Самооценка личности

Самооценка важна доля человека. Умение адекватно оценивать себя и свои возможности способствует достижению успеха и гармонии в жизни. По этой причине необходимо понимать что такое самооценка и какие виды самооценки бывают.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 01.05.2023

Нестерова И.А. Самооценка личности // Энциклопедия Нестеровых


Понятие самооценки

Что такое самооценка личности в психологии – это прежде всего комплекс научных исследований направленных на анализ её понятия, видов, уровней, форм и поведенческих особенностей. Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. трактуют самооценку как сложный и многогранный компонент самосознания, являющийся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности. С.Л. Рубинштейн добавляет, что самооценка выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность и активность. Существует ещё несколько подходов к пониманию самооценки. Р. Азимова говорит о самооценке как о динамичная системе, которая определяет положительную и отрицательную структуру намерений и поступков личности. Зарубежные психологи Э. Бернс и Куперсмит рассматривают самооценку как эмоциональный компонент "Я-концепции", связанный с отношением к себе или отдельным своим качествам. Э. Бернс пишет в своих трудах, что самооценка представляет собой личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках свойственных индивиду.

Самооценка представляет собой значимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка – непременный спутник нашего "Я".

Самооценка помогает человеку во всех сферах жизни. Умение адекватно оценивать себя и свои возможности помогает в учебе, работе, спорте и личных взаимоотношениях. Самооценка формируется в детстве. Под влиянием семьи ребёнок учится понимать и оценивать себя. Формирование адекватной самооценки – это результат заинтересованность родителей в ребенке, их интерес к его увлечениям, друзьям и знакомым, внимание к успехам в учебе и спорте.

Самооценка личности наделена системой функцимй, которые способствуют развитию личности.

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

Функции самооценки

Функция самооценки

Характеристика

1

Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.

2

Постпрогнозная

Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.

3

Регулирующая

Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.

4

Эмоциональная

Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.

5

Защитная

Формирует стабильность личности

6

Контролирующая

Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.

7

Развивающая

Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Самооценка рассматривается как соотношение уровня притязаний к уровню возможностей.

Самооценка = Уровень притязаний / Уровень возможностей

Уильям Джеймс установил, что если уровень притязаний больше уровня возможностей, то считается самооценкой завышенной. Если уровень притязаний низкий, а возможности есть, то это считается завышенной самооценкой.

Благодаря самооценке человек осознает свой потенциал и может направить свое развитие в оптимальное для личности русло. Благодаря самооценке человек становится личностью, у которой сформированы потребности соответствовать не только уровню окружающих, но собственным личностным оценкам. Любое отклонение в самооценке наносит урон сознанию и самореализации человека. Поэтому особую значимость имеет выявление вида самооценки и её коррекция.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют два ключевых вида самооценки: адекватная и неадекватная. Существует также разделение на оптимальную и неоптимальную самооценку.

ВИды самооценки

Виды самооценки

Адекватная самооценка это способность человека правильно оценивать свой потенциал и навыки.

Адекватная самооценка способствует конструктивному общению с окружающими и умение реально оценивать что и как он сможет сделать и что может кому-то пообещать. При общении человек с адекватной самооценкой преимущественно ориентируется на собственные представления о пользе или вреде своих действий, а не на чужие рекомендации. Самооценка сильно влияет на то, как люди относятся к человеку. Если человек имеет адекватную самооценку, то он:

  • способен правильно оценить оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • формулирует для себя достижимые цели;
  • способен к самокритике;
  • способен заранее предугадать результаты своих действий.
Неадекватная самооценка – это неспособность реалистично оценивать свои навыки и способности.

Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего встречается часто. Такая самооценка почти не проявляет себя в поведении человека и обычно не мешает ему полноценно существовать в социуме. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. Неадекватная самооценка бывает заниженная и завышенная.

Завышенная самооценка – это чувство принадлежности к более сильным, умным, выносливым или амбициозным, при это потенциал личности не соответствует тому кем он себя считает. Люди с завышенной самооценкой обычно крайне высокомерны, обидчивы и не выносят критику в свой адрес. Люди с завышенной самооценкой плохо обучаются, так как считают что все вокруг их недостойны. Если человек ошибочно считает себя очень умным или идеально красивым, то он может оторваться от реальности в своем самомнении и свести к минимуму свои контакты. Он/она становится невыносим для друзей и близких. Люди с завышенной самооценкой часто страдают от депрессий и одиночества.

Заниженная самооценка – это когда личность преуменьшает свои навыки и способности, не знает свой настоящий потенциал или пытается его постоянно принизить. Следствием этого является неуверенность в себе, излишняя застенчивость, отсутствие амбиций и целей, проблемы с реализации своих способностей. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

И завышенная и заниженная самооценка плохо влияет на развитие личности. Неадекватная самооценка провоцирует множественные и затяжные кризисы развития личности и может привести к социальной изоляции. Люди с завышенной или заниженной самооценкой очень часто вступают в конфликт с окружающими. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других.

С возрастом у человека формируется определенное видение себя, своих возможностей и того, что можно извлечь из своего потенциала. Люди с завышенной самооценкой легко могут добраться до руководящей должности и более менее нормально выполнять свои задачи. Что касается людей с заниженной самооценкой, то они обычно предпочитают оставаться в тени. И тем и другим общение с друзьями и коллегами дается непросто.

Современная психология также рассматривает такой термин как "плавающая самооценка". Под плавающей самооценкой подразумевается постоянный анализ своих поступков, их переоценка и коррекция.

Для определения уровня самооценки в психологии чаще всего используется шкала Розенберга. Она была разработана в 1965 году. Данный тест до сих пор является наиболее распространенным психологическим инструментом для определения самооценки.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)