Социальное партнерство в антикризисном управлении
Согласно модели социального партнерства, общий интерес профсоюзов и руководства предприятия основан на том, что обе стороны заинтересованы в сохранении производственного процесса, поскольку он обеспечивает обе стороны доходом. Со стороны государства, которое является участником социального партнерства в трипартистском варианте, основной интерес представляет сохранение занятости работников предприятия, когда осуществляется антикризисное управление, и уровня их доходов. Таким образом, интересы профсоюзов и государства в значительной степени совпадают.
Антикризисное управление, представляя собой процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности предприятия и развитие условий для выхода из кризисного состояния, является важным элементом управления предприятиями в современных условиях развития экономики. Профсоюзные организации играют определенную роль в антикризисном управлении и существует объективные пути развития партнерства при проведении антикризисных мероприятий между руководством предприятий и наемными работниками. В этой связи объективный интерес представляют социально-экономические отношения, возникающие в процессе реализации антикризисной политики при взаимодействии с профсоюзными организациями.
Предприниматели или, другими словами, представители бизнеса являются в социальном партнерстве стороной, которая реализует свои интересы в получении прибыли. При этом социальное партнерство способствует достижению социального мира. Конфликты плохо сказываются на бизнесе, так как, в конечном счете, ведут к снижению прибыли или полной ее потере.
Вместе с тем деятельность профсоюзов вступает в конфликт с интересами работодателей:
- интерес предпринимателя – присвоить неоплаченный труд работника (за счет неоплаченных переработок, заниженной заработной платы и т.п.);
- основная задача профсоюза – добиться соответствия уровня оплаты труда и объемов выполняемой работниками работы.
Социальное партнерство в антикризисном управлении предполагает поиск и развитие общих интересов, точек соприкосновения между работниками, профсоюзом и предпринимателем (работодателем), особенно учитывая, что друг без друга эти социальные группы обойтись не могут.
В кризисных ситуациях на предприятиях повышается значение профсоюзов, которые представляют коллективные интересы работников предприятий, выступая от их имени в переговорных процессах. Предпринимая меры по сохранению рабочих мест и заработной платы, директора предприятий и профсоюзы могут объединяться для отстаивания льгот перед предприятиям со стороны государства, смягчения налогового бремени, либо добиваться подобных результатов для целой отрасли.
Государственное регулирование рынка труда
Использование принципов социального партнерства в антикризисном управлении позволяет:
- обеспечить переговорный характер разрешения возникших разногласий,
- согласовать будущую социально-экономическую политику предприятия по отношению к своим работникам,
- определить методы и меры обеспечения защиты интересов кризисного предприятия и работников;
- утвердить программу совместных усилий работников и работодателя для вывода предприятия из кризиса.
Поскольку и работники, и работодатель заинтересованы в экономическом росте предприятия, то рост трудовой активности, необходимый для повышения конкурентоспособности предприятия и его оздоровления, может сопровождаться достигнутым в рамках переговоров между работодателем и профсоюзом компромиссом в отношении заработной платы и условий труда. Например, коллективные переговоры могут обеспечить общее участие в оздоровлении предприятия за счет влияния профсоюза на работников. Взамен, работодатель обязуется улучшить условия труда, усилить социальные гарантии работникам предприятия после выхода предприятия из кризиса. Также в рамках трипартистской модели профсоюзы могут привлечь внимание органов власти к проблемам кризисного предприятия, что может поспособствовать получению предприятием, например, специальных налоговых льгот для того, чтобы работодатель смог обеспечить своим работникам достойные условия труда на период проведения агрессивных антикризисных мер без использования популярных мер по сокращению штата в период кризиса.
Взаимодействие с профсоюзами в антикризисном управлении
Применение на предприятиях принципов социального партнерства с привлечением профсоюзов к механизмам антикризисного управления позволяет обеспечить снижение и сокращение остроты социального конфликта между предпринимателем и наемными работниками в период кризиса на предприятии. Также это способствует предупреждению агрессивных действий профсоюзов, которые выражаются в забастовках и пикетировании предприятия, и переходу к конструктивным обоюдным договоренностям.
