынужденных увольнений, процедуры решения возникающих трудовых разногласий и т.п. Кроме того, коллективное соглашение включает в себя и гарантии условий труда: охрана и безопасность рабочего места, возможность отказа от сверхурочной работы, соблюдение мер безопасности и охраны труда на предприятии в целом и т.п.

Профсоюзы представляют собой объединения работников, обладающие правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. Деятельность профсоюзов исходит из того, что целью профсоюзного движения является максимизация заработной платы, улучшение условий труда и повышение занятости. В настоящее время профсоюзы представляют интересы наемных работников в современной модели социального партнерства.

Сущность профсоюзов описывают различные экономические модели. В настоящее время, наиболее актуальной является модель, в рамках которой профсоюзы рассматриваются в качестве продавца, предлагающего услуги защиты экономических интересов работников, тогда как работники являются покупателями данных услуг. Модель опирается на существование спроса и предложения на услуги защиты экономических интересов работников. Таким образом, отношения между профсоюзом и входящими в него работниками являются экономическими, построенными на рыночных условиях.

Профсоюзы в своих действиях руководствуются комплексной системой факторов:

  • наемный труд порождает противоречия между работниками и предпринимателями в области организации труда, его охраны, оплаты труда и социальных гарантий работникам;
  • удовлетворение экономических интересов работников может быть достигнуто более эффективно в результате совместных действий;
  • работникам необходимо быть объединенными в профсоюзные организации для реализации своих законных прав и защиты интересов;
  • решение социально-экономических задач в области трудовых отношений возможно только при содействии государства.

На основе данных факторов профсоюзные организации защищают экономическую свободу и интересы каждого работника, а также обеспечивают преодоление объективного неравенства, которое существует в экономической системе между работником и предпринимателем.

Принципы профсоюзов

Принципы деятельности профсоюзов соответствуют принципам социального партнерства:

Принципы деятельности профсоюзов

Профсоюзы добиваются экономического роста за счет планомерной реализации данных принципов. При этом от политики профсоюза во многом зависит понимание наемными работниками, которые входят в этот профсоюз, целей работодателей, степень и качество использования квалификации работников на предприятии, а также степень удовлетворенности работников условиями труда. Если продолжить логическую цепочку, то от деятельности профсоюзов зависит и эффективность хозяйственной деятельности предприятий, их конкурентоспособность на рынке, следовательно, профсоюзы определяют будущее и работников, и работодателя.

При этом профсоюзные организации располагают различными средствами для достижения экономических интересов наемных работников:

  1. собрания, митинги, демонстрации – акции коллективного протеста;
  2. заявления, обращения, петиции – выражение недовольства профсоюзов конкретными вопросами или проблемами;
  3. забастовки – крайняя мера и действенный способ оказания давления на предпринимателей;
  4. коллективные переговоры – целевое средство достижения поставленных профсоюзом задач.

Следует отметить, что иногда первые три средства являются лишь способом начать коллективные переговоры. Это объясняется тем, что работодатель не всегда желает вступать в переговоры с работниками, однако наиболее значимые успехи профсоюзов достигались и достигаются именно в процессе коллективных переговоров.

принципы профсоюзов

Принципы профсоюзов

Продуманность позиции означает наличие у профсоюзов конкретных целей, когда она начинают коллективные действия, при этом они сохраняют готовность пойти на разумный компромисс, если основные требования будут удовлетворены.

Солидарность трактуется как единство большинства трудящихся, сознательность и дисциплина всех членов профсоюза. Во многом, данный принцип повышает шансы на достижение целей профсоюзами в противостоянии с работодателями за интересы трудящихся.

Законность означает отказ профсоюзов от незаконных забастовок, стихийных акций. Вообще профсоюзы всегда стараются не допустить дискредитации профсоюзного движения в целом.

Гласность является важным инструментом профсоюзов, привлекая внимание общественности к проблемам трудящихся, они позитивно влияют на общественное мнение, широко информируя общество о конфликте и требованиях трудящихся.

Цели профсоюзов

В настоящее время деятельность профсоюзов можно оценивать по двум критериям:

1. Уровень заработной платы входящих в профсоюз работников;

2. Уровень занятости членов профсоюза.

