Садизм и мазохизм. Разбор фильма Секретарша

Садизм и мазохизм идут рука об руку. Особенности садистических и мазохистических личностей привлекли внимание З. Фрейда. Ярким примером садомазохистических отношений является фильм «Секретарша». Подробный разбор фильма представлен в статье.
Рубрика: Психология
Автор: Ирина Нестерова ✔ 24.11.2024

Нестерова И.А. Садизм и мазохизм. Разбор фильма Секретарша // Энциклопедия Нестеровых


Садизм и мазохизм в психоанализе

Садизм и мазохизм

Термин садизм получил свое название в честь самого знаменитого маркиза в истории маркиза Донасьена Альфонса Франсуа де Сада. Он был известен как философ, человек необычайной жестокости и любитель причинять боль.

Садизм и мазохизм привлекли внимание австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Он утверждал, что детям в определенном возрасте свойственны садистические наклонности. Доказано, что жестокое обращение с детьми является одной из ключевых причин формирования у детей садомазохизма.

По мнению З.Фрейда, садизм и мазохизм могут быть сторонами одной личности. Личность может стать мазахистической или садистической тогда, когда нагрузка либидо сильно перевесит в ту или иную сторону. Перетекание либидо от садизма к мазохизму в пределах нормы характерно почти всем людям. Однако иногда это приобретает перверсивный характер. Особенности садистической личности состоят в том, что сексуальное удовольствие получается только при доминировании и причинение боли партнеру. Садисту важно подчинить партнера, контролировать его, даже в мелочах.

Отличительная особенность садиста – жестокость, которой подвергается жертва, является не условной и добровольной, а принудительной.

Мазохизм как термин появился в науке благодаря Р. фон Крафт-Эбингу. Зигмунд Фрейд отдельно написал о мазохизме статью "Экономическая проблема мазохизма". Ранее, З. Фрейд трактует мазохизм как реальное стремление человека к получению сексуального удовлетворения путем битья и унижения или через фантазии, в которых присутствует насилие.

Мазохистическая личность получает удовольствие от унижения со стороны партнера. Несмотря на распространенный стереотип о роли физической боли для мазохиста, на самом деле, боль вторична. Мазохист аккумулирует страдание, чтобы потом насладиться его отсутствием

Разбор фильма "Секретарша"

Фильм "Секретарша" посмотрела впервые. Он вызвал у меня смешанные чувства. С одной стороны отвращение, смешанное с любопытством, с другой стороны легкое романтическое послевкусие.

Примечательно начало фильма, в котором мы видим безликую девушку в мешковатой одежде выходящую из психиатрической лечебницы. Так происходит знакомство с главной героиней. Её зовут Ли Холловэй. Она живет с родителями. Отец пьет и периодически побивает мать, которая всеми силами создает видимость, что в семье все нормально. Однако Ли натура чувствительная и атмосфера скандалов, побоев вызывает у нее душевную боль.

Режиссер показывает нам Ли, как личность инфантильную. Ее комната оформлена в розовых тонах и контрастирует с обстановкой в доме. Даже набор для самоповреждения оформлен в розовых тонах с бабочками.

Девушка не умеет справляться со своими переживаниями, потому что ее этому никто не научил. Она пытается заглушить боль душевную болью физической. Ли мазохист. Она направляет свою агрессию на внешний мир, а на себя. Она занимается самоповреждением еще со школы. Ее самоповреждение никто не замечает до тех пор, пока однажды она случайно перестаралась и очень сильно порезала руку. Только тогда родные обратили на нее внимание, но интерпретировали порез как попытку суицида.

Ли сильно привязана к отцу, которому, на мой взгляд, до нее нет дела. Он погряз в пьянстве, ненавидит свою работу и свою жизнь в целом. Ли вышла из клиники, чтобы попасть на свадьбу сестры. Она втайне завидует сестре, что та покидает родительский дом. На свадьбе отец напивается снова. Ли достает свой набор для самоповреждения, но останавливается. Боль настолько сильна, что жить с ней девушка не может, потому что ее личность незрелая. Она не знала настоящей родительской любви. Она не считает себя достойной этой любви. Мать ведет себя как жертва, которая потеряла интерес к жизни. Скорее всего, Ли идентифицировала себя с матерью, как с жертвой. Она не прошла сепарацию от родителей, поэтому остро чувствует нездоровую атмосферу в родительском доме.

То, что Ли одевается в мешковатую и безликую одежду говорит о том, что она считает себя недостойной любви и сама себя не любит. Ее не научили любить и быть любимой. Для мазохистов характерна нелюбовь в себе.

У Ли нет внутреннего стержня, внутренней опоры. Ей нужен кто-то, кто мог бы решать все за нее, т.е. взять на себя роль отца. Тут как никогда вовремя Ли устраивается секретарем в юридическую фирму. Ее начальником становится таинственный Мистер Грей.

