Предпосылки совершенствования кредитования юридических лиц
В данной статье рассматривается вопрос совершенствования управленческого механизма кредитования юридических лиц за счет за счет сокращения времени, затрачиваемого на стандартизированные процедуры в процессе обработки документов, первичном и комплексном анализе юридических лиц, которые обращаются за получением ссуды.
Объективно, выдача ссуды всегда влечет за собой риск невозврата предоставленных средств или возникновения просроченной и проблемной задолженности. Эффективно организованный управленческий механизм кредитования юридических лиц позволяет уменьшить такие риски на первых этапах процесса кредитования.
В настоящее время применение управленческого анализа в российских банках заведомо ограничено, так как все операции и процедуры, которые кредитный работник осуществляет при проверке документов и анализе финансового состояния заемщика, преследуют цель сформировать только первичное заключение. В то же время окончательное решение о предоставлении или непредоставлении ссуды принимает кредитный комитет банка. Все действия в пределах компетенции кредитного работника осуществляются по обычной схеме:
- изучение анкеты,
- проверка комплекта документов,
- занесение необходимых данных в информационную базу банка в случае их отсутствия,
- оценка финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности, предоставленной заемщиком.
По результатам составляется первичное заключение, которое вместе с пакетом документов направляется в кредитный комитет, с последующей передачей в юридическую службу и службу безопасности. Следует отметить, что поскольку речь идет о корпоративных заемщиках, то ответственность при выдаче ссуды выше, необходимо принять во внимание больше показателей для проверки, выше требования к результатам анализа, следовательно, необходимо больше времени по сравнению с процедурой кредитования физических лиц.
С точки зрения управленческого механизма систему кредитования юридических лиц для целей разработки мер по его совершенствованию можно представить в виде блок-схемы, показанной на рисунке.
Блок-схема управленческого механизма кредитования юридических лиц
Кредитный работник участвует непосредственно в оценке заемщика, оценке его кредитоспособности. Формирование заключения осуществляется кредитным комитетом. Мониторинг и управление задолженностью по факту реализуется кредитным комитетом и службой безопасности. Остальные управленческие действия выполняются кредитными работниками на основе заключения кредитного комитета.
Совершенствование механизма кредитования юридических лиц
В рамках совершенствования управленческого механизма кредитования юридических лиц предлагается внедрение методологии управления жизненным циклом заемщика, являющегося клиентом конкретного банка. Данная система относится к оценке и выбору заемщика, а также последующей оценке кредитоспособности.
Параметры оценки и выбора заемщика по данной методологии дополняются критериями, согласно которым клиент относится к той или иной фазе своего цикла. В качестве таких критериев предлагается использование количества используемых продуктов, действующих договоров и кредитной истории. На основе этих критериев формируется пятиуровневая типология клиентов, которую можно применять в любом коммерческом банке при кредитовании юридических лиц:
Благодаря такому подходу к управленческому механизму кредитования юридических лиц существенно облегчается работа сотрудников сектора кредитования юридических лиц на этапе проведения первоначальных процедур по проверке документов и оценке заемщика. В соответствии с данной типологией в зависимости от профиля клиента, обратившегося в банк с целью получения ссуды, кредитный работник инициирует соответствующие управленческие процедуры, либо сразу готовит локальное заключение об отсутствии перспектив предоставления ссуды.
Существует возможность использования в российских банках данных профилей клиентов в соответствии с каждым уровнем предлагаемой типологии и в зависимости от критериев клиентов, являющихся юридическими лицами, которые указаны в таблице.
Критерии клиента |
Профиль клиента | ||||
---|---|---|---|---|---|
Потенциальный |
Развивающийся |
Развитый |
Спящий |
Утерянный | |
Количество используемых продуктов |
0-1 |
2-3 |
4-7 и более |
1-2 |
0 |
Количество действующих договоров |
0-1 |
2-3 |
4 и более |
1-2 |
0 |
Кредитная история |
Кредитная история отсутствует ввиду непродолжительного срока, в течение которого заемщик является клиентом банка, либо в силу того, что ранее данный заемщик не использовал продукты банка. |
Кредитная история в стадии формирования, клиент демонстрирует стабильную положительную динамику использования банковских продуктов, количество используемых услуг увеличивается. |
Кредитная история сформирована, оценивается положительно, клиент демонстрирует высокий уровень использования банковских услуг, интенсивно увеличивая перечень используемых банковских продуктов. |
Кредитная история клиента положительная и окончательно сформирована, но использование банковских продуктов сведено к минимуму, отсутствие регулярного обслуживания. |
Клиент находится в "черном списке", кредитная история отрицательная. |
Итоговая характеристика клиента |
Необходима стандартная работа с новым клиентом по оценке финансового состояния |
Перспективный клиент, возможна персонификация кредитного обслуживания. |
Целевой клиент для кредитного обслуживания, возможны льготные условия кредитования |
Нецелевой клиент, требуется стандартная работа по оценке финансового состояния, возможны трудности с оценкой риска. |
Отказ в выдаче ссуды |
В зависимости от профиля клиента кредитный работник банка должен действовать следующим образом:
- Если заемщик относится к категории потенциальных или спящих клиентов, то, после проверки комплектности документов по заявке на ссуду, требуется проведение стандартных процедур оценки финансового состояния в рамках предварительного финансово-экономического экспресс-анализа и комплексной экспертизы кредитных документов.