Соответственно достижение двух основных целей профсоюзов, увеличение заработной платы и уровня занятости, может существенно различаться между различными профсоюзами. При этом в экономической науке до сих пор не выработано единое мнение или методология определения того, в какой мере можно пожертвовать уровнем заработной платы для увеличения занятости членов профсоюза и наоборот. Экономическая теория свидетельствует о том, что попытки добиваться бесконечного увеличения заработной платы бессмысленны, так как это неминуемо ведет к снижению уровня занятости вплоть до нуля. Практика экономических отношений говорит о том, что стремление к беспредельному повышению заработной платы встречается в качестве основной и единственной цели профсоюза, закрепленной в его документах. Это справедливо для тех случаев, когда предприниматели в условиях кризиса в хозяйственной деятельности своего предприятия следуют принципу сокращения тех работников, у кого стаж работы меньше.

При этом три основных условия возможностей роста заработной платы на макроуровне остаются неизменными на протяжении многих лет и являются одним из основополагающих факторов развития экономической системы:

  1. Повышение спроса на труд,
  2. Сокращение предложения труда,
  3. Реализация монопольной власти профсоюза.

В соответствии с этим, если данные условия не соблюдаются, профсоюзы могут добиваться роста заработной платы, используя различные методы взаимодействия с предпринимателями и государством.

При этом основные цели профсоюзов достигнуты в большинстве стран:

  1. Профсоюзы обладают широкими правами.
  2. Наемным работникам гарантированы минимальная заработная плата, 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя, оплата сверхурочных переработок.

Роль профсоюзов в модели социального партнерства

Классическая схема системы социального партнерства выглядит следующим образом: интересы работников представляют профсоюзы и объединения, а интересы работодателей выражают союзы предпринимателей, промышленные образования и т.п. В результате достигается ситуация, при которой интересы обоих групп уравновешены.

В так называемом трипартистском варианте социального партнерства третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступают государство и институты власти. При этом государство одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений.

Согласование интересов достигается путем переговорного процесса. Это наиболее простой способ решить общие проблемы с выгодой для всех участников. В ходе согласования и переговоров стороны договариваются об условиях и социальных гарантиях, которые устроят всех участников.

Таким образом,

Социальное партнерство – это система институтов и механизмов согласования интересов, основанная на равном сотрудничестве.

Субъекты социального партнерства: общество, предприниматели, государство. Институты, представляющие интересы субъектов социального партнерства: профсоюзы, объединения предпринимателей, правительство и органы власти.

Роль профсоюзов проявляется в представлении и защите интересов работников в социально-экономической сфере: условия и оплата труда, обеспечение занятости, решение социальных проблем. Профсоюзы представляют социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, при этом они защищают интересы конкретного человека как носителя рабочей силы.

Существует три основные модели социального партнерства в зависимости от роли профсоюзов и уровня их участия по представительству интересов работников в рамках социального партнерства.

Модель профсоюзного представительства характерна тем, что профсоюзы являются законодательно утвержденными представителями работников. При этом зачастую профсоюзы представляют и ту часть работников, которые не являются членами профсоюзов. Данная модель социального партнерства получила наибольшее развитие в США, Канаде, Японии, Великобритании, Ирландии и других странах. В зависимости от условий, в которых действуют профсоюзы, выделяется две формы, когда профсоюзы ориентированы на сотрудничество с властью, и когда профсоюзы нацелены на конфликтность с государственной властью. Вторая форма характерна, например, для ситуаций, когда профсоюзы жесткими действиями, забастовками, акциями протеста и т.д. требуют значительного улучшения условий труда и заработной платы.

Модель чистого представительства отличается передачей функций профсоюзов комитетов по труду, которые и выполняют роль профсоюзов. Они ведут переговорный процесс с работодателем, при этом роль таких комитетов консультативно-информационная, а степень учета мнения трудового комитета определена в коллективном соглашении. Такую модель используют в Испании, Греции, Португалии и некоторых других странах. Фактически, традиционная роль профсоюзов в рамках данной модели отсутствует, а на уровне каждого предприятия создается собственный небольшой профсоюз, не обладающий существенными возможностями для воздействия на предпринимателей.

