Понятие социального партнерства
Изначально, социальное партнерство появилось как самостоятельная категория в начале XX века, использовалось для разработки теории «социальных реформ», которая выступала противовесом теории «классовой борьбы», антиподом которой являлось социальное партнерство.
Социальные реформы определяются как комплекс качественных изменений в обществе без радикальных мер для улучшения жизни общества в целом и отдельных общественных групп. Классовая борьба означает столкновение антагонистических интересов различных классов, которые имеют объективное выражение и соответствуют месту данного класса в исторически определенной системе общественного производства.
Социальное партнерство – это система институтов и механизмов согласования интересов, основанная на равном сотрудничестве.
Социальное партнерство представляет собой развитую форму совместного согласования интересов различных социальных групп. Система социального партнерства основывается на равном сотрудничестве всех сторон, которые являются участниками одного процесса.
Основными вариантами функционирования социального партнерства выступают:
- классическая схема: интересы работников представляют профсоюзы и объединения, а интересы работодателей выражают союзы предпринимателей, промышленные образования и т.п.;
- трипартистский вариант: третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступают государство и институты власти, при этом выступая и гарантом выполнения принятых соглашений.
В обоих вариантах достигается ситуация, когда интересы всех групп уравновешиваются. Равновесие достигается путем переговорного процесса, как наиболее простым способом решить общие проблемы с выгодой для всех участников. В ходе согласования и переговоров стороны договариваются об условиях и социальных гарантиях, которые устроят всех участников.
Выступая в качестве составного элемента социальной направленности современной рыночной экономики, развитие социального партнерства создает объективные возможности достижения относительного баланса интересов работников, предприятий и государства на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Стратегической целью функционирования института социального партнерства является достижение баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Подход |
Понятие социального партнерства |
Характеристика подхода |
---|---|---|
Концепция социально-трудовых отношений |
Социальное партнерство – это особый тип социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом. |
Данный подход оперирует преимущественно сферой трудовых отношений, а социальное партнерство выступает квинтэссенцией комплекса взаимоотношений государством, предприятиями и работниками. |
Общая концепция социальных отношений |
Социальное партнерство – специфический вид общественных отношений между профессиональными, социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом. |
Данный подход ориентирован на превалирование социальной составляющей над трудовыми отношениями в обществе, охватывая при этом внетрудовые взаимоотношения. |
Комплексная концепция |
Социальное партнерство – мировоззренческая основа согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, классов, их общественных объединений, бизнеса и органов власти. |
Данный подход характеризует социальное партнерство, как некую надстройку над общественными отношениями в условиях рыночной экономики и указывает на их взаимообусловленность между собой и необходимость их защиты в условиях капиталистической экономики. |
Следует отметить, что рассмотренные подходы сходятся в двух ключевых аспектах:
- Основа социального партнерства – это согласование интересов участвующих групп;
- Участие в данном процессе на объективной основе общества, бизнеса и государства.
Следует отметить и сугубо юридический подход, согласно которому социальное партнерство – это согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования. Данный подход ориентирован на правовую составляющую данного института. При этом они оперирует исключительно нормативными аспектами законодательной основы социального партнерства, в результате, если не существует законов о социальном партнерстве, то и его самого не существует, что указывает на ограниченность юридического подхода к определению сущности социального партнерства.
Социальное партнерство – это система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.
Социальное партнерство основывается на результатах разработки фундаментальной категории общественного договора. В частности, в работах Т. Гоббса общественный договор рассматривался в качестве основания для существования общества и выступал формой согласия интересов, которую он возводил в абсолют в виде "соглашения". Результатом его исследований стало формирование принципа согласования интересов в социальном партнерстве.
Ж.-Ж. Руссо, указывая на договорные отношения в основе государственного устройства, фактически определял принцип добровольного участия в социальном партнерстве в контексте принятия определенных ограничений и обязательств всеми участниками социального партнерства. Результатом такого взаимного договора выступает достижение взаимоприемлемых решений для всех участников социального партнерства. Диалектика пересечения интересов разных социальных групп и их противоречия обуславливает процессы объединения и совместного решения проблем, стоящих перед обществом в целом.