- Если заемщик относится к категории развивающихся или развитых клиентов, то после процедуры проверки документов экспресс-анализ и комплексная экспертиза подкрепляются сведениями о предыдущих проверках заемщика, в результате, на данные этапы существенно сокращаются временные затраты, также к первичному заключению кредитный работник может добавить рекомендации возможных льготных условий по предоставлению кредита, заранее определенных в соответствии с типом профиля клиента.
- К утерянным клиентам относятся те, кто находится в "чёрном списке", в этом случае рассмотрение заявки на ссуду не производится.
Процедурная регламентация начальных этапов кредитного процесса позволит сократить совокупное время обработки всех заявок на получение ссуды со стороны корпоративных клиентов. Это возможно за счет ликвидации необходимости производить оценку клиентов, соответствующих профилю "утерянный", и упрощению оценки клиентов, соответствующих профилям "развивающийся" или "развитый".
Следовательно, согласно предлагаемому подходу система подробной и тщательной оценки будет использоваться только в отношении "потенциальных" и "спящих" клиентов, обратившихся за предоставлением кредита. Потенциальные клиенты требуют ответственного подхода, так как заемщики из этой группы ранее не являлись клиентами банка, не имеют кредитной истории, досье, поэтому банку необходимо для принятия решения полная и максимально подробная информация о таких заемщиках. Спящих клиентов также необходимо проверить на значимость для банка, так как в их финансовой и/или экономической деятельности могли произойти существенные изменения, что повлияет на итоги оценки и конечное заключение, формируемое кредитным отделом банка. Также в данные профили возможно включение дополнительных качественных параметров для оценки значимости заемщика, например, принадлежность к малому бизнесу, внешняя среда предприятия, положение на рынке, в отрасли, рентабельность хозяйственной деятельности, диверсификация производства и т.д.
С учетом того, что кредитный работник банка будет оперировать такой информацией при составлении заключения по итогам комплексной оценки заемщика, такой подход позволяет повысить эффективность управленческого механизма кредитования юридических лиц за счет более полного определения целесообразности предоставления ссуды.
В процедуры экспресс-анализа и комплексной оценки кредитоспособности заемщика рекомендуется включать и проверку деловой репутации руководства предприятия. Следует отметить, что оценка репутации руководства предприятия приобретает большое значение наряду с оценкой финансового состояния этого предприятия в условиях экономического развития национальной экономической системы. Оценка репутации руководства включает в себя и анализ деловой этики заемщика: порядочность руководства, точность, своевременность и полнота выполнения обязательств, участие в сомнительных финансовых операциях и т.п. В рамках предлагаемых мер по совершенствованию управленческого механизма кредитования юридических лиц предлагается включить в обязательные процедуры экспресс-анализа и комплексной оценки кредитоспособности заемщика методику "Система красных сигналов". Данная методика, основанная на опыте финансово-кредитных организаций, позволяет выявлять потенциально неблагонадежных заемщиков среди корпоративных клиентов банка и включает в себя пять информационно-аналитических разделов для оценки деловой репутации руководства предприятия-заемщика:
- Сигналы из истории заемщика.
- Сигналы о руководстве и органах управления заемщика.
- Сигналы из сферы производственно-коммерческой деятельности заемщика.
- Сигналы, относимые к сфере исполнения обязательств по заемным финансовым ресурсам.
- Сигналы, фиксирующие отклонения от норм деловой этики.
Совокупный анализ таких данных может свидетельствовать о возможном риске возникновения просроченной задолженности по вине руководства заемщика. Результатом анализа является классификация заемщика как высоко, средне или малонадежного. Данная оценка должна учитываться при определении максимальной суммы ссуды, размера ссудного процента и кредитного риска. По своему содержанию такой подход способствует более сбалансированному подходу при оценке кредитоспособности. В соответствии с данным подходом, на заключение кредитного комитета должны влиять и результаты оценки деловой репутации заемщика.
Таким образом, на основе предложенных мер предлагается совершенствование структуры управленческого механизма кредитования юридических лиц в части оценки заемщика, оценки его кредитоспособности и формирования заключения.
Усовершенствованная структура управленческого механизма оценки заемщика и формирования заключения
В случае, если потенциальный или спящий клиент после оценки значимости по выделенным категориям, не признаются значимыми для банка, следует сформировать отрицательное заключение. Если развитый или развивающийся клиент по итогам оценки кредитоспособности, оценки финансового состояния и/или оценки деловой репутации признается заемщиком с низкой кредитоспособностью, также следует сформировать отрицательное заключение. В отношении заемщиков со средней и высокой кредитоспособностью следует сформировать заключение, отражающее возможность предоставления 75% и 100% от запрошенной в заявке на ссуду суммы.
Таким образом, в результате реализации предложенных мер в рамках совершенствования управленческого механизма кредитования юридических лиц, кредитные работники коммерческих банков при экспресс-анализе и комплексной экспертизе заемщика будут учитывать деловую репутацию заемщика и использовать профили клиентов для формализации процедуры оценки заемщика и формирования заключения. Следовательно, предлагаемые меры по совершенствованию кредитования юридических лиц позволят повысить эффективность работы кредитных работников коммерческих банков за счет сокращения времени осуществления стандартизированных процедур по оценке и комплексной экспертизе заемщиков, а также улучшат результативную часть заключения, формируемого по итогам оценки заемщика.