Сбалансированность бюджета РФ

Эффективное исполнение бюджета РФ и проблема его сбалансированности.
Рубрика: Экономика
Автор: Андрей Нестеров ✔ 14.03.2019

Нестеров А.К. Сбалансированность бюджета РФ // Энциклопедия Нестеровых


Доходы и расходы бюджета

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Бюджет, как основной инструмент системы государственных финансов, позволяет сопоставлять потребности государства и размер средств для их удовлетворения. Бюджет состоит из доходной и расходной части.

Бюджет РФ

Доходы и расходы бюджета РФ

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Формирование государственного бюджета осуществляется посредством доходов и расходов, которые отражают процесс перераспределения валового национального продукта в соответствии с целями и задачами государственной политики.

Доходы бюджета формируются из налоговых и неналоговых поступлений за счет перераспределения национального дохода. Доходы бюджета отражают выполнение фискальных и экономических задач государства. За счет доходной части финансируется реализация задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджета отражают процесс перераспределение доходов бюджета путем использования по различным направлениям государственной политики.

Сбалансированность бюджета – это паритетное соотношение доходов и расходов бюджета.

Проблема сбалансированности бюджета РФ

Когда все расходы бюджета покрыты его доходами, считается, что расходы уравновешены доходами, такое положение является условием нормальной бюджетной деятельности. Однако доходы могут быть больше расходов и наоборот.

  1. Доходы превышают расходы – бюджетный профицит. Сбалансировать бюджет можно за счет увеличения расходов бюджета по финансированию государственных фондов.
  2. Доходы меньше расходов – бюджетный дефицит. Сбалансировать бюджет можно за счет увеличения доходов, сокращения расходов или комбинацией.

Возникновение дефицита бюджет может быть обусловлено разными причинами:

  • Структурный дефицит – реализация политики по стимулированию экономической активности и спроса в период спада производства, когда государство увеличивает расходы, в частности на создание рабочих мест;
  • Циклический дефицит – вызывается общим спадом производства в период кризиса вследствие цикличности развития экономики, когда снижаются налоговые поступления и доходы государства;
  • Активный дефицит – возникает в результате превышения расходов над доходами, т.е. несбалансированного бюджетного процесса;
  • Пассивный дефицит – возникает в результате снижения налоговых поступлений вследствие замедления темпов экономического роста.

Проблема сбалансированности бюджета обусловлена базовым принципом бюджетного процесса – обеспечение количественного соответствия бюджетных расходов и источников их финансирования. Отсутствие бюджетного паритета порождает несбалансированность.

Несбалансированность бюджета может быть отрицательной и положительной, соответствуя дефициту и профициту бюджета.

При дефиците бюджета он, в принципе, не исполним, так как нереален и фиктивен. Поэтому государству требуется изыскать дополнительные денежные средства для покрытия своих расходов, чтобы обеспечить бюджетный паритет, либо отказаться от части расходов.

Профицит бюджета также является нежелательным, так как означает повышенную нагрузку на экономическую систему и снижает эффективность использования бюджетных средств. Излишние доходы следует направлять в специальные государственные фонды, в том числе внебюджетные.

В обоих случаях речь идет о существенном дисбалансе – когда доходы и расходы бюджета несовпадают в пределах десятых процента, добиться сбалансированности бюджета можно за счет небольших коррекций.

Таким образом, сбалансированность бюджета РФ – это необходимое условие нормального функционирования государства.

Методы достижения сбалансированности бюджета

Различают две группы методов сбалансированности бюджета:

  1. Методы, применяемые при формировании бюджета;
  2. Методы, применяемые при исполнении бюджета.

методы сбалансированности бюджета

Виды несбалансированности бюджета

Несбалансированность бюджета может быть краткосрочной или долгосрочной.

Краткосрочная несбалансированность бюджета – паритет между доходами и расходам нарушен в течение одного финансового года и является отражением макроэкономической ситуации. Обычно это происходит вследствие изменения ситуации, в которой планировался бюджет. Незапланированные тенденции могут оказать пагубное воздействие на налоговые поступления: падение экспортных цен, сокращение объемов производства, изменение спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности.

Долгосрочная несбалансированность бюджета – паритет между доходами и расходами нарушается на протяжении нескольких лет подряд. Разрыв между доходами и расходами бюджета обуславливается системными или фундаментальными проблемами в национальной экономической системе, которые носят устойчивый характер.

