Понятие и виды самостоятельной работы
Действующий в Российской Федерации ФГОС подчеркивает высокую роль самостоятельной работы студента в свете ее высокой эффективности. Под самостоятельной работой принято понимать такой род учебный деятельности, которая выполняется без участия педагога при помощи специальных учебных материалов.
В современной дидактике самостоятельная работа являет собой и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, и средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности.
Самостоятельная работа – хороший способ подготовить себя к научным исследованиям, творческому решению задач учебно-воспитательного процесса и, в конечном счете, профессиональному становлению [1].
Самостоятельная работа:
- способствует развитию индивидуальности
- учит проявлению инициативы
- создает возможность действовать самостоятельно без посторонней помощи,
- учит проявлять творческую активности и импровизировать.
Виды самостоятельной работы
Особенностью самостоятельной работы, как деятельности, несомненно, является развитие собственной познавательной потребности учащегося, воспитание самоконтроля и, наличие свободы выбора места и времени ее выполнения.
Подходы к самостоятельной работе в условиях ДОУ, школы и вузов разнятся. Однако, в любом случае, эффективность самостоятельной работы зависит от условий организации, мотивации к ее выполнению, содержания заданий, формы выполнения.
Основы самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студента строиться на том, что ему необходимо изучить имеющийся в доступе материал по заданной теме, осмыслить его самостоятельно, если необходимо, провести практическое исследование и сформулировать определенные выводы.
Организация самостоятельной работы студентов состоит из:
- работы с нормативными правовыми актами, учебниками, материалами лекций, дополнительной литературой, практическим материалом;
- исследовательская работа;
- участия в студенческих научных конференций;
- подготовки к семинарам, лекциям;
- подготовки к экзаменам.
Причины роста значимости самостоятельной работы в учебном процессе
Самостоятельная работа студента направлена на решение важных учебных задач:
- систематизация и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- ознакомление обучающихся с целями, содержанием, средствами, объемом, сроками выполнения, формами контроля;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся, способности к саморазвитию, к самостоятельному мышлению и т.д. контроль за качеством выполнения [2].
Организация самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарам, конференциям и экзаменам
В последние годы самостоятельная работа студентов привлекает внимание методистов и педагогов. Дело в том, что данный вид работы студента имеет большой потенциал, но в современных российских вузах ее эффективность чаще всего оставляет желать лучшего. При этом не следует забывать, что адекватная организация самостоятельной работы студентов в сочетании с иными видами учебной деятельности: лекции, семинары, исследования и др. способствует формированию профессионального правового сознания, общему развитию личности.
Умение самостоятельно принимать решения и находить выход из сложных ситуаций как в жизни, так и в профессиональных вопросах важный элемент, которому способствует самостоятельная работа в вузе.
Виды заданий для самостоятельной работы
В современной дидактике разделяют самостоятельную подготовку студента к разным видам деятельности. Так организация самостоятельной работы в процессе подготовки студентов к семинарам включает в себя следующее:
- внимательно прочитать конспект лекции по теме занятия;
- ознакомиться с соответствующим разделом учебника;
- ознакомиться с рекомендуемыми нормативными правовыми актами и практическими материалами;
- внимательно изучить дополнительную литературу;
- решить задачи, предложенные преподавателем.
При подготовке к участию в научных конференциях, для выступления с докладом, студенту следует обратиться к научной литературе по интересующему его вопросу, подготовить план выступления, список используемой литературы. Затем рекомендуется обратиться к научному руководителю за консультацией. После обсуждения основных вопросов с преподавателем студент готовит текст выступления в письменной форме. По содержанию выступление должно содержать вопросы, не отраженные в учебной литературе, а основанные на изучении студентом научной литературы, и практических материалов.
Организация самостоятельной работы студентов при подготовке к экзамену предполагает, что учащийся сможет самостоятельно с опорой на материалы лекций и семинарских занятий с использованием учебной литературы подготовит корректные ответы на экзаменационные вопросы. Для того, чтобы ответы на вопросы были по существу, рекомендуется подготовить краткий конспект с ключевыми тезисами к экзамену.
Литература
- Лушников А.М. История педагогики – Екатеринбург, 1994.
- Левченко И.Е. Особенности организации самостоятельной работы студентов при реализации ФГОС // КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-pri-realizatsii-fgos