Самооценка подростка

В подростковом возрасте часто возникают проблемы с самооценкой, которые являются следствием ошибок воспитания или влияния негативной социальной среды. Для диагностики и коррекции разработаны и применяются различные методики в том числе такие как: методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан, «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О. Кондаша, методика исследования самооценки личности С.А. Будасси и др.
Рубрика: Психология
Автор: Ирина Нестерова ✔ 01.05.2023

Нестерова И.А. Самооценка подростка // Энциклопедия Нестеровых


Особенности самооценки в подростковом возрасте

Самооценка подростка формируется в еще в раннем детстве. Все ошибки воспитания напомнят о себе в подростковом возрасте, так как в этот период человек сталкивается с одним из самых сложных и значимых кризисов личностного развития.

Подростковый возраст – это сложный период становления личности когда формируются не только коммуникативные навыки, но и "Я" и его восприятие.

На данном этапе развития у личности формируется система ценностей и появляются новые качества и потребности:

  • формирование идеала личности,
  • склонность к рефлексии,
  • частая смена настроения,
  • чувство взрослости,
  • развитие самосознания,
  • интерес к противоположному полу,
  • половое созревание,
  • повышенная возбудимость,
  • особое развитие волевых качеств,
  • потребность в самоутверждении и самосовершенствовании.

В старшем подростковом возрасте формируется профессиональное и личностное самоопределение и система ценностных ориентаций. Данный возраст заканчивается кризисом 17-ти лет, который переводит подростка во взрослую жизнь.

С. Л. Рубинштейн, описывает развитие самооценки подростков через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.

Самооценка подростка находится под влиянием школьных достижений и провалов, общения со сверстниками и того, как оценивают его окружающие. В подростковом возрасте главной задачей становится приобретение новых социальных способностей и личных навыков, предназначенных для подготовки к роли взрослого. Самым главным для подростков является осознание своего места внутри группы. Именно друзья становятся теми с кем подростки делятся эмоциями и переживаниями. Вместе с этим развивается чувствительность по отношению к чувствам и эмоциям других людей. Социальная поддержка в форме принятия и одобрения от других является мощным фактором влияющим на самооценку. Обычно самооценка девочек-подростков ниже чем мальчиков. Это обусловлено наличием больших препятствий на пути к принятию и пониманию своего "Я".

Несмотря на высокую значимость друзей и знакомых, семья является важным фактором формирования личности подростка. Усвоенная модель семейного воспитания переносится людьми из поколения в поколение. Поэтому семейное неблагополучие отрицательно влияет на самооценку подростков. Дети из неблагополучных семей чаще всего страдают от проблем с самооценкой. Она либо сильно занижена, либо завышена.

Подросток с низкой самооценкой отличается замкнутостью и неуверенностью в себе. Он старается избегать социальных контактов, предпочитает реальному общению виртуальное. Его легко обидеть, задеть. Обычно подросток с низкой самооценкой легко поддается чужому влиянию и не способен на принятие самостоятельных решений.

Отечественными психологами В. Кваде, В. П. Трусовым В. Кваде, В. П. Трусовым были выявлены факторы, которые определяют уровень самооценки у подростков. Например, адекватная самооценка формируется у тех, кто в подростковом возрасте нацелен на определенную профессию и хорошо учится в школе, а также придерживается норм поведения в учебном заведении в обществе По мнению психологов завышенная самооценка в подростковом возрасте вызывается низкой оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку стимулирует низкая психологическая устойчивость.

Признаки низкой самооценки подростка

Признаки низкой самооценки подростка

Причина подростковой завышенной самооценки в том, что ребенок хочет показаться лучше, чем он есть, добиться признания знакомых и друзей. Еще одной основой формирования неправильной оценки является нарциссизм, безнаказанность, когда родители продолжают потакать уже взрослому ребенку, преувеличивают масштаб его достижений.

Подростки с завышенной самооценкой обычно грубы, высокомерны, стараются везде выделиться и доказать свою правоту несмотря ни на что.

Признаки завышенной самооценки у подростков

Признаки завышенной самооценки подростка

В психологии доказано, что низкий уровень самооценки у подростка значительно хуже для развития личности, чем завышенная самооценка. Низкая самооценка отрицательно сказывается на формировании личности и ее положение в обществе. Она делает человека некоммуникабельным, пассивным, не заинтересованном в социальном контакте неудачником, не стремящимся к успеху. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Методы коррекции самооценки подростков

Для того, чтобы самооценка подростка стала адекватной необходимо придерживаться принципа сочетания диагностики и коррекции. Важное место в коррекции самооценки подростка занимает выявления уровня тревожности. Для этого используют несколько методик, каждая из которых показывает хорошие результаты, на обычно рассчитаны на определенный возраст подростков.

Для выя выявления тревожности старших подростков использую "Шкалу тревожности", разработанную по принципу "Шкалы социально-ситуативной тревоги" О. Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют обнаружить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указываются фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

  • Методика включает ситуации трех типов:
  • ситуации, связанные со школой, общением с учителями
  • ситуации, актуализирующие представление о себе ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данная методика хорошо показала себя для выявления тревожности подростков от 15 до 17 лет. В тоже время для детей в возрасте от 10 до 15 лет лучше использовать методику А. М. Прихожан, но начиная с 16-летнего возраста данные по этой методике сильно различаются с данными по другим методикам, измеряющим уровень тревожности.

Большой интерес представляет использование методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан. Методика состоит из двух частей. Первая часть построена на методе прямого оценивания, вторая носит проективный характер. Оптимальным является использование методики на стадии массового опроса для выявления проблем у школьников подросткового возраста, требующих особого внимания со стороны педагога и психолога.

Методика С. В. Ковалева на определение уровня самооценки дает хорошие результаты при работе с подростками от 15 до 17 лет. Методика направлена на выявление уровня самооценки, а именно оценки личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Л. Бассет исследовал вопрос, как повысить самооценку и уверенность подростку, и разработал методику "Восемь способов изменения самооценки".

Восемь способов изменения самооценки

Восемь способов изменения самооценки

Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси представляет собой тест на самооценку для подростков. Данная методика оценивает самооценку по таким параметрам, как:

  • высокая/средняя/низкая,
  • адекватная/неадекватная.

В основе данной методики лежит способ ранжирования.

В процессе тестирования подростку предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых ему необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих идеальную личность по мнению ребенка.

Неплохой результат в процессе диагностики самооценки дает тест В. В. Новикова "Кто я есть в этом мире". Данная методика определяет уровень самооценки подростков по следующим параметрам:

  • тенденции к завышению/занижению,
  • явно завышенная/заниженная, адекватная самооценка.

После выявления уровня самооценки с подростками у которые выявлены отклонения от адекватной самооценки организуются индивидуальные и групповые консультации. На занятиях с психологом используют такие упражнения, как "Рекомендательное письмо" или "Таблица самооценки". Пусть подросток записывает что в нем хорошего и плохого. На консультации все записанное обсуждается и анализируется.

Помимо этого хорошие результаты дают мероприятия по повышения самооценки в семье. Например, совместный час физической активности. Он поможет установить контакт с ребенком и показать, что регулярность и усидчивость способно привести его к высоким результатам. Поражения- это часть жизни. Через них нужно проходить и развиваться далее с опорой на полученный опыт.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)