Стили общения

Понятие и классификации стилей общения. Характеристика пассивного, агрессивного, пассивно-агрессивного и ассертивный стилей общения.
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 06.02.2022

Нестерова И.А. Стили общения // Энциклопедия Нестеровых


Понятие и виды стилей общения

стили общения

Стиль общения – это совокупность подходов, методов, принципов и особенностей составляющих модели поведения людей.

Общение необходимо человеку для адекватного существования в рамках социума. От того, как человек воспринимает окружающих и общается с ними зависит его роль в обществе. Стиль общения человека относится к личностным характеристикам.

В настоящее время существует несколько подходов к стилям общения. Прежде всего это универсальный подход на основе классификации стилей управления по Курту Левину, который базируется на стилях управления.

Курт Левин – это немецкий психолог, который занимался социальной психологией и считается одним из ее основателей. Он развил учение Льва Выгодского, способствовав его популярности в западном мире.

Стили общения:

  1. авторитарный;
  2. демократический;
  3. либеральный.

Авторитарный стиль представляет собой такое общение, при котором один участник оказывает давление на другого. При этом, чужая точка зрения не воспринимается, а своя навязывается.

Демократический стиль общения предполагает обмен мнениями и приход к обоюдному согласию по различным аспектам. При этом возможны компромиссы для более комфортного общения.

Либеральный стиль характеризуется минимальным взаимодействием с оппонентом или оппонентами. При этом результат очень низкий. Ответственность за результаты отсутствует или минимален. Основа либерального стиля общение - это равнодушие.

Широко распространена классификация включающая в себя четыре вида подходов к общению:

  1. пассивный стиль общения;
  2. агрессивный стиль общения;
  3. пассивно-агрессивный стиль общения;
  4. ассертивный стиль общения.

Стили общения в психологии во многом оказывают влияние на уровень социализации личности. Выбор стиля общения говорит о том, как человек себя позиционирует и какими методами пользуется при построении коммуникации.

Пассивный стиль общения

Пассивный стиль общения – это когда человек жертвует своими интересами в угоду других. Этот стиль характерен для слабовольных, мягких личностей.

Пассивный стиль общения – это когда человек замкнут. Он плохо идет на контакт и старается умалчивать о событиях в его жизни. Каждое слово приходится вытаскивать клещами. Он не умеет общаться, он не умеет обращаться за помощью и не может полноценно строить коммуникативный акт. Люди, которые придерживаются пассивного стиля общения, боятся идти на конфликт, принижая собственную самооценку. Они не реализуют потенциал общения. В психологии выделяют следующие причины поддержки пассивного стиля общения:

  • Низкая самооценка;
  • Склонность к депрессиям;
  • Отсутствие склонности к реализации поставленных целей;
  • Невозможность выразить свои потребности, желания, чувства, мнения и убеждения;
  • Сильная зависимость от чужого мнения.

Пассивный стиль общение сопровождается негативным впечатлением на окружающих. Дело в том, что человек старается зрительно стать меньше. Он ссутулится. Его взгляд потуплен или же приобретает жалобность. Голос мягок, низок с преобладанием самоуничижающих ноток.

Пассивный стиль общения

Особенности пассивного стиля общения

Склонность к пассивному стилю общения сильно отражается на внешности. Человек сутул, часто ходит на полусогнутых, походка неуверенная, а взгляд потуплен. Людям, придерживающимся пассивного стиля общения, трудно находить общий язык с окружающими. Они обычно держатся особняком, при этом страдают от одиночества.

Агрессивный стиль общения

Агрессивный стиль общения – это стиль направленный на достижение целей и соблюдение интересов человека. Данный стиль общения характерен для уверенных в себе людей.

Использование агрессивного стиля общения не подразумевает внимание к интересам собеседника. Человек, который использует агрессивный стиль, намерен добиться своего любой ценой.

Личность использующая агрессивный стиль общения можно охарактеризовать следующим образом:

  • уверенный в себе человек
  • склонен командовать
  • привык получать желаемое
  • готов если не на все, то на многое ради своих целей
  • окружающих считает ниже себя

Человек, придерживающийся агрессивного способа общения, всегда уверен, что все должны поступать, как ему хочется, потому что он прав. Потребности других людей не важны.

В процесс коммуникации человек, который использует агрессивный стиль общения, смотрит прямо в глаза. Он старается не отводить взгляд от собеседника, тем самым человек показывает свое превосходство. Часто интенсивность взгляда заставляет собеседника чувствовать дискомфорт и ослабляет его позицию в диалоге.

Человек, общающийся агрессивно, не учитывает близкое расстояние. Обычно агрессивный собеседник старается задеть, толкнуть собеседника.

Для агрессивного общения характерно использование активной жестикуляции. Человек старается запугать собеседника жестами и заставить принять именно его точку зрения.

Пассивно-агрессивный стиль общения

Пассивно-агрессивный стиль общения – агрессия завуалирована мнимой покорностью и иллюзией внимания к собеседнику. Возможно проявление агрессии не в форме коммуникации, а посредством девиантного поведения.

Это очень вредный стиль общения, при котором люди могут казаться пассивными на поверхности, но на самом деле они разыгрывают свой гнев косвенным или "закулисным" образом. Они не противостоят людям напрямую, а демонстрируют девиантное поведение.

Люди, которые общаются пассивно-агрессивно, часто чувствуют себя беспомощными и горькими, поэтому они выражают свои чувства, тонко подрывая объект своей обиды.

Характеристика приверженцев пассивно-агрессивного стиля:

  • Все воспринимают агрессивно.
  • Часто жалуются на недопонимание.
  • Всегда исключают свою вину.
  • Виноваты во всем вы, а не они.
  • Всегда готовы к спору, так как им необходимо оказаться правым.
  • Если что-то не по их плану, то они становятся угрюмыми и замкнутыми и умело демонстрируют свое безразличие.
  • Всегда готовы критиковать всