Создание, разработка и составление анимационных программ

Создание, разработка и составление анимационных программ. Основные элементы сценографии и процесса подготовки анимационных программ.
Рубрика: Маркетинг
Автор: Андрей Нестеров ✔ 13.01.2017

Нестеров А.К. Создание, разработка и составление анимационных программ // Энциклопедия Нестеровых


Создание анимационных программ

Создание анимационных программ предполагает использование сценографии для создания аутентичной атмосферы согласно тематике мероприятия и разработки отдельных элементов.

В целом, создание анимационных программ включает разработку плана, сюжета и создание ключевых элементов мероприятия.

Основные элементы сценографии при создании анимационных программ можно разделить на три большие группы:

  1. Аутентичность анимационных программ.
  2. Тематика и сюжет анимационных программ.
  3. Самостоятельные сценографические элементы внутри анимационных программ.

Рассмотрим их подробнее.

Создание анимационных программ

Создание анимационных программ

Аутентичность сценографии является наиболее приоритетным фактором при разработке и составлении анимационных программ.

Аутентичность в переводе с греческого языка означает подлинность. Аутентичность означает отказ от различных социальных ролей, позволяя проявляться только подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению. В отношении анимационных программы аутентичность означает временный отказ от действительных элементов восприятия. Т.е. аутентичность должна подчинять себе восприятие зрителей и участников, которые в период проведения анимационной программы воспринимают ее как подлинное окружение, выполняя действия, согласно своим ролям в рамках сценария анимационной программы.

Поэтому создание анимационной программы должно обеспечить аутентичную атмосферу мероприятия для органичного проведения. В это понятие входит создание декораций и костюмов, максимально приближенных к реальным в соответствии с тематикой программы. Например, для программы на пиратскую тематику, помимо пиратских костюмов, необходимы колоритные персонажи по данной тематике: одноглазый пират с попугаем на плече, одноногий пират с трубкой и т.п. Кроме этого, декорации обязательно должны создавать ощущение пиратского времени: пиратский корабль, прибрежный песок, сундук с сокровищами и т.п.

Таким образом, аутентичная постановка анимационных программ в гуманистически ориентированных направлениях культурно-досугового сервиса предполагает цельное переживание зрителями и участниками, непосредственного опыта, не искаженного посторонним восприятием холла гостиницы или ресторанного зала. Мысли и действия при таком поведении согласованы с эмоциями. Это подразумевает определенную свободу действий в принятии отдельных решений и совершении действий в рамках программы, однако следует придерживаться общего сценария, задуманного при создании анимационной программы. В идеале нужно соблюсти баланс с запланированным сценарием и свободой действий отдельных участников.

Аутентичность анимационных программ характеризует некую идеальную ситуацию, в противоположность реальной действительности. В результате подобного перехода у зрителей и участников анимационной программы повышается настроение и появляется желание проявить активное участие в программе. Чем выше уровень аутентичности при создании анимационной программы, тем выше вовлеченность участников. Таким образом, аутентичность является обязательной составляющей создания эффективной анимационной программы.

Тематика и сюжет анимационной программы означает подчиненность определенной теме, выбранной для проведения мероприятия.

На начальном этапе создания и разработки анимационной программы ее организаторы определяют контингент, время, место, тему, условия и средства проведения анимационной программы. Для этого необходимо ответить на определенные вопросы, которые важны для составления анимационных программ.

Основные вопросы при создании анимационных программ

Контингент анимационной программы

Время и место проведения анимационной программы

Разработка тематики анимационной программы

сколько человек будет на программе;

на какое время планируется проведение программы;

какова основная тема анимационной программы, посвящена ли она определенной тематике или временной эпохе;

будет ли количество женщин и мужчин одинаковым;

совпадает ли дата и время проведения с каким-нибудь праздником;

запланирована ли концертная программа, будут ли проводиться игры, конкурсы и т.п.;

существуют ли какие-то ограничения, которые необходимо принять во внимание;

как будут одеты участники и зрители;

есть ли какая-нибудь идея, которую можно включить в анимационную программу для создания особенного настроения, неожиданного сюрприза перед непосредственным началом мероприятия;

предварительные условия подготовки программы.

где будет проводиться анимационная программа – в ресторане, уютном кафе, на берегу моря, озера или реки, около бассейна и т.п.

какой именно вид анимационной программы задуман – игровой, концертный, шуточный, праздничный и т.п.

После чего следует определиться с типом сценографии, который будет использоваться: подробный, лаконичный или минимальный. Следует отметить, что на практике большая часть анимационных программ проводится с использованием лаконичного типа сценографии. В то же время подробная сценография свидетельствует о более высоком качественном уровне организации анимационного мероприятия, что присуще серьезным компаниям. Минимальная сценография удел небольших кафе и сетей быстрого питания, где проводят дни рождения.