К. А. де Сен-Симон в рамках общественных отношений определял их устройство в виде создания возможностей применения способностей отдельными индивидами и социальными группами, при этом эти возможности должны быть равными для всех. Соответственно, идеи К.А. де Сен-Симона способствовали формированию принципа сотрудничества социального партнерства, как результатам всеобщего равенства и социальной справедливости при коллективном решении социальных проблем.
В современных условиях социально-экономического развития в практику социального партнерства входит деятельность по достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в удовлетворении нематериальных потребностей граждан, их законных интересов, а также в сферах защиты прав, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи. Вместе с тем, участниками и инициаторами социального партнерства в современных условиях выступают и учреждения культуры, образования, органы правопорядка и др.
Следовательно, институт социального партнерства не ограничивается в настоящее время сферой хозяйственных, социальных, трудовых отношений, поскольку он охватывает и различные общественные объединения, которые представляют объективные интересы различных социальных групп, слоев, органов государственного управления, в том числе местного самоуправления. В результате этого осуществляется принятие, выполнение и контроль реализации договоров и соглашений, политических решений. В современных условиях в социальном партнерстве участвуют большие группы людей, трудовые коллективы, предприятия, представители населенных пунктов, территорий, властные структуры. При этом последние чаще выступают лишь в качестве организатора переговорного и согласительного процесса, а также гаранта соблюдения достигнутых соглашений.
Таким образом, можно сделать вывод, что конструктивной основой социального партнерства выступает взаимный учет интересов различных общественных групп, их обоюдное согласование и стремление к наиболее полной реализации. В противном случае, институт социального партнерства оказывается неспособным формировать условия для устойчивого развития национальной экономики, обеспечения социально-экономической стабильности на уровне государства в целом и достижению общественного согласия в целом. Следовательно, институт социального партнерства выступает одним из условий для существования сильного государства, роста благосостояния общества, экономического роста и развития национальной экономической системы.
Функции социального партнерства
В условиях, сложившихся в сфере социального партнерства в настоящее время, создаются объективные возможности для решения трех задач:
- достижение относительного баланса интересов работников, предприятий и государства;
- соблюдение баланса интересов на основе сотрудничества;
- совместное решение социальных проблем.
В результате, стратегической целью функционирования института социального партнерства является достижение баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Система социального партнерства имеет определенное общественное назначение, которые предполагает деятельность определенных органов, а также разработку и принятие соответствующих документов, которые направлены на регулирование социально-трудовых, политических и экономических отношений на принципах консенсуса.
Функции социального партнерства определяются его содержанием, которое заключается в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя секторами на общественной арене – государственными структурами, коммерческими предприятиями и общественными группами (общественными, некоммерческими и т.п. организациями). Соответственно, реализация функций социального партнерства возникает в тот момент, когда представители государственного, частного и общественного сектора начинают работать совместно, реализуя интересы отдельных социальных групп и общества в целом.
На рисунке представлены функции института социального партнерства с учетом их межсекторальной взаимосвязи.
Функции института социального партнерства
Важнейшей функцией социального партнерства является согласование и защита интересов различных социальных групп, слоев и классов; данная функция реализуется через выявление и защиту интересов всех общественных групп внутри единого общества. Следует отметить, что через поддержание устойчивого общественного развития формируется и основа для согласования интересов общественных групп.
Функция решения актуальных общественно значимых задач реализуется не напрямую, а опосредованно, через организацию содействия решению таких задач в сфере экономического развития, политического устройства, общественного благосостояния в целом. В результате, достигается сбалансированный подход к согласованию интересов трех секторов института социального партнерства.
Функция обеспечения стабильности и развития общества осуществляется в контексте протекающих в обществе экономических, социальных и политических процессов, при этом формирование условий для обеспечения стабильности и развития обществе является выражением данной функции. Во взаимосвязи с решением общественно значимых задач данная функция обеспечивает бесперебойное функционирование социально-экономической системы государства.
