Задачи специальных событий в социально-культурной сфере
Специальные события в социально-культурной сфере достигают своих целей. Однако, не следует такие события рассматривать в качестве квинтэссенции самой культуры, так как специальные события, так или иначе, представляют собой особый вид развлечения и способ проведения свободного времени для групп людей.
Специальные события в социально-культурной сфере отличаются тем, что их целью чаще всего является подача простых, общедоступных ценностей и установок, которые без труда воспринимаются целевой аудиторией.
Вместе с тем, в задачи таких событий входит и получение соответствующего социального отклика от самих мероприятий.
В целом, организационно-содержательная специфика проведения специальных событий в социально-культурной сфере определяется содержанием планируемого события, особенностями его целевой аудитории и характером сопровождения самого события.
Организуются события в социально-культурной сфере по всем правилам event-менеджмента, поэтому в таких проектах задействуются новейшие тенденции и технологии данной сферы.
Подготовка и организация специальных событий в социально-культурной сфере направлены на трансляцию культурных ценностей, приобщение общественности к сфере культуры, общественно-значимым событиям, а также на проведение досуга большого числа людей.
В рамках организации и проведения специальных событий в социально-культурной сфере event-менеджмент характеризуется тремя основными аспектами, которые представлены на рисунке.
Отличительные черты реализации проекта в рамках ивент-менеджмента
Для любого профессионально организованного специального события характерны следующие аспекты:
- активное участие, вовлеченность, активность;
- отвлечение от работы, смена ритма и удивление целевой аудитории;
- позитивное восприятие, эмоциональность, символика, удовлетворенность.
Эти три аспекта, затрагивая эмоциональную сферу, обуславливают тот факт, что специальные события в социально-культурной сфере служат для сообщения информации, мотивирования, активизации, формирования стиля поведения и установления общественных норм.
Поскольку целенаправленный характер подготовки и реализации специальных событий в социально-культурной сфере обусловлен стоящими перед ними задачами, можно выделить основные направления [1] воздействия специальных событий в социально-культурной сфере, что схематично показано на рисунке.
Направления воздействия специальных событий в социально-культурной сфере
Социальный аспект специальных событий проявляется, в первую очередь, через привлечение внимания общественности, чтобы вызвать определенный резонанс в СМИ и социально-общественных группах, реализовав таким способом потенциал воздействия на общественное мнение. Такие события за счет проводимых в их рамках мероприятий позволяют осуществить взаимодействие между различными социальными группами, что, в результате, обеспечивает совокупный социально-значимый эффект от проведения данного события.
Следовательно, можно сделать вывод, что специальные события в социально-культурной сфере направлены на два аспекта:
- Актуализация и формирование конкретных общественных связей, социальной реакции.
- Продвижение информационных установок и ценностных ориентиров.
Требования к специальным событиям в социально-культурной сфере
Любое специальное событие запоминаться участниками как нечто исключительное и уникальное, социально-культурные мероприятия в этой связи не исключение. Поскольку значимые социально-культурные события происходят лишь единожды, то они должны быть яркими и индивидуальными, поэтому в условиях, когда параллельно могут проводиться и другие события, необходимо идентифицировать целевое событие как нечто отдельное и особенное.
Культурные события, имеющие социальную значимость, должны вызывать эмоциональный отклик, побуждая участников к определенной активности, а также формируя информационно-культурную среду вокруг данного события.
Специальные социально-культурные события должны быть тщательно спланированы и организованы. В соответствии с этим необходимо придерживаться комплексной технологии подготовки и организации специальных событий.
В первую очередь, следует оценить возможности организаторов и соответствие планируемого события имеющимся финансовым, материальным, техническим и человеческим ресурсам.
Основные требования к проектам при подготовке специальных событий в социально-культурной сфере представлены в таблице.
Требование |
Характеристика |
---|---|
Значимость |
Специальное событие должно быть значимой новостью, т.е. быть крупным и достаточно масштабным событием, чтобы его заметили целевые аудитории; |
Управляемость |
Управление информационной компонентой должно соответствовать целям освещения планируемого события во всех возможных каналах коммуникации с целевыми группами; |
Презентабельность и представительность |
Презентабельность и представительность события предполагает необходимость создания такой окружающей и непосредственной обстановке во время события, которая произведет благожелательное впечатление на его участников |
Привлечение внимания к социально-культурным специальным событиям
Привлечение внимания общественности к специальному событию необходимо для того, чтобы общественность была заинтересована в самом факте данного события, а СМИ освещали бы данное событие, начиная с момента его предварительной подготовки. Этого можно добиться, если данное событие является действительно социально-значимым, либо имеет среди своих участников известных артистов, политиков, музыкантов, религиозных деятелей, писателей, спортсменов и т.п. При этом информация о событии должна обязательно появиться в СМИ, в противном случае, усилия по подготовке и проведению события будут напрасными. Следовательно, журналистам нужно разослать пресс-релизы, пригласить на подготовку мероприятий. Кроме того, необходим и общий информационный резонанс, который заключается в обсуждении, комментировании и любых иных упоминаниях проектируемого события. К организации социально-культурных событий предъявляются повышенные требования по качеству культурной программы и собственно мероприятий.
В этой связи следует отметить необходимость проработки следующих вопросов:
- наличие целостной концепции события, в которую должны вписываться все мероприятия, планируемые в рамках данного события;
- определение целевой аудитории события;
- целевая аудитория должна получить информацию о событии таким способом, который является для них наиболее удобным, при этом, чем авторитетнее источник информации, тем значительнее будет его влияние на целевую аудиторию;
- участие знаменитостей должно отвечать общественным интересам целевых социальных групп;
- получаемая целевыми аудиториями информация о социально-культурном событии должна быть представлена в удобном и понятном для них формате.