При разработке сюжета анимационной программы необходимо продумать название программы. Его следует учесть и использовать в рамках сценографии. Названия должны быть оригинальными, запоминающимися, не избитыми.

Не менее важно учесть условия и средства создания анимационной программы:

  • подготовлены ли декорации и костюмы аниматоров или их необходимо сделать, заказать или купить заранее,
  • имеются ли в наличии необходимое пространство,
  • достаточное количество столов и стульев,
  • размер пространства для проведения программы,
  • музыкальная, световая и видео аппаратура.

Также в рамках подготовки следует оценить необходимые дополнительные и сопутствующие затраты. При разработке анимационной программы необходимо учитывать, предполагается ли приобретение прохладительных напитков, фруктов, кондитерских изделий, призов, памятных подарков, сюрпризов, украшений для оформления помещения или площадки, раздача приглашений, организация специальных развлечений. Причем все это должно быть в рамках сюжета анимационной программы и не выходить за пределы тематики. В противном случае будет нарушаться аутентичность программы.

Создание анимационной программы предполагает, что в распоряжении аниматоров каждой компании, занимающейся анимационным сервисом, имеется определенный набор анимационных программ и сценариев различных мероприятий, которые можно считать традиционными. При этом при разработке анимационной программы важно вносить разнообразие и оригинальность в каждое представление, сохраняя основную концепцию. Очевидно, что зрителям и участникам будет приятно увидеть новые элементы в анимационной программе, а не смотреть бесконечные повторы. Грубо говоря, повторить одну и ту же программу для одного зрителя можно два раза, на третий раз – она будет ему неинтересна. Таким образом, каждый год необходимо создание новых анимационных программ и разработка концепций мероприятий.

Составление анимационных программ должно учитывать возможность использования самостоятельных сценографических элементов, соответствующих сюжету и тематике мероприятия.

Самостоятельные сценографические элементы, используемые при создании и разработке анимационных программ, представляют собой отдельные мероприятия, конкурсы, развлекательные номера, аттракционы и т.п., которые могут проводиться как без прерывания основного действия, так и в виде отдельных анимационных представлений.

Сценографические элементы должны органично вписываться в общую тематику и сюжет анимационной программы, не нарушая аутентичности мероприятия.

При создании анимационных программ в качестве таких элементов могут использоваться конкурсы, интеллектуальные викторины, театрализованные постановки. Причем конкурсные и интеллектуальные анимационные программы в большей степени подходят для использования в рамках основной программы мероприятия, а театрализованные вечера в качестве отдельной постановки. Сценографическая подготовка в рамках разработки анимационной программы для всех трех категорий различна. В таблице приведены особенности сценографии таких мероприятий на конкретных примерах при создании и разработке анимационных программ.

Элементы создания анимационных программ

Конкурсы

Интеллектуальные викторины

Театрализованные постановки

Пародии – составляется особая программа в формате концерта с использованием фонограмм популярных песен, костюмов и прочих атрибутов, уместных при составлении анимационной программы

Песенные варианты. Используются аналоги телепередач. Например, конкурс "Нам песня строить и жить помогает".

Вечер поэзии. Поэтические способности участники могут продемонстрировать любым способом:  продекламировать стихи известных поэтов (Пушкина, Лермонтова, Тютчева) или собственного сочинения.

Вечер может быть тематическим, т.е. посвящен имени какого-либо поэта или тематике любви, например.

Дополнительно, можно наложить грим, одеть фрак. Аниматоры могут выступить в роли известных поэтов.

Конкурсы красоты –проводятся среди женской и мужской половины участников. Анимационные программы варьируются от места и времени проведения, а также в зависимости от участников мероприятия.

Соревнования на знания городов, стран, математики, физики, химии и т.п.

Вечер прозы. Аналогично предыдущему варианту.

Модный показ – можно задать заранее стилистику одежды для участников и выбрать самый красивый костюм, или, например, организовать конкурс на произвольный мотив.

Викторины по принципу вопрос-ответ.

Киномания – программа посвящается какому-либо фильму или жанру фильмов.

Конкурс художников – можно рисовать акварелью, мелками, карандашами, губной помадой, тушью. Темы рисунков произвольные или задаются аниматорами.

"Что? Где? Когда?", "Своя игра", "Умники и умницы", "Кто хочет стать миллионером" и другие подобные.

Брызги красок или все цвета радуги – суть конкурса в том, чтобы бросаться шариками с краской друг в друга, победитель выбирается по принципу наименее залитого краской. Нужно предусмотреть соответствующую одежду или приготовить ее, должна быть возможность смыть краску после окончания анимационной программы.