Функция решения социальных проблем реализуется в соответствии с критериальным подходом к имеющимся в обществе социальным противоречиям, диспропорциям, а также их последствиям. В соответствии с выявленными критериями социальных проблем, предпринимаются меры по устранению противоречий и диспропорций в обществе, а также их последствий, негативно сказывающихся на социальной обстановке и благосостоянии общества. В совокупности, нивелирование или ликвидация социальных противоречий, диспропорций и их последствий является результатом решения различного рода социальных проблем, свойственных рыночной экономике.
Формирование правового государства также является функцией института социального партнерства, выступает объективной формой создания условий для функционирования правовой системы, обеспечения правопорядка, судебной защиты, социальных гарантий. В совокупности с решением социальных проблем формирование правового государства также способствует повышению благосостояния общества, улучшению условий его дальнейшего развития.
Таким образом, можно сделать вывод, что функции социального партнерства объективно взаимосвязаны между собой, соответственно их реализация в каждом государстве требует комплексного и системного подхода.
Реализация функций социального партнерства должна обеспечивать согласование и защиту интересов работников, предпринимателей, органов государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. При эффективной реализации функций социального партнерства не происходит слияния интересов, а достигается оптимальный баланс между интересами указанных групп, создается особое положение, в рамках которого предприниматели обеспечивают себе стабильное получение прибыли, общество – достойные условия своего существования, а государство – стабильность функционирования социально-экономической системы в целом. В результате можно судить о том, что функции социального партнерства направлены на следующие аспекты:
- поддержание определенного уровня качества жизни;
- обеспечение функционирования государственных институтов;
- стабильное функционирование субъектов хозяйственной деятельности;
- сохранение и поддержание тенденций макроэкономической стабильности;
- обеспечение позитивных тенденций функционирования социально-экономических отношений на микроуровне национальной экономической системы;
- формирование условий достижения общественного согласия по ключевым вопросам, касающихся условий функционирования социума;
- реализация общественных запросов в соответствии со сложившимися условиями функционирования социума.
Следовательно, субъектами реализации функций социального партнерства являются общество, предприниматели и государство. Объектом социального партнерства являются в первую очередь социально-трудовые отношения между его субъектами: отношения по поводу заработной платы, занятости, управления и расширения социальных гарантий, охраны, условий, организации труда, различного рода трудовых споров и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация функций социального партнерства крайне важна для повышения результативности государственной социальной политики, функционирования социально-экономических отношений, повышения эффективности экономической деятельности субъектов предпринимательства. По тому, насколько активно ведется социальный диалог, можно судить о согласованности действий партнеров, уровне организованности труда, а также о зрелости социально-трудовых отношений. Поэтому необходимо дальнейшее развитие национальной системы социального партнерства в России.
Социальное партнерство – один из ведущих институтов в рамках функционирования правового государства, обеспечения условий повышения благосостояния граждан и развития социально-экономической системы. Для России и других развитых стран, механизмы социального партнерства становятся важным аспектом в регулировании социально-трудовых отношений. Органы власти уделяют большое внимание налаживанию долгосрочных партнерских отношений и развитию конструктивного социального диалога с предпринимателями, профсоюзами, в свою очередь, социально ответственные предприятия обычно являются лидирующими компаниями и ведут активную социальную политику.
Механизм социального партнерства
Идея социального партнерства востребована очень широкими слоями населения. Базовым аспектом является необходимость соединения власти с народом и устройства социально-справедливого созидательного общества в соответствии с действующей моделью национальной экономики.
Системообразующим механизмом социального партнерства является механизм консолидации государства, предпринимателей и общества, вокруг целей социально-экономического развития.
Механизм консолидации государства, предпринимателей и общества
В соответствии с механизмом консолидации государства, предпринимателей и общества, обеспечивается баланс реализации важнейших социально-экономических интересов основных групп общества. Это является результатом развития современного общества и изменений в его социальных группах.
Социальное партнерство в сфере труда
В сфере труда действие механизма социального партнерства обеспечивает формирование условий для функционирования трех ключевых механизмов социального партнерства. Механизмы социального партнерства основываются на происходящих социально-экономических изменениях и способствуют формированию и развитию цивилизованных форм социально-трудовых отношений.
