Самоанализ урока

Самоанализ урока по ФГОС нового поколения и пример самоанализа.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 05.01.2017

Нестерова И.А. Самоанализ урока // Энциклопедия Нестеровых


Роль самоанализа урока

Каждый педагог должен уделять время самоанализу урока, так как это позволит изучить свои результаты и повысить эффективность уроков. По причине часто смены подходов и требований к современному уроку у учителя могут возникнуть проблемы с распределение времени и структурой занятий. Зачем нужен самоанализ урока? Все очень просто. Учитель, который не умеет анализировать и выявлять недочеты в своей деятельности, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

В педагогических ВУЗах к сожалению очень мало уделяют внимания проблеме самоанализа урока. В итоге молодым педагогам трудно самостоятельно анализировать свою деятельность на уроке. Требуется много сил и самоотдачи, чтобы научиться смотреть на свою педагогическую деятельность не с субъективной, а с объективной стороны.

Молодому педагогу тяжело разобраться со всеми тонкостями и новшествами современного ФГОС. Отсюда и отсутствие стремления к самоанализу. Кроме того, обили бумажной работы и несоответствие существующего оборудования в школах рекомендуемому напрочь отбивает желание вникать в тонкости педагогической деятельности, превращая её в бездуховную рутину.

В современной педагогике существует четко обозначенное определение самоанализ урока. Данное определение зафиксировано во ФГОС второго поколения и позволяет полностью осознать сущность и роль самоанализа урока в деятельности педагога.

Самоанализ урока – инструмент самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств

Именно самоанализ урока играет важную роль в выявлении недостаточно эффективных методов и приемов, которые мешают добиться поставленных учебных задач в отведенные временные сроки.

Самоанализ урока

Рисунок 1. Самоанализ урока

Роль самоанализа урока в рамках ФГОС нового поколения определяется его обширными возможностями в сфере направления педагогического мастерства каждого отдельного учителя при помощи регулярных самонаблюдений и работы над ошибками. Умение педагога анализировать собственные уроки является одним из важнейших факторов повышения уровня образования в целом.

Типы урока для самоанализа

Для того чтобы корректно провести самоанализ урока необходимо четко понимать что должен включать в себя урок каждого типа. Прежде всего учитель должен хорошо ориентироваться в типах урока, которые закреплены во ФГОС.

Типы урока по ФГОС

Тип урока

Целевое назначение урока

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования

первоначальных

предметных навыков,

овладения предметными

умениями

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное

воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач).

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности

УУД

Урок повторения

Предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД.

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и

исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи.

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками.

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации

межпредметных знаний

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока.

Запланированный результат

Нетрадиционные уроки

Предопределяется структурой и целью.

Предопределяется структурой и целью

План самоанализа урока

В настоящее время на помощь учителю может прийти стандартный план составления самоанализа урока. Он позволит грамотно структурировать свою работу и не упустить из виду ни одного важного аспекта.

План самоанализа урока в обязательном порядке включает в себя структуру характеристики класса, в котором проводился анализируемый урок.

I. Характеристика класса включает в себя следующее:

  1. межличностные отношения;
  2. недостатки биологического и психического развития;
  3. недостатки подготовленности класса.

Немаловажным элементом плана самоанализа урока является роль или другими словами, место урока в изучаемой теме и в изучении предмета в целом.

II. Место урока в изучаемой теме в плане самоанализа урока отражается посредством выявления характера связи урока с предыдущим и последующим уроками по предмету.

III. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях которые обозначены во ФГОС, а именно:

  1. образовательная цель урока,
  2. развивающая цель урока,
  3. воспитывающая цель урока.

Следом за характеристикой цели урока следует характеристика плана урока.

План урока необходим педагогу для того, чтобы с максимальной эффективностью достигнуть всех поставленных целей и решить задачи урока в заданное время.

IV Характеристика плана урока включает в себя:

  1. содержание учебного материала;
  2. методы обучения;
  3. приёмы обучения;
  4. формы организации познавательной деятельности.

Следующим шагом в процессе самоанализа урока является изучение того, как был построен урок в соответствии с планом, т.е. насколько объем выполненных заданий совпадает с запланированным объёмом.

V. Соответствие реального построения урока запланированному.

В рамках данного пункта плана учитель проводит разбор этапов урока, а именно, анализирует как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока, на получение конечного результата.

VI. Структурный аспект самоанализа урока:

  1. анализ каждого элемента урока;
  2. его вклад в достижение результата;
  3. доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

Отдельно следует выделить функциональный аспект в рамках самоанализа урока. Он необходим для выявления ошибок педагога в расчете сложности заданий. Кроме того, данный аспект позволяет оценить уровень достижения поставленных целей и сформулированных на их основе задач.

VII. Функциональный аспект:

  1. насколько структура урока соответствовала общей цели;
  2. соответствие возможностям класса;
  3. анализ стиля отношений учителя и учащихся;
  4. влияние на конечный результат урока.

VIII. Аспект оценки конечного результата урока:

  1. формирование универсальных учебных действий на уроке;
  2. определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
  3. причины разрыва;
  4. выводы.

Критерии технологической компетентности

В современных условиях самоанализ урока должен подтверждать достойный уровень компетентности педагога. ФГОС требует от учителя высокий профессиональный уровень владения предметом и педагогическими навыками. Компетентного педагога в современных условиях характеризует наличие критического мышления, а именно способность среди множества решений выбрать оптимальное. Для того, чтобы не терять высокий уровень компетенции учитель должен постоянно совершенствовать свои знания. Отсюда соответственно и вытекает важная роль критериев технологической компетентности, которые отражены во ФГОС и наглядно показаны на рисунке 2.

Критерии технологической компетентности

Рисунок 2. Критерии технологической компетентности

Пример самоанализа урока

Ниже представлен простейший образец самоанализа урока.

Самоанализ открытого урока английского языка в 5 м классе

Класс, в котором проводился урок достаточно сложный по поведению. В нем есть ребята, которые умеют творчески мыслить, анализировать, искать пути решения.

Цель урока: формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, что способствует общению на иностранном языке.

В ходе урока планировалось развитие творческих способностей в процессе коллективного обсуждения приводит учащихся к осознанию необходимости изучения иностранного языка, в результате чего расширяется кругозор учащихся и развивается креативности мышления.

Этапы урока логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного к другому. Можно проследить целостность и завершенность урока. Считаю, что выбранная структура урока рациональна, т. к. позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.

В процессе урока стремилась активизировать мыслительную и творческую деятельность каждого ребёнка, используя следующие приёмы и методы: беседа, рассказ, наглядность, частично-поисковый метод, работа с учебником и метод самостоятельной работы.

Цель урока была достигнута. Задачи выполнены. Этому способствовало применение различных форм работы. Все учащиеся активно участвовали в процессе обобщения изученного материала. Интерес учащихся проявился в ходе практической работы и в процессе работы у доски. На завершающем этапе мною был подведен итог урока, поставлены оценки, а также прокомментировано домашнее задание.

Для меня важным было участие каждого ребенка в учебной деятельности, а знание реальных возможностей и способностей учеников, помогло им проявить себя, дало возможность самореализоваться.

Считаю, что детям на уроке было комфортно, тем самым было выполнено одно из требований к современному уроку – создание ситуации успеха, ребята ушли с урока удовлетворенные тем, как прошел урок.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)