Когда Ли хотела избавится от набора для самоповреждения, она в мусоре нашла газету с объявлениями. От набора она так и не избавилась, так как не нашла замены самоповреждению для себя. Однако, девушка взяла газету с объявлениями и пошла на собеседование в юридическую контору. Проливной дождь и то, как Ли держала в руках сертификат об окончании обучения на секретаря дает понять, что она в смятении. Ее одежда и мятым и мокрым сертификатом усиливает образ жертвы. Мистера Грея, скорее всего, привлек ее жалкий образ. Он как человек с садистическими наклонностями почуял потенциальную жертву. Он задает ей неуместные для обычного собеседования вопросы, но девушка ничего странного не замечает и покорно отвечает Мистеру Грею.

О прошлом Мистера Грея известно мало. Исходя из развернувшейся перед нами сцены с приходом его бывшей жены, можно предположить, что он был воспитан холодной и жестокой матерью. Именно по ее образу и подобию он мог выбрать женщину, на которой женился. Он как ребенок спрятался от нее в шкаф и ждал, пока она уйдет. Возможно, в детстве он прятался в шкафу от гнева деспотичной матери.

В фильме Мистер Грей показан немного не правдоподобно, на мой взгляд. Это садист, который еще принял свою природу. Он страдает от чувства вины. Он пытается справиться возбуждением посредством отжиманий.

Мистер Грей хочет причинить страдание Ли. Он унижает ее, всячески подчеркивает то, что она жалкая и нелепая (указывает на опечатки, заставляет копаться в мусоре в поисках документов). Он получает удовольствие, наблюдая, как девушка по десять раз перепечатывает документы, ползает на коленях и расставляет мышеловки. Мне показалось, что то, как мастерски Мистер Грей заправил мышеловку демонстрирует, что ловушка для Ли готова. Мистер Грей причиняет страдание и пассивно наблюдает за своей жертвой.

Мистер Грей приступает к активным действиям, когда видит случайно Ли ее одноклассника Питера прачечной. Питер неумело заигрывает, а Ли как будто отвечает ему. Тут у Мистера Грея просыпается чувство собственника.

Хочу остановиться на образе Питера. Перед нами жалкий и в чем то похожий на Ли человек. Выглядит он неопрятно. Нам известно, что он лечился в клинике. Питер не привлекает главную героиню фильма, так как он скучный. Ли инфантильна и не умеет самостоятельно принимать решения (свойственно мазохистам), поэтому она плывет по течению и начинает отношения с Питером.

Мистер Грей очень хочет доминировать над свой жертвой. Он берет под контроль то, как она ест, одевается. Он запрещает ей травмировать себя. Ли полностью подчиняется ему и получает удовольствие от его доминирования. Она видит в нем взрослого, который берет за нее ответственность. Мистер Грей причиняет физическую боль главной героине (сцена с отшлепыванием), чем приводит ее и себя в состояние сексуального возбуждения. Но для Ли, как для мазохиста физическая боль не является самоцелью. Она хочет почувствовать на себе беспредельную власть партнёра, поэтому Ли влюбляется в своего начальника. Мистер Грей добивается главной цели садистической любви – он становится кумиром для Ли.

Когда отец главной героини попадает в больницу, и она приходит к Мистеру Грею, то он не пускает в дом. Он понимает, что ей нужна помощь, но делает вид, что не понимает этого. Здесь я вижу двойственность. С одной стороны, он как садист упивается тем, что снова причинил ей боль, а с другой стороны он боится пускать ее в свой дом, так это повлечет за собой начало отношений, а он не доверяет никому. Именно второе, заставляет Мистера Грея на следующий день игнорировать Ли. При этом чувство виды за садистическую природу прорывается у Мистера Грея. Он пишет письмо Ли, где просит прощение за свои проявления садизма, но отправить не решается. Вместо этого он увольняет главную героиню, чем причиняет ей сильную душевную боль.

Потеряв Мистера Грея, Ли пытается заменить его. Садисты с которыми она знакомится не возбуждают ее, а некоторые даже пугают. Питер ее не понимает. Но она продолжает плыть по течению и соглашается на брак с одноклассником.

Она сбегает от Питера в офис Мистера Грея, где признается ему в своих чувствах. Но Мистер Грей боится, что Ли в итоге отвергнет его из-за садистической девиации. Он решает испытать ее. он приказывает Ли сидеть с ладонями на столе и дожидаться его. Он звонить Питеру и говорит, где находится Ли. Затем подглядывает за сценой между Ли и Питером (проявление вуайеризма). Он проверяет Ли. Наблюдает, как далеко способно дойти ее подчинение его приказам. После того, как Ли проходит испытание Мистер Грей принимает ее. Они заключают брак.

В завершении следует отметить, что брак между садистом и мазохистом вполне может оказаться счастливым, так как садизм и мазохизм тесно связаны. Ли, как мазохисту нравится подчиняться. Она не видит равенства в браке. Она полностью принимает моральное и физическое доминирование Мистера Грея.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)