Применение принципов социального партнерства способствует эффективной реализации антикризисных мер на предприятии. Только тесное и взаимовыгодное сотрудничество с профсоюзом может обеспечить эффективное решение задач антикризисного управления предприятием.
Следует учитывать, что влияние человеческого фактора, действий персонала предприятия, наемных работников может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на проводимые на предприятии антикризисные мероприятия.
Взаимодействие в либеральной форме с профсоюзами весьма актуально для владельцев и руководства предприятий, где существуют профсоюзы и заключен коллективный договор. Такие предприятия берут на себя полную социальную ответственность и все кадровые решения, включая увольнения и сокращения, а также изменение размеров заработной платы, проводимые в рамках антикризисного управления, согласуются с руководством профсоюзной организации. Кроме того, все принимаемые решения в рамках антикризисной политики должны соответствовать законодательным актам, регулирующим трудовые отношения.
В соответствии с принципами социального партнерства и законодательством работодатель должен учитывать мнение представительного органа работников при принятии решений в рамках реализации антикризисной политики в компании. Также коллективным договором может быть предусмотрено принятие на предприятии решений, касающихся трудовых отношений, по согласованию с профсоюзом. Решения, ухудшающие положение наемных сотрудников предприятия, будут являться недействительными, если они принимались руководством предприятия без учета или согласования с представительным органом работников или идут вразрез с коллективным договором. Подобные решения не могут применяться на практике. Поскольку большинство решений, связанных с трудовыми отношениями, принимаются в рамках реализации антикризисной политики с тем, чтобы сократить выплаты рабочим и изменить условия труда, то участие в принятии данных решений профсоюзов необходимо.
В соответствии с Трудовым Кодексом РФ учет мнения профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации требуется относительно следующих решений:
- об отмене режима неполного рабочего времени;
- о привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных законодательством;
- при составлении графиков сменности;
- о разделении рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы;
- о привлечении к работам в праздничные дни в случаях, не предусмотренных законодательством;
- об утверждении графика отпусков;
- о введении системы оплаты и стимулировании труда, в том числе о повышении оплаты за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочную работу;
- об утверждении формы расчетного листка;
- об установлении различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок;
- об установлении конкретных размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- об установлении конкретных размеров заработной платы в ночное время;
- о введении и применении систем нормирования труда;
- о принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда;
- о введении мер, предотвращающих массовые увольнения работников;
- об утверждении правил внутреннего трудового распорядка организации;
- об определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей;
- об утверждении инструкций по охране труда для работников.
По решению работодателя могут приниматься и другие решения, например, положение о комиссии по трудовым спорам и т. д.
Порядок учета мнения профсоюза при реализации решений антикризисной политики определен в Трудовом Кодексе РФ. Фактически, любое решение, связанное с изменение условий труда и оплаты за труд, должно пройти согласование и получить одобрение профсоюза.
Предприниматель, проводящий антикризисную политику на своем предприятии, или руководство предприятия перед принятием подобного решения направляет проект данного решения или мероприятия с обоснованием необходимости его реализации в профсоюзный комитет. Если профсоюз представляет интересы всех работников предприятия, то решение оценивается с позиции интересов всех работников, если профсоюз представляет только часть работников, то приоритет при согласовании решения будут иметь сотрудники предприятия, относящиеся к категориям работников, которые представляет профсоюз.
Профсоюз обязан в течение пяти рабочих дней с момента получения проекта решения направить руководству предприятия мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Мотивированное мнение является, в данном случае, выражением интересов работников предприятия. Мотивированное мнение может содержать три варианта оценки предложенного решения: полное согласие, полное несогласие, частичное согласие с предложениями по изменению решения.