№ |
Механизм социального партнерства |
Характеристика |
---|---|---|
1 |
Соглашения |
Это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями. Регулирует социально-трудовые отношения, через него можно влиять на управление предприятиями. |
2 |
Коллективные договоры и трудовые контракты |
Средства защиты интересов работников. Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются. В трудовом контракте оговариваются основные обязательства сторон, в частности, какую и в каком объеме работу должен выполнять работник, и обязанности руководителя, какую заработную плату он должен выплачивать. |
3 |
Партнерские переговоры |
Средство регулирования социально-трудовых отношений, процесс в котором решение не навязывается одной из сторон, а вырабатывается всеми его участниками в условиях равноправия. Широко применяется принцип консенсуса. Переговоры – это своеобразный социальный диалог, основанный на приоритетах согласия. |
Социальное партнерство в сфере труда обусловлено наличием объективных факторов развития социально-трудовых отношений.
- Технико-технологические факторы – возрастающая сложность и интеллектуализация труда привели к повышению роли человеческих ресурсов. Наемный работник превратился в образованного субъекта производства, он вовлекается в управление производством и предприятием. В результате существенно выросла доля квалифицированного труда на производстве. Экономические интересы работодателя и работника сблизились.
- Социально-экономические факторы – часть работников стала акционерами или собственниками предприятий, они изменили свое отношение к собственности, судьбе производства и предприятий. К данной группе факторов относится появление большого числа индивидуального предпринимателей, хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства, собственники которых напрямую связывают себя с успешностью функционирования своего дела. Также следует выделить появление значительного количество инженерно-технических работников, обладающих высокой квалификацией и уникальными профессиональными навыками, чье благосостояние также зависит от динамики развития национальной экономической системы и хозяйствующих субъектов, где они работают. Отдельно следует выделить людей свободных профессий и самозанятых, которые работают исключительно на себя, а их благополучие зависит от благосостояния представителей социума в целом.
- Общественные факторы – формирование устойчивой и стабильной политической системы, развитого общества, активизация общественных организаций и объединений, которые представляют интересы трудящихся и защищают права работников, формирование объединений, представляющих интересы предпринимателей.
- Государственные и властные факторы – формирование социальной политики, обеспечивающей социальную защищенность всех слоев населения, реализация принципов государственного программирования в сфере социально-трудовых отношений, формирование правового государства, в котором публичная власть и все граждане подчинены нормам права.
Место социального партнерства в сфере труда определяется степенью гуманизации трудовых отношений, общественным признанием права гражданина на достойные условия жизни и труда, справедливую оплату труда, при этом также необходимо осознание различными социальными группами общества необходимости поиска и достижения социального мира и согласия на основе взаимных договоров и соглашений.
В Российской Федерации реализован правовой принцип социального партнерства в сфере трудовых отношений. Место социального партнерства в системе социально-трудовых отношений в Российской Федерации определяется:
- федеральным законодательством, которое регулирует социально-трудовые отношения;
- региональным законодательством, определяющем региональные особенности и практику социального сотрудничества в субъектах РФ;
- локальными нормативными актами.
В Конституции Российской Федерации провозглашаются принципы социального партнерства, определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41,42,114).
Трудовой кодекс Российской Федерации содержит раздел II "Социальное партнерство в сфере труда" (ст. 23-55). В нем социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками (представителями работников) работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений. В Федеральных законах РФ "О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности" (1995), "Об объединениях работодателей" (2002) обозначены формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе.
Нормы Трудового кодекса Российской Федерации являются правовым фундаментом, на основе которого происходит становление и развитие нового типа социально-экономических отношений в рамках социального партнерства.
Становление регионального законодательства, определяет особенности развития социального партнерства в субъектах РФ. В субъектах РФ принимаются законы о социальном партнерстве либо в законодательные акты включаются соответствующие разделы, регулирующие обеспечение социальной защиты и социальных гарантий работникам, развитие трудовых отношений, для формирования правового механизма социального партнерства.
Таким образом, место социального партнерства в сфере труда в Российской Федерации определено на законодательном уровне, что является объективно обусловленным для правового государства и соответствует современному уровню развития социально-трудовой сферы Российской Федерации.
