Обучение синтаксису

Цели и задачи обучения синтаксису. Перечень ключевых принципов обучения синтаксису для формирования определенных навыков и умений.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 17.06.2021

Нестерова И.А. Обучение синтаксису // Энциклопедия Нестеровых

Для чего обучают основам синтаксиса в школе. Рассмотрим принципы обучения синтаксису, навыки и умения, которые формируются у школьников в процессе изучения данного раздела.


Цели и задачи обучения синтаксису

Обучение синтаксису

Синтаксис –представляет собой высший уровень языковой системы, который характеризуется использованием всех ключевых ресурсов языка. Синтаксис состоит из науке о словосочетании и учении о предложении.

Обучение синтаксису в условиях современной школы проводится со следующими целями:

  • Осознанное усвоение синтаксических норм способствует обогащению грамматического строя речи и повышению языковой культуры за счет норм литературного языка.
  • Сформировать речевые навыки школьников.
  • Способствовать формированию ключевых компетенций.

С опорой на вышеперечисленные цели формируются задачи обучения синтаксису.

  • Познакомить учащихся с синтаксическими единицами, а именно с словосочетанием, предложением тем самым обеспечить усвоение школьниками знаний о строе русского языка.
  • Совершенствовать речь учащихся на основе освоения синтаксических связей и отношений, таких как сочинение и подчинение, предикативные отношения и непредикативные.
  • Формировать умение использовать в коммуникации синтаксические единицы, чем совершенствовать свою речь.
  • Обогащать синтаксический строй речи школьников при помощи использования различных синтаксических конструкций, синтаксических синонимов.
  • Создать основу для усвоения пунктуации русского языка.

Обязательный минимум обучения синтаксису в школе

Основу школьного курса "Синтаксис" составляет система синтаксических понятий и правил. Все языковые явления рассматриваются с семантической точки зрения, рассматриваются в зависимости от строения либо изучаются с опорой на коммуникативный аспект.

Важное место в школьном курсе русского языка занимает учение о словосочетании. В него входят основные тезисы о структуре, построении и использовании словосочетаний.

Словосочетание – являет собой соединение слов, которые образуют грамматическое единство, в котором одни слова зависят от других.

Словосочетание изучается в связке с предложением и является его структурным элементом. В 5 классе учащиеся изучают особенности словосочетаний, а в 8 классе переходят к более детальному изучению предложений. При этом словосочетания рассматриваются как важные структурные элементы в учении о предложении.

Учение о предложении направлено на изучение предложения, его особенностей включая деление на простые и сложные.

Предложение – синтаксическая единица коммуникации. Это минимальная единица общения, которая наделена предикативностью и интонацией.

Предикативность представляет собой соотношение содержания предложения и актуальности по отношению к действительности. Значение предикативности заключается в главных членах предложения, знакомство с этой категорией поможет учащимся лучше усвоить понятия двусоставного предложения и односоставного предложения, а затем и понять сложное предложение, как коммуникативную единицу. В процессе изучения синтаксиса школьники изучают интонацию. Она проявляется в понижении и повышении тона.

Синтатаксис включает в себя изучение членов предложения, которые бываю главными и второстепенными. Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое, а к второстепенным относят дополнения, приложения, обстоятельства и определения. Второстепенные предложения могут быть важнее главных.

Актуальное членение предложения зависит от порядка слов, который устанавливает последовательность различных по коммуникативной значимости частей высказывания, что необходимо для точной передачи смысла.

Навыки по актуальному членению предложения вырабатываются в процессе регулярного выполнения упражнений на уроках русского языка. Учащиеся усваивают, что именно предложение является основным средством выражения мыслей.

В этой связи следует выделить ключевые принципы обучения синтаксису.

Синтаксические принципы

Принципы обучения синтаксису

Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Обучение синтаксису вырабатывает систему навыков и умений, связанных с использованием словосочетаний и предложений. Предложение состоит из словосочетаний. Умение правильно подобрать словосочетания составляет основу построения предложений, таким образом, умения следует разделить на две группы:

  • Умения, формируемые при изучении словосочетания.
  • Умения, формируемые при изучении предложения.
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису

Умения, формируемые при изучении словосочетания

Умения, формируемые при изучении предложения

Умение по использованию в речи словосочетаний-синонимов.

Умение отличать простое предложение от сложного. Знать их основные типы.

Умение правильно строить словосочетания, т.е согласовывать слова и помнить об управлении.

Умение пользоваться синтаксическими синонимами. Учащиеся должны знать и уметь замещать сложные предложения с разными видами связи простыми предложениями с обособленными и однородными членами.

Использовать словосочетания для построения предложения в соответствии с нормами русского литературного языка и коммуникативной целесообразностью.

Составлять простые и сложные предложения в соответствии с нормами русского литературного языка

Умение производить синтаксический разбор словосочетаний.

Умение правильно употреблять предложения разных типов.

Проводить синтаксический разбор простых и сложных предложений.

Находить и анализировать синтаксические средства выразительности речи.

Умение обосновывать знаки препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.

Синтаксические упражнения

На уроках русского языка важную роль играет синтаксический разбор. Схема синтаксического разбора представлена ниже.

Общая часть синтаксического разбора

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания.
  2. По эмоциональной окраске
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.

Синтаксический разбор простого предложения:

  1. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения:
  2. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.
  3. Указать, осложнено ли чем-либо предложение.
  4. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
  5. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Синтаксический разбор сложного предложения:

  1. Указать, какая связь в предложении.
  2. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.
  3. Сформулировать вывод о том, какое это предложение: бессоюзное, сложносочинённое сложноподчинённое.
  4. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое.
  5. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
  6. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Наблюдение над языковыми единицами и выявление их сущности. осуществляется на уроках русского языка с целью осмысления языкового явления и формирования навыков по выделению их среди других явлений.

Определение структуры синтаксической единицы направлено на установление структуры словосочетания или предложения.

Нахождение в конструкции тех или иных структурных частей. Данный вид упражнений позволяет развивать у школьников внимание и языковое чутьё.

Конструирование направлено на формирование умений по составлению схем словосочетаний и предложений, а также по схеме составлять предложения.

Упражнения в синонимической замене синтаксических единиц используются на уроках русского языка для того, чтобы обогащать синтаксический строй речи учащихся и формировать навыки по выбору наиболее подходящей формы высказывания.

Читайте также
Понятие, особенности и проблемы дуального обучения.
Анализ ключевых принципов методики преподавания русскому языку. Выявление важных компонентов, на которых основываются современные методики обучения русскому языку.
Педагогическое общение, как инструмент взаимопонимания педагога и ученика. Что лучше: авторитаризм или попустительство?
Требования к технологической карте урока английского языка
Роль методической работы и проблемы ее актуализации в современном образовании.