Привлечение внимания к специальному событию является непрерывным процессом вплоть до непосредственного начала события, поэтому в рамках управления проектом необходим постоянный контроль следующих аспектов, связанных с привлечением внимания целевой аудитории:
- формирование оригинального информационного потока о событии, желательно, с использованием собственных и/или альтернативных каналов коммуникации;
- сегментация информационного потока, включая управление акцентами, позиционирование, поддержание авторитета события;
- создание условий для информационного обмена и партнерства с традиционными коммуникационными каналами за счет создания эксклюзивной информации.
Следующим аспектом организации и проведения специальных событий в социально-культурной сфере выступает специфика придания значимости событию и создания новостного повода. Основные приемы обоснования значимости специального события на стадии его планирования:
- актуализация события и/или привязка его к круглой или знаменательной дате;
- фундаментализация события, т.е. фактическое создание собственного события;
- обеспечение параллельного характера составляющих события и акцентирование внимания на его содержании;
- демонстрация различных подходов к одному и тому же социально-значимому событию;
- взаимная привязка сущностного содержания события к какой-либо общественно-значимой проблеме.
Таким образом, можно отметить объективную необходимость в том, чтобы событие отражало важную и актуальную информацию и соответствовало социальной, экономической, политической, культурной обстановке, при этом информация о событии была донесена до аудитории с учетом текущей ситуации, проблем и потребностей общества.
Информационное обеспечение специальных событий в социально-культурной сфере
К информационному обеспечению специальных мероприятий относятся элементы его концептуализации. Для этого в ходе планирования специального события должны быть проработаны и определены его основные характеристики:
- цели и задачи события;
- оригинальная сценографическая идея;
- отличительные черты от аналогичных событий;
- временные параметры события и сроки его подготовки и реализации;
- качественные и количественные параметры ресурсов, которые потребуются для его проведения, включая материально-технические, финансовые, человеческие и организационно-управленческие.
Вместе с тем, планирование должно осуществляться не в отрыве от информационно-коммуникационной составляющей события, а в соответствии с ней и согласно распространению информации о событии среди целевой аудитории. Кроме того, необходимо учитывать и использовать любые возможные нестандартные приемы непосредственно во время проведения событийных мероприятий, соблюдая, однако, разумные пределы, чтобы не получить на выходе некорректную реакцию со стороны целевой аудитории. Планирование и проведение события должно осуществляться только на достоверной и проверенной информации, на основе которой будет формироваться план мероприятий в рамках специального события.
Этапы подготовки и организации специального события можно представить в виде последовательности:
- формирование идеи, определение события и начало подготовки проекта, включая назначение руководителей проекта;
- планирование мероприятий в рамках события и определение сметы;
- публичное заявление о планируемом событии и старт информационно-коммуникационного сопровождения события;
- непосредственная подготовка и организация мероприятия;
- наступление события, обустройство места проведения, монтаж оборудования;
- официальное открытие, начало события;
- проведение специального события от открытия до закрытия;
- официальное закрытие, окончание события;
- завершение события, демонтаж оборудования и т.п.;
- оценка результатов события;
- завершение проекта.
Ключевым аспектом подготовки и организации специального события выступает учет личностных и групповых факторов поведения целевой аудитории события. В соответствии этими факторами должно осуществляться информационно-коммуникационное сопровождение события, в противном случае, каким бы грандиозным не было запланированное событие, целевая аудитория его просто проигнорирует, так как подача информации не будет соответствовать ее интересам.
Личностные и групповые факторы поведения целевой аудитории специального события включают в себя четыре группы:
- Факторы культуры, которые определяются этнически-национальными, нормативно-ценностными традициями; субкультурой (молодежной, профессиональной и т.д.); социальным положением;
- Социальные факторы, которые формируются социальными ролями индивидов, семьей, а также принадлежностью к определенным общественным группам;
- Личностные факторы определяются объективными и субъективными показателями. Объективные показатели – это, прежде всего, демографические и половозрастные характеристики аудитории. Субъективные показатели включают в себя род занятий, экономическое положение, уровень достатка, образ жизни и т.п.;
- Психологические факторы, обусловленные нравственными установками, восприятием, мышлением, темпераментом [2].
Вывод
Организация и проведение специальных событий в социально-культурной сфере зависит от сущностного содержания события, специфики целевой аудитории и информационно-коммуникационного сопровождения самого события. Вместе с тем, необходимость формирования таких условий, в которых информирование целевой аудитории о специальном событии соответствует ее потребностям и производится по тем информационным каналам, которые в полной мере доносят информацию о событии до общественных групп. В связи с этим, представляется очевидной значимость информационно-коммуникационного обеспечения организации и проведения специальных событий в социально-культурной сфере.
Литература
- Романцов А.Н. Event-маркетинг. – М.: Дашков и К, 2013
- Романцов А.Н. Сущность и особенности организации проектов в событийной сфере. – М.: Инфра-М, 2014.
- Симановская О.М. Организация PR-событий. – М.: Вершина, 2011.
- Сондер М. Ивент-менеджмент: организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы. – М.: Эксмо, 2010
- Хальцбаур У., Йеттингер Э., Кнаусе Б., Мозер Р., Event-Менеджмент. – М.: Эксмо, 2007.