Факт наличия дефицита бюджета – не обязательно сигнал экономических проблем. Дефицит выступает инструментом макроэкономического регулирования, позволяя решать различные социально-экономические задачи. Однако недопустимо длительный период пользоваться данным инструментом – все хорошо в меру. При долгосрочной отрицательной несбалансированности бюджета появляются негативные последствия снижения совокупного спроса и доходов.

Стратегической целью государства является сбалансированность бюджета.

Концепции сбалансированности бюджета

Современные концепции сбалансированности бюджета предполагают три основные модели:

  1. Бюджет должен быть сбалансированным ежегодно.
  2. Бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла.
  3. Сбалансированность бюджета является второстепенным аспектом бюджетного процесса.

концепции сбалансированности бюджета

Данные концепции исходят из разных теоретических обоснований:

  1. Концепция ежегодной сбалансированности бюджета повсеместно применялась до середины XX века, когда государства добивались равенства доходов и расходов, порой даже тогда, когда можно было обойтись без жестких мер. Исходная предпосылка – позволяет государству проводить более ответственную политику, "жить по средствам".
  2. Концепция сбалансированности бюджета в пределах экономического цикла появилась в результате развития теории Кейнса, который обосновал возможность использования дефицита бюджета для стимулирования экономики. При экономическом спаде государство должно сократить налоги и увеличить расходы – бюджет становится дефицитным, но государство компенсирует падение спроса. Во время фазы подъема государство рассчитывается по долгам за счет повышения ставок налогообложения или роста налоговых поступлений. Избыток бюджетных средств в фазе подъема компенсирует бюджетный дефицит в фазе кризиса. Бюджет может быть дефицитным даже несколько лет, но по итогам экономического цикла он становится сбалансированным. Применяется большинством стран в практике государственного регулирования экономики.
  3. Концепция вторичности сбалансированности бюджета исходит из утверждения, что основной задачей является стимулирование экономического роста. Отвергается принцип "жить по средствам" – если доходов бюджета не хватает для финансирования расходов, то необходимо использовать заемные средства. Государственный кредит способен компенсировать разрыв в доходах и расходах, а также привлечь сбережения для инвестирования в экономику. Данная концепция применяется в США, где государственный долг превысил величину годового ВВП, а государство уже давно живет не по средствам.
Сбалансированность бюджета

Концепция сбалансированности бюджета

Преимущества

Недостатки

Вывод

Ежегодная сбалансированность бюджета

Повышенная ответственность государства

Долги на накапливаются

Инфляция не увеличивается выше порогового значения 2-5%

Повышение вероятности безработицы в условиях макроэкономической нестабильности

Замедление экономического роста

Неоптимальное планирование государственных расходов

Требуется более строгий контроль развития экономики

Подходит для стран с переходной экономикой

Сбалансированность бюджета в пределах экономического цикла

Высокая эффективность антициклического регулирования

Умеренное стимулирование экономического роста

Сбалансированная бюджетно-фискальная политика

Инфляция не увеличивается выше порогового значения 2-5%

Не учитывается вероятность того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по продолжительности и глубине

Сложно прогнозировать цикличность развития экономики

Минусы безработицы проявляются сильнее ее плюсов

Наиболее рациональная концепция, сочетающая все инструменты макроэкономического регулирования

Подходит для любых стран

Сбалансированность бюджета вторична

Постоянное стимулирование экономического роста

Привлечение инвестиций

Сохранение устойчивого дефицита бюджета

Постоянный рост расходов бюджета

Сокращение инвестиций в реальный сектор экономики

Снижение количества производительных рабочих мест

Рост государственного долга

Бесперспективность концепции доказана негативным опытом США

Недостатки превалируют над преимуществами

Не подходит для современных развитых стран

Сбалансированность бюджета Российской Федерации

В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Государственная Дума может принять только сбалансированный бюджет.

Если обнаружен профицит, реализуются следующие действия для сбалансированности бюджета:

  1. направить дополнительные доходы на погашение долговых обязательств;
  2. увеличить расходы бюджеты на национальные проекты и общественно-значимые мероприятия;
  3. прекратить привлечение доходов от реализации государственного и муниципального имущества;
  4. сократить налоговые доходы.

При обнаружении дефицита, определяются источники финансирования дефицита бюджета для его сбалансированности:

  1. выпуск государственных ценных бумаг;
  2. бюджетные ссуды;
  3. поступления от реализации принадлежащих государству финансовых активов, собственности, ценных бумаг;
  4. привлечение внешних займов.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)