Сеансы игры в шахматы, шашки, лото и т.п.

Танцевальный вечер. Хорошо подходит тематическим мероприятиям, например, на Новый год, 8 марта, 23 февраля. Также можно добавить конкурсы, игры, аттракционы и т.п.

Конкурс художественной самодеятельности – один из наиболее популярных в санаториях, отелях и т.п. Участники заранее готовят номера выступлений, песни, танцы, стихи, сценки, шутки и т.п. Суть в том, чтобы продемонстрировать таланты и способности.

Интеллектуальные эстафеты организуются для командных мероприятий.

Смешанная программа – игровые, песенные, танцевальные, театральные элементы. Наиболее распространенный формат.

Конкурс художественной импровизации. То же самое, что и предыдущий, но без предварительной подготовки.

Конкурс загадок.

Игровой вечер – программа объединяется идеей какой-либо игры.

Крокодил. Всем известная игра-угадайка.

Адаптированные версии школьных олимпиад, брейн-ринг, шарады.

Юмористическая программа, шутки, комедийные сценки и т.п.

Спортивные конкурсы.

Прочие интеллектуальные игры, способствующие расширению кругозора.

Прочие постановочные анимационные программы с эффектом театрализованного представления.

Сценография при разработке анимационных программ с использованием этих и других подобных мероприятий позволяет повысить интерактивность и вовлеченность участников и зрителей.

Разработка анимационных программ

Для проведения интересных, целостных, зрелищных и сообразующихся с современными запросами анимационных программ, необходимо овладеть теорией и практикой их разработки. Существуют определенные факторы и закономерности разработки анимационных программ, которые можно представить в виде алгоритма сценографии и проектирования анимационных программ.

Создание анимационной программы предполагает необходимость изначально определить ее цели, задачи, содержание, замысел реализации.

Разработка анимационной программы – это заранее продуманная модель последовательных действий, которая предусматривает порядок и сроки выполнения намеченных мероприятий по организации, созданию и реализации той или иной программы.

Понятие массовости по отношению к анимационной программе содержит в себе не столько количественную характеристику, сколько указывает на общедоступность, произвольность и нерегламентированность программы, что и обуславливает процесс создания и проведения анимационной программы.

Разработка анимационной программы в этой связи зависит от 3 факторов.

  1. Социальная значимость и масштабы проводимого мероприятия. Оно может быть приурочено к общенародному государственному или религиозному праздника или проводиться как юбилей, посвященный какому-либо историческому событию, как тематическая вечеринка и т.д.
  2. Конкретное место проведения: ресторан, кафе, летнее заведение общественного питания на открытом воздухе, летний парк и т.д. В рамках создания анимационной программы место проведения должно быть учтено и использованы его особенности.
  3. Содержание анимационной программы мероприятия: развлекательное, художественно-историческое, спортивно-техническое, эстрадно-танцевальное и др. Составление анимационной программы опирается в первую очередь на данный фактор.

Факторы разработки анимационной программы

Факторы разработки анимационной программы

При разработке анимационной программы необходимо учесть:

  • потенциальную численность участников организуемого мероприятия,
  • пределы допустимого количества людей в определенном пространстве,
  • масштабы и условия, в которых будет реализована анимационная деятельность,
  • возможность критических ситуаций и порядок действий для их устранения,
  • возможные искажения восприятия, реакции и эмоций зрителей анимационной программы.

Учет оптимального количества участников является необходимым условием эффективной разработки интересных анимационных программ. При создании анимационных программ также необходимо учитывать особенности, вкусы, привычки, ценностные ориентиры той категории людей, на которых рассчитана программа.

Алгоритм разработки анимационной программы предусматривает включение отдельных анимационных этюдов, инсценировок, эстрадных номеров и т.п. Рассмотрим последовательность действий внутри данного алгоритма.

  1. Исходя из актуальных социальных потребностей, предъявляемым к анимационным программам, необходимым условием их разработки является отбор исторического, литературного, документального и художественного материала. Необходимо подробно изучить предполагаемые стиль, музыку, оформление, интерьер, костюмы, которые будут использоваться при подготовке. На основе отбора и изучения материала возникает замысел анимационной программы – ее творческая разработка. Самый хороший замысел так и останется только замыслом, пока он не будет заключен в литературную форму.
  2. Следующим этапом разработки анимационной программы является написание литературного сценария – в нем нужно соединить социальную, философскую, историческую, жизненную и эстетическую концепции.
  3. Затем необходимо создать режиссерское решение анимационной программы, составить план, с изложением компонентов представления, их последовательностью, отдельных мероприятий и эпизодов.
  4. Затем разрабатывается пространственная сценография с учетом условий помещений или места проведения программы. То есть придуманные эпизоды сценария должны быть "вписаны" в окружение, где будет происходить действие, либо созданы условия и декорации, которые бы соответствовали сценарию и способствовали правильному восприятию программы.
  5. Далее планируется время репетиций, сроки подготовки, состав актеров, аниматоров, отбирается музыкальный материал, создается оформление, проводится запись фонограммы.
  6. Последним этапом является разработка монтажного листа – это графическое изложение режиссерского решения и плана, в котором точно описаны все компоненты анимационной программы, средства обеспечения, обязанности всех исполнителей.

