Принципы современной парадигмы управления
Если рассмотреть все изменения, произошедшие за период развития науки управления, то можно отметить, что современная парадигма управления отражает достижения всех школ управления и их вклад в развитие управленческой мысли, в то же время отрицая все недостатки и заблуждения существовавшие ранее.
Во-первых, сегодня основным принципом является ориентация каждой организации на рынок и потребителя. Главной задачей предприятия в таких условиях становится приспособление к прямым и косвенным факторам среды, что обуславливает приоритетность организации эффективного делового администрирования. Административный персонал должен оперативно реагировать на изменяющиеся условия, в которых функционирует организация.
Во-вторых, необходимо стратегическое планирование деятельности организации. В рамках системы управления предприятием оно должно осуществляться с учетом возможных изменений в сфере, где действует организации. В то же время важную роль играют внутренние ресурсы и компетентность административного персонала, которые позволили бы организации повысить эффективность своей основной деятельности.
В-третьих, важным изменением для современной науки управления явилось изменение взглядов на управление персоналом. Вначале был сделан отказ от автократичного стиля администрирования в пользу демократического как более эффективного. Организация делового администрирования будет особенно успешной, если административный персонал руководствуется такими принципами, как формирование глубоких убеждений в совместных этических ценностях, взращивание сильной корпоративной культуры и др.
Современная парадигма управления использует следующие основные принципы:
- Обязательный учет различных форм экономической организации: рынок, контрактная система, внутрифирменная иерархия и нерыночные отношения в рамках рыночных систем.
- Развитие форм экономической организации принимает вид фундаментальной трансформации внутрифирменных отношений, когда традиционные отношения заменяются юридическими и административными или их смешанными формами.
- Элементарной единицей организации становится не технологическая, структурная или функциональная единица, а бизнес-процесс, имеющий своего конечного потребителя как вовне компании, так и внутри ее.
- Принципиальное значение приобретает институциональный подход к бизнес администрированию, характеризующийся комплексной концептуализацией регламентирующих процессов внутри организации взамен традиционных бюрократических процедур.
- Человек рассматривается как главный объект интересов системы управления. Именно от рядового сотрудника зависит общее благополучие фирмы. Ведущие специалисты компании становятся ее главным капиталом, которые будет безвозвратно утерян в случае их увольнения по каким-либо причинам. Задача делового администрирования в данном случае состоит в обеспечении достойных условий труда для персонала, удовлетворении их потребностей и растущих запросов. Таким образом будет обеспечиваться сохранность собственного капитала, коим является каждый человек в компании.
В настоящее время активное развитие процессов экономической интеграции на международном уровне заставляет руководителей действовать эффективно и рационально. На международном уровне управляющий должен учитывать культурные и этнические особенности того или иного человека, который принадлежит совершенно к другой культуре.
На современном этапе развития управленческой науки в парадигме управления происходит отказ от авторитарной системы взаимоотношений между начальством и подчиненными на основе приоритета власти и авторитета начальника, и начинается переход к совместной системе сотрудничества по принципу: "Директор и персонал вместе делают одно дело". Действительно, организация управления на предприятии должна строиться не на принципе антагонизма, а представлять симбиоз управляющего и подчиненных.
Таким образом, в современных условиях организациям непозволительно неэффективное использование потенциала сотрудников, поэтому возрастает роль рационального управления и административной деятельности. Отошла в прошлое традиционная структурная модель, в рамках которой постулировалось однообразие функций управляющего вне зависимости от его положения в организационной структуре, а разница заключалась лишь в масштабе полномочий. Сегодня организация управления направлена на формирование системы планов, сбор информации о деталях экономической деятельности предприятия, разработку решений и координацию совместной работы подчиненных. При этом требования к стандартам управленческой деятельности увеличиваются с каждым административным уровнем внутри организации, что соответствует современной концепции управления.
Вывод
Современная концепция управления опирается на учет новых форм экономической организации, юридические и административные формы внутрифирменных отношений. Вместе с тем, смещение акцентов административного воздействия с технологических, структурных и функциональных единиц на конкретные бизнес-процессы обуславливает концептуализацию регламентирующих процессов в организации, что обеспечивает повышение эффективности управленческих решений. В совокупности это приводит к тому, что ведущие специалисты предприятия становятся его базовым капиталом, без которого функционирование организации не представляется возможным, а человек рассматривается в качестве основного объекта интересов системы администрирования в организации.