Понятие средств коммуникации
Если термин коммуникация в целом означает общение, обмен мыслями, знаниями, эмоциями, схемами поведения и иной информацией (коммуникация происходит от латинского communico – делаю общим, связываю, общаюсь), то средства коммуникации могут быть как вербальными, так и невербальными. Средства коммуникации позволяют осуществлять собственно процесс коммуникации.
В рамках процесса коммуникации обмен мыслями, знаниями, эмоциями и прочей информацией не происходит непосредственного "обмена", а осуществляется взаимное обогащение двух и более участников коммуникации новыми идеями, мыслями, мировоззрением, знаниями и т.д. В рамках данной статьи понимается, что в процессе коммуникации осуществляется обмен информацией, которой обозначаются мысли, знания, эмоции, чувства, опыт, модели поведения и т.д.
Соответственно, средства коммуникации позволяют разделить с кем-либо свой опыт, знания, мысли, чувства, за счет того, что обеспечивают передачу информации.
Средства коммуникации – это все вербальные и невербальные способы передачи информации между двумя и более участниками коммуникационного процесса.
Вместе с тем, необходимо учитывать и тот факт, что процесс коммуникации не является непрерывным, а может быть разделен на отдельные коммуникационные акты, которые определяются логически по содержанию передаваемой информации. Следовательно, средства коммуникации должны обеспечивать возможность передавать как отдельные сообщения в рамках отдельных коммуникационных актов, так и непрерывный поток информации в рамках целостного процесса коммуникации.
Виды средств коммуникации
Выделяют два вида средств коммуникации:
- Вербальные средства
- Невербальные средства
Вербальные средства коммуникации – это основные для человека, так как они являются универсальными, обеспечивая всеобщий характер использования и возможность перевести в вербальную форму все иные информационные сообщения, которые могут быть переданы по средствам коммуникации.
К вербальным средствам коммуникации относятся устная речь и письменность.
Невербальные средства коммуникации являются производными от вербальных и часто служат целям универсализации и сокращения объема передаваемой информации без утраты содержания. Невербальные средства включают в себя две подгруппы:
- Первичные языки – жесты, пантомима, мимика.
- Вторичные языки – азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования, жестовые языки глухонемых.
В общем плане к невербальным средствам коммуникации относятся те, которые обеспечивают передачу изображений, знаков, символов.
При этом в современном мире вербальные и невербальные средства коммуникации часто взаимно объединяются, обеспечивая передачу информацию в вербальной и невербальной форме. В частности, телевидение, Интернет позволяют передавать речь, текст, звук, изображения, сигналы, знаки одновременно. При этом могут использоваться как первичные, так и вторичные языки невербальных средств коммуникации.
Вербальные средства коммуникации изучаются лингвистикой, а невербальные – паралингвистикой и отдельными разделами семиотики.
На данный момент наиболее детально разработаны, исследованы и изучены вербальные средства коммуникации, к которым применяется структурный исследовательский аппарат, который из лингвистики заимствуется в других общественных науках.
Основными единицами вербальных средств коммуникации являются знаки и составляющие их фигуры, т.е. слова и буквы (или их эквиваленты в ряде языков). Таким образом, изначально коммуникация организована таким образом, что благодаря использованию относительно небольшого количества фигур и бесконечно огромного числа построенных из них знаков может осуществляться передача значительных объемов информации. При этом знаки, т.е. отдельные слова, являются составными элементами более сложных знаков – фраз.
Сущность средств коммуникации
Средства коммуникации могут обеспечивать передачу различных типов информационных сообщений: высказывания, тексты, изображения, физические предметы, поступки, видеофильм, звуковое сообщение, сигналы, знаки.
В зависимости от типа передаваемого сообщения отличается сама сущность средств коммуникации:
- Высказывание или текст – передается речевое сообщение в устной или письменной форме. Это самый простой коммуникационный акт. Речь является одним из исторически первых средств коммуникации.
- Изображение – нарисованная картина или сделанная фотография, например, горы Алтая или побережье Камчатки, позволяет передать реципиенту из Нижнего Новгорода информацию о том, как выглядит Алтай или Камчатка.
- Физический предмет – используется в специальных средствах коммуникации, например, шлагбаум, как сообщение о том, что проезд запрещен, подарок в знак признательности, черная метка у пиратов тоже относится к такому средству коммуникации, символизируя приговор.
- Поступки – особый вид средства коммуникации, используется для передачи информации о моделях поведения, общественных нормах, призыве к конкретным действиям.
- Видеофильм – содержит в себя комплекс информации, передаваемой в вербальной и/или невербальной форме.
- Звуковые сообщения – например, звуковое предупреждение, сигнал автомобиля другим участникам дорожного движения.
- Сигналы – например, на флоте сообщения передаются посредством сигналов флагами.
- Знаки – например, дорожные знаки, многочисленные указатели в зданиях, на улицах.
Следует отметить, что знаки, сигналы, символы всегда образуют какую-либо систему или код, которые будут понятны только человеку, который знаком с этой системой. В этом кроется проблема универсализации знаков и сигналов.