Модель смешанного представительства выделяется тем, что в комитеты, избираемые трудовым коллективом, включаются также представители работодателя. Здесь полномочия комитета более широкие, так как комитет может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Комитет в большей степени выполняет роль профсоюза, принимая решения по широкому кругу вопросов: трудовой распорядок, охрана труда, условия труда, продолжительность рабочего времени. Вместе с тем, это специально оговаривается законодательством либо коллективным соглашением. Данная модель применяется во Франции, Бельгии, Дании, Ирландии и ряде других стран.

В зависимости от уровня переговорных процессов, в которых участвуют профсоюзы, существует три основные модели.

Первая модель характерна для североевропейских стран: Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. В рамках модели присутствует активное вмешательство государства в трудовые отношение и жесткое регулирование принятых норм. Для данной модели характерна трехуровневая система социального партнерства: национальный уровень, отраслевой и уровень отдельных предприятий. Например, в Бельгии на национальном уровне действует Национальный совет по труду, в который входят участники от каждой из трех сторон социального партнерства. При этом государство берет на себя и законодательную функцию. На отраслевом уровне действуют паритетные комиссии, занимающиеся формированием отраслевых стандартов социального партнерства. На уровне предприятия социальное партнерство развивается на основе диалога предпринимателей и профсоюзов под контролем государства в отношении законности предпринимаемых действий.

Вторая модель социального партнерства характерна для США, Канады, Японии и ряда латиноамериканских стран. Модель ограничивает роль профсоюзов заключением коллективных договоров на уровне отдельных компаний и отличается одноуровневой системой социального партнерства. В рамках данной модели профсоюзы и предприниматели стараются оказать влияние на законодательный процесс путем выдвижения своих представителей на законодательные и властные должности и лоббирования отдельных нормативных актов. Таким образом, через такой косвенный процесс осуществляется влияние и регулирование отношений в рамках социального партнерства.

Третья модель социального партнерства наиболее характерна и развита в странах центральной Европы, например, в Германии и Австрии. Фактически, данная модель является неким промежуточным вариантом между первой и второй моделями социального партнерства. Главный акцент трехстороннего социального партнерства выражен на отраслевом уровне, а национальный уровень отличается тем, что проводятся своеобразные взаимные консультации трех сторон, которые не являются обязательными. При этом коллективные договоры в компаниях не заключаются, а предприятия руководствуются принятыми отраслевыми принципами социального партнерства. Роль профсоюзов в данной модели также проявляется в оценке соблюдения отраслевых принципов. Отдельно следует выделить образцовое соглашение, которое является одной из форм реализации такой модели. Такое соглашение формируется и заключается в отдельной отрасли, а затем становится своеобразным ориентиром для остальных отраслей. Например, компания JG Metall занимала доминирующее положение в германской промышленности, что впоследствии привело к тому, что ее партнерское соглашение служит образцом для других крупных и средних компаний немецкой промышленности. В Австрии социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. Такая модель широко используется также в Голландии и Швейцарии. В Голландии действует более 200 отраслевых соглашений, которые распространяются на большинство компаний и их работников, а в Швейцарии кроме отраслевых соглашений также действуют региональные соглашения.

По критерию роли профсоюзов в представительстве интересов работников в рамках социального партнерства в России сложилась модель профсоюзного представительства. Вместе с тем по критерию уровня переговорных процессов для России на данном этапе развития не характерна какая-то одна модель социального партнерства. Существующие элементы социального партнерства соответствуют как трехуровневой системе социального партнерства, так и одноуровневой. При этом отсутствует сильное влияние профсоюзов, но намного выше влияние государственных и муниципальных органов власти, по сравнению с зарубежными странами. В настоящее время в России самыми благополучными с точки зрения охвата отраслевыми соглашениями и коллективными договорами являются угледобывающая отрасль (100%), горно-металлургическая отрасль (98,7%) и нефтегазовая отрасль (97,8%), а также электроэнергетическая отрасль (85%), где позиции профсоюзов традиционно сильны.

Литература

  1. Федеральный закон №10-ФЗ от 12 января 1996 года "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)