Если мотивированное мнение профсоюзного комитета не содержит согласия с решением или профсоюз предлагает внести определенные изменения в решение, то работодатель может согласиться с мнением профсоюза, либо в течение трех дней после получения ответа от профсоюза провести дополнительное совещание с профсоюзом.
Если согласие так и не было достигнуто, то все разногласия между предпринимателем или руководством предприятия и профсоюзом оформляются в виде протокола. После оформления протокола работодатель вправе принять решение в той формулировке, в которой считает нужным, оформив данное решение, например, в виде приказа по предприятию. Приказ может быть обжалован профсоюзом в государственной инспекции труда или в суде. Кроме того, профсоюз имеет законные основания начать процедуру разрешения коллективного трудового спора согласно Закону РФ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и Трудовому Кодексу РФ.
Государственная инспекция по труду обязана в 30-дневный срок после получения жалобы от профсоюза на принятый на предприятии приказ провести проверку на предприятии. В случае выявления нарушений выдать руководству официальное предписание об отмене принятого приказа. Официальное предписание государственной инспекции по труду об отмене приказа является обязательным для исполнения руководством предприятия.
Профсоюзы в своей деятельности опираются на защиту своих членов и их социально-экономических интересов. Они могут применять различные способы для достижения поставленной цели, в чем и заключается гибкость профсоюзов и их возможность адаптироваться под изменяющиеся условия в период проведения антикризисной политики на предприятии.
Для наемных работников в период кризиса на предприятии и проведении руководством антикризисной политики по улучшению хозяйственной деятельности предприятия первостепенное значение имеет защита своих прав и экономических интересов. Эффективным средством для этого является коллективная защита своих прав через профсоюзные организации, которые выступают в качестве их представителей в переговорном процессе. Поскольку профсоюзы и администрация предприятий объединены интересом сохранения производства, то эффективное решение задач антикризисного управление возможно при сотрудничестве с профсоюзами, соблюдением принципов социального партнерства и переговорного процесса.
Для повышения эффективности антикризисной политики на предприятии руководство не должно допустить случаев перехода профсоюзов к агрессивным действиям, забастовкам, судебным разбирательствам, так как это еще в большей степени навредит предприятию, которое находится в кризисном положении. Поэтому для антикризисного управления наиболее приоритетным способом является ведение переговоров с профсоюзами для достижения общего консенсуса по сложным вопросам.
Переговоры с профсоюзами представляют собой процесс, в котором два участника, руководство предприятия и профсоюз, имеющие общие или противоречивые интересы, пытаются достичь соглашения по вопросам реализуемых на предприятии антикризисных мер. При этом противоречивый интерес обеспечивает наиболее частую причину для начала переговоров в рамках антикризисного управления. Общий интерес также может обозначить повод для начала переговоров. Общим интересом профсоюза и администрации является производство – обе стороны заинтересованы в том, чтобы производство не останавливалось, так как оно представляет источник прибыли предприятия и источник дохода для наемных работников. Противоречивым интересом может выступать размер заработной платы или размер штата предприятия.
В результате, многие вопросы антикризисной политики могут зависеть от переговоров руководства и профсоюза. Для антикризисного управляющего важно осмыслить ситуацию, выявить факторы влияния на противоборствующую сторону, апробировать все конструктивные варианты решения вопроса и предложить эффективные методы выхода из сложных ситуаций. Для переговоров при реализации антикризисной политики также важно уметь дипломатично вести переговорный процесс. В частности к переговорам с профсоюзами следует подходить с позиций компромисса или ориентации на сотрудничество и избегать давления на профсоюз.
Переговоры, нацеленные на достижение компромисса, характерны средней степенью давления, средним уровнем готовности к сотрудничеству и целесообразны в той ситуации, когда принимается непопулярное антикризисное решение, но руководство не желает идти на прямую конфронтацию с работниками.