Свойства средств коммуникации
В основном, свойства средств коммуникации определяются их природой и технологическими особенностями. В зависимости от этого можно указать на следующие свойства:
Вербальные средства коммуникации, включающие устную речь и письменность, имеют дихотомическую природу своих свойств – в рамках речевой коммуникации передача информации ограничивается силой голоса отправителя и слуха реципиента, тогда как печатные материалы обладают большей стойкостью, могут передаваться на дальние расстояния, а также способны храниться долгое время. Дихотомическую природу свойств вербальных средств коммуникации иллюстрируют две поговорки: "Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь" и "Написанное пером – не вырубишь и топором".
Невербальные средства коммуникации обладают в большей степени технологическими свойствами, которые определяют характер передачи информации. Для восприятия информации, передаваемой с помощью первичных языков, требуются базовые навыки и знания, чтобы понимать смысл передаваемых сообщений. Тогда как в случае вторичных языков требуется уже более продвинутый уровень восприятия и знаний. Передачу изображений, знаков, символов с помощью технических средств возможно осуществлять только при наличии у отправителя и реципиента информации технических устройств для передачи и приема соответствующих сообщений.
Ряд средств коммуникации, обладающих устойчивым восприятием в обществе, имеют свойства условного или традиционного восприятия, что накладывает дополнительные оттенки на передаваемую по ним информацию. Например, большинством людей считается, что информация, передаваемая с помощью мультипликации, не имеет серьезного значения, не является высокохудожественной. Хотя это не связано с природой мультипликации. Другой пример, телевидение и радио относят к средствам массовой коммуникации, хотя при соблюдении технических условий данные средства коммуникации могут быть использованы при групповой или межличностной коммуникации. Таким образом, средства коммуникации могут обладать свойствами, не обусловленными их природой, а являющихся следствием их функционирования в обществе, основного предназначения, для которого они были изначально созданы.
Базовым свойством средств коммуникации является функция дополнения и усиления человеческих возможностей общения и передачи информации, в первую очередь, зрения, голоса и слуха (причем в настоящее время активно ведутся разработки средств коммуникации, позволяющих обеспечить передачу тактильных ощущений и запахов). Это выражается в следующих свойствах средств коммуникации: громкоговорители усиливают негромкий голос, книги и накопители информации сокращают расстояние между участниками коммуникации, а также даже позволяют передать информацию через значительное количество лет.
Использование средств коммуникации
Средства коммуникации могут использоваться преднамеренно и непреднамеренно, а также прямо и опосредованно.
- Преднамеренное использование средств коммуникации – это традиционная речь, обычный разговор, чтение книги, просмотр телевидения.
- Непреднамеренное использование средств коммуникации – это невербальные сигналы, мимика, знаки, реклама по телевизору которые информируют получателя информации без его особого на то желания, а иногда и отправителя информации.
- Прямое использование средств коммуникации – это непосредственный контакт участников коммуникации со средствами информации, например, включить телевизор, радио, открыть книгу, принять участие в разговоре.
- Опосредованное использование средств коммуникации – контакт осуществляется независимо от действий участников коммуникации, например, знаки дорожного движения, радио в общественном транспорте, подслушанный разговор, незаконная реклама на заборах, асфальте.
Следует также разделять первичное и вторичное использование средств коммуникации:
- Первичное использование средств коммуникации включает язык, жестикуляцию, публичное поведение, социальные акты.
- Вторичное использование средств коммуникации подразумевает облегчение первичных процессов коммуникации в обществе и включает языковые преобразования, создание общепонятных символов, условий для осуществления коммуникаций.
Языковые преобразования, в частности, означают создание письменности, производных языков (например, азбука Морзе, язык глухонемых), что делает коммуникацию возможной того, когда она затрудняется объективными обстоятельствами. Системы символов активно используются на флоте, в организации дорожного движения, технических сферах, что позволяет переводить вербальное сообщение не по отдельным знакам, как при письменности, а целиком по смыслу. В большинстве случаев это оправдано, когда нужно быстрое восприятие и понимание сообщения, а ожидаемый ответ простой "да" или "нет". В армии, на флоте, в дорожном движении длинные текстовые сообщения не только не нужны, но и вредны. Условия для осуществления коммуникаций включают транспортное сообщение (транспорт доставляет участников коммуникации друг к другу), телеграф, телефон, радио (сообщается и получается информация).
Использование средств коммуникации расширяет и сферу коммуникации, причем можно выделить два аспекта в данном контексте:
- Средства коммуникации определяют само содержание передаваемого сообщения: речь, печатные издания, телевидение, Интернет обладают принципиально разными возможностями передачи информации, чем выше уровень технологий, тем шире среда коммуникаций. Вместе с тем усиливается визуальная составляющая коммуникаций, по сравнению с тем, что еще 50-100 лет назад доминировала письменная печатная.
- Средства коммуникации создают невозможность удержать информационное сообщение в той форме, в которой оно было создано изначально. С одной стороны, это плата за облегчение коммуникации, а с другой стороны – снижение ценности передаваемой информации.
Таким образом, использование средств коммуникации позволяют устранить сдерживающие факторы основного процесса в жизнедеятельности человечества в целом – поиск, получение, передача и обмен информацией. Однако, увеличение объемов передаваемой информации снижает ценность содержащихся в сообщениях сведениях.