Составление анимационной программы

Таким образом, составление анимационной программы можно разделить на четыре этапа.

Первый этап – творческая реализация. Этап начинается с подготовительной организационно-методической работы и включает в себя:

  • определение формы будущей анимационной программы с ориентацией на определенную аудиторию, специфику постановки;
  • отбор и анализ материала, на котором будет основа анимационная программа;
  • точный выбор места проведения анимационной программы, исходя из предварительного плана;
  • создание полного сценария анимационной программы;
  • определение временных, материальных и финансовых затрат на проведение анимационной программы;
  • определение состава аниматоров для проведения программы.

Второй этап – практическая реализация, включает в себя:

  • проведение организационных мероприятий на месте проведения анимационной программы;
  • изготовление необходимых декораций, костюмов, реквизита;
  • подбор звуковой и световой аппаратуры, других технических средств, оформление пространства для проведения анимационного мероприятия;
  • изготовление фонограммы анимационной программы;
  • проведение репетиций с коллективами и солистами, а затем проведение генеральной репетиции непосредственно в оформленном пространстве проведения анимационной программы.

Третий этап – творческий результат:

  • непосредственное проведение анимационной программы в соответствии с разработанным сценарием в назначенное время;
  • видео и фотосъемка анимационной программы.

Четвертый этап – подведение итогов. В ходе данного этапа происходит:

  • неформальное обсуждение работы и анимационной команды;
  • изготовление видеофильма и фотоальбома об анимационной программе.

Непосредственно к составлению анимационной программы прямое отношение имеют только первые два этапа. Тогда как третий и четвертый этапы относятся к реализации анимационной программы.

Выводы

Современные требования к анимационному сервису требуют не только включения декораций в динамику анимационной программы, подкрепляя действия аниматоров, но и постоянного поддержания всей структуры сценографической образности на протяжении анимационного мероприятия. Поэтому при создании и разработке анимационных программ необходимо использовать сценографию. Сценография не просто создает место действия или, более того, пространственную среду, не только помогает аниматору войти в роль, но и обеспечивает сценический диалог аниматоров со зрителями. Это достигается за счет аутентичности, тематических сюжетов и использования самостоятельных сценографических элементов в анимационных программах. Создание анимационной программы основывается на масштабе, месте проведения и тематике мероприятия. В связи с этим необходимым условием создания анимационной программы является отбор и анализ материала, на базе которого разрабатывается мероприятие, разработка литературного сценария и составление сценографического плана анимационной программы.

Под сценографией надо понимать совокупность пространственной определенности анимационной программы. А это не только то, что создает на декорациях художник, но и все то, что образует пространственное тело программы, строящегося по законам визуального восприятия.

С одной стороны, это артистические возможности аниматоров, без которых невозможна пространственная композиция анимационной программы. Аниматор – основной модуль пространственной композиции: даже если в данный момент аниматора нет в зоне видимости, то все равно зрители и участники знают, каким он должен быть в этой среде.

С другой стороны, это возможности пространства, где проводится анимационное мероприятие, и особенности размещения и расположения зрителей и участников анимационной программы, которых аниматорам необходимо увлечь своими действиями. При создании и разработке анимационной программы важную роль играет техника оформления, которая должна отвечать возможностям аниматоров и оказывать определяющее влияние на образное восприятие анимационной программы.

Основа создания анимационных программ заключается в сочетании трех основных элементов, которые включают в себя аутентичность сценографии, тематику и проработанный сюжет, а также самостоятельные сценографические элементы внутри самой анимационной программы. Их сбалансированное использование позволяет достичь наиболее высокого уровня восприятия у зрителей и участников.

Следует учитывать тот факт, что поскольку каждая анимационная программа имеет свою тематику, цель и задачи, то применяемые методы должны обеспечивать реализацию содержания программы. Это должно быть подробно расписано в сценарии программы.

В современных условиях главным фактором разработки и составления анимационных программ является социальный заказ. Необходимо создание анимационных программ программы в зависимости от потребностей целевой аудитории и будущих участников.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)