Понятие и сущность совершенной конкуренции
Конкуренция – это соперничество за достижение преимуществ в какой-либо сфере.
Изначально смысл термина предполагает совместное развитие, что характерно для рынков совершенной конкуренции, но конкуренция в определённых сферах и должна быть борьбой, например, борьба за завоевание на рынке определённой доли продаж и другие подобные направления.
Поэтому совершенная конкуренция – это в известной мере условная модель, описывающая экономические отношения в определенных условиях.
В условиях совершенной конкуренции производитель может определять только 1 параметр – объем продукции, учитывая при этом сложившуюся на рынке цену и величину собственных издержек.
Если ни один из множества продавцов не в состоянии существенно влиять на цену товара на рынке – это рынок совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция основана на принципе частной собственности и хозяйственной обособленности.
Отличительные черты совершенной конкуренции
Любой человек может заняться предпринимательством и прекратить подобную деятельность. Например, открыть своё дело, непосредственно приняв участие в труде или наняв работников. Всякий обладатель дохода может купить всё, что ему нравится.
Информированность о ценах, спросе, норме прибыли позволяет сделать правильный выбор между покупкой дома или, например, вложения денег в акции. Да и знания об акциях всех компаний позволяют выбрать ту компанию, акции которой принесут ему наибольший доход.
Абсолютная однородность одноимённых товаров и групп товаров означает, что у товаров нет отличительных особенностей. Ведь даже наличие торговой марки ставит продавца в привилегированное положение, а это уже, в свою очередь, не свободный рынок.
Участники свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Так как число их очень велико, то вклад каждого отдельного производителя-продавца в общий V производства и предложения незначителен, и цена, по которой он будет продавать свой товар, не отразится на рыночной цене. Т.е. цены не зависят от желаний отдельных субъектов экономики и устанавливаются "невидимой рукой".
Характерной чертой совершенной конкуренции можно назвать то, что эгоистические побуждения каждого индивида превращаются в благо для всего общества. Это, наверное, наиболее яркий признак, по которому совершенная конкуренция отличается от всех видов несовершенной. Там эгоистические интересы являются первоосновой и главной целью деятельности субъектов экономики. Задачей же является получение прибыли, а удовлетворение интересов и потребностей общества средством достижения цели. Определённые действия прозводителей-продавцов не позволяют быть удовлетворёнными всем членам общества одновременно.
Преимущества и недостатки совершенной конкуренции
Модель совершенной конкуренции обладает рядом плюсов и минусов.
Преимущества совершенной конкуренции:
- Эффективное использование ресурсов
- Необходимость быстрого реагирования на изменения условий пр-ва.
- Существуют все условия для оптимального использования достижений НТП для производства новых товаров.
- Свобода выбора и действий потребителей и производителей.
- Нацеливает производителей на удовлетворение разных потребностей и повышение качества товаров и услуг.
Недостатки совершенной конкуренции:
- Не способствует сохранению невозобновимых ресурсов.
- Отрицательное влияние на окружающую среду.
- Нет развития производства товаров коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт и т.д.)
- Нет дополнительных стимулов для развития науки, образования.
- Отсутствуют механизмы предотвращения расслоения на богатых и бедных.
Рынки совершенной конкуренции в современных условиях
Сегодня условия развития экономики таковы, что как только один из производителей придумал новый товар или технологию производства, то аналогичные действия могут совершить другие участники рынка. Вместе с тем, возможности дифференциации продукции очень велики, поэтому крайне незначительное количество рынков можно отнести к совершенной конкуренции, если строго говорить.
В целом, поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции определяется ее неспособностью влиять на цену реализуемой продукции, а только на объемы производства.
Наиболее характерным примером совершенной конкуренции выступают рынки ряда сельскохозяйственной продукции – картофель, морковь, отчасти пшеница. Хотя продукция может различаться по качеству и стоимости производства в разных регионах, формально, это единообразная продукция.
Другим примером является рынок брокерских услуг, где все участники рынка предлагают абсолютно идентичную услугу. При этом, невзирая на разницу в возможном результате для клиентов, само по себе предложение одинаково у всех брокеров. Вместе с тем данный рынок имеет определенные барьеры на вход и выход с рынка.
Наиболее массово такие рынки существовали в Европе в 20-30 гг. XIX века, на них производителями выступали различного рода ремесленники. Но довольно быстро осуществился переход к смешанной конкуренции.