Переговоры, ориентированные на сотрудничество, характеризуются одновременно высокой степенью давления и высокой степенью готовности к сотрудничеству. Это наиболее целесообразный подход к достижению целей антикризисной политики при максимально возможном сохранении текущего положения в трудовых отношениях на предприятии. В рамках данного подхода руководство предприятия и профсоюзы преследуют собственные цели и предпочитают различные методы решения проблемы, однако, они рассуждают конструктивно и, руководствуясь принципами социального партнерства, разрабатывают прогрессивные пути выхода из кризисной ситуации.
Пример взаимодействия с профсоюзами при осуществлении антикризисного управления в модели социального партнерства
На примере ПАО "НК Роснефть" подтверждает данные принципы взаимодействия с профсоюзами. ПАО "НК Роснефть" – лидирующее предприятие российской нефтяной отрасли и одно из крупнейших нефтедобывающих предприятий мира. Деятельность ПАО "НК Роснефть" заключается в разведке, добыче нефти и газа и производстве нефтепродуктов. ПАО "НК Роснефть" является одним из стратегических предприятий Российской Федерации и включено в соответствующий перечень.
Следует отметить, что одной из приоритетных задач в ПАО "НК Роснефть" считается социальная политика и социальная ответственность перед сотрудниками, членами их семей, населением регионов, в которых ведет деятельность, органами государственной власти и перед обществом в целом. Социальное партнерство для данной компании является способом достичь обоюдных интересов компании, власти и общества в отношении общего социально-экономического развития. Иными словами принципы социального партнерства оказывают значительное влияние на развитие корпорации.
5 февраля 2008 года была образована Межрегиональная профсоюзная организация ОАО "НК "Роснефть". В период с ноября 2008 года по февраль 2010 года ОАО "НК Роснефть", как и многие предприятия России, проводило антикризисную политику с целью недопущения ухудшения положения предприятия на рынке. При этом решения, связанные с трудовыми отношениями, принимались совместно с профсоюзом, который оказал огромное влияние на развитие предприятия в тот период. Приоритетной задачей было сохранение благосостояния как можно большего количества сотрудников корпорации.
Вместо тотального сокращения штата, как это было на многих крупных предприятиях, в ОАО "НК Роснефть" была выработана гибкая концепция временного изменения условий труда, которая опиралась на три основных компоненты:
- Сокращение рабочей недели с пропорциональным сокращением заработной платы, но с сохранением за сотрудником рабочего места для отдельных категорий рабочих;
- Сокращение продолжительности рабочего дня с пропорциональным сокращением заработной платы, но с сохранением за сотрудником рабочего места для всех категорий рабочих;
- Применение понижающего коэффициента заработной платы на время реализации антикризисной политики с последующим пересчетом суммы заработной платы по окончании проведения антикризисных мероприятий.
Данная концепция была выработана руководством корпорации совместно с Межрегиональной профсоюзной организацией ОАО "НК "Роснефть", концепция позволила достичь обоюдного интереса работников и предприятия в сохранении производственного процесса с минимизацией потерь с обеих сторон пусть и с сокращением объемов производства.
Следует отметить, что сокращение кадрового состава также применялось, однако профсоюз смог добиться условия, что сокращаемые работники смогут вернуться на работу после завершения проведения антикризисных мер. Кроме того, крупные митинги рабочих против увольнений, как, например, в мае 2009 года в Игушетии, приводили к конфликтным ситуациям, которые были разрешены силами профсоюзных деятелей без применения непопулярных мер.
Пример ОАО "НК Роснефть" свидетельствует о положительном опыте использования принципов социального партнерства и взаимодействия с профсоюзами при проведении антикризисных мер.
Рассмотренный пример взаимодействия ОАО "НК Роснефть" с профсоюзом при реализации антикризисных мер позволяет судить о существовании перспективных возможностей развития и применения принципов социального партнерства в процессах антикризисного управления. Это подтверждает гипотезу исследования о существовании неиспользованных резервов развития и повышения эффективности партнерства с профсоюзами в антикризисном управлении.