Российская система социального партнерства основывается на трипартистском варианте развития, при котором государство является гарантом социальных отношений в рамках социального партнерства.
При этом для России характеры некоторые проблемы, связанные с уровнем развития социального партнерства и недостаточно полной реализации возможностей регулирования трудовых отношений:
- не доработаны или не реализованы должным образом основные механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений и соблюдения интересов отдельных групп;
- отсутствует общепринятые нормы социального партнерства;
- некоторые предприятия отказываются принимать механизмы социального партнерства, которые требует современное общество, ограничиваясь вместо этого стандартными условиями труда, основными социальными гарантиями и т.п.;
- диспропорции в современной роли социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений, на фоне того, что ряд предприятий не принимает на себя соответствующую социальную ответственность, в отдельных отраслях экономики, например, в железнодорожной, нефтяной, угольной промышленности, а также в машиностроении и электроэнергетике, выполнение отраслевых соглашений свидетельствует о качественном развитии социального партнерства, что уже привело к некоторому улучшению положения рабочих и росту производства.
В настоящее время социальное партнерство в России требует значительного совершенствования механизма взаимодействия его ключевых партнёров: государства, трудящихся и работодателей. Актуальность такой постановки вопроса возрастает с учётом нынешней ситуации в финансово-экономической сфере. Макроэкономическая нестабильность в очередной раз показывает чрезвычайно высокую роль и социальную ответственность государства в современном мире.
Сейчас в России доминирует взгляд, что социальное партнёрство – это трехсторонний процесс, результаты которого выражаются через уровень экономического развития государства и рост благосостояния трудящихся.
Следует отметить, что для Российской Федерации характерно отсутствие сильного влияния профсоюзов, но намного выше влияние государственных и муниципальных органов власти, по сравнению с зарубежными странами, вместе с тем, крупные российские компании часто содержат развитую социальную инфраструктуру. В дальнейшем необходимо развитие сложившейся трипартисткой системы социального партнерства, как наиболее эффективной для российских реалий.
В России трипартисткая модель социального партнерства в сфере труда характеризуется следующими аспектами:
- Высокая роль государства в регулировании социально-трудовых отношений;
- Ограниченное участие профсоюзов и объединений работодателей;
- В России самая широкая в мире сфера трудовых отношений, относимых к социальному партнерству;
- Российская система социального партнерства в сфере труда характеризуется высоким уровнем сложности и структурированности;
- Социальное партнерство в сфере труда регулируется на законодательном уровне.
Перспективы развития социального партнерства в сфере труда в России:
- Развитие отраслевого уровня социального партнерства;
- Расширение и повышение колдоговорных обязательств на локальном уровне;
- Конкретизация соглашений в сфере трудовых отношений;
- Усиление регулирующего воздействия государства на сферу труда и снижение административного воздействия на социальное партнерство.
Ежегодно в России увеличивается количество отраслевых соглашений, в том числе и на уровне субъектов федерации, растет количество предприятий, применяющих коллективные договоры в своей практике и увеличиваются расходы на социальные гарантии сверх установленных законодательством: дополнительные отпуска, выплата пенсий, другие виды компенсаций, льгот и выплат. Параллельно необходимо развитие государственной политики занятости, внедрение в рамках политики занятости системы квотирования рабочих мест для отдельных категорий населения.
Выводы
Задача государства – создать правовые и экономические стимулы для развития социального партнерства.
Задача общества – втягивать капитал в решение насущных социальных проблем и информировать государство о состоянии сотрудничества.
Активная социальная политика позволяет крупным российским предприятиям получить в долгосрочной перспективе общественную поддержку и различные льготы.
Перспективы развития социального партнерства включают модернизацию структуры существующей в России системы трипартизма, повышение роли юридического механизма социального партнерства, повышение социальной ответственности бизнеса с одновременным определением границ ответственности двух других сторон социального партнерства, внедрение в рамках политики занятости системы квотирования рабочих мест для отдельных категорий населения.
По тому, насколько активно ведется социальный диалог, можно судить о согласованности действий партнеров, уровне организованности труда, а также о зрелости социально-трудовых отношений. Поэтому необходимо дальнейшее развитие национальной системы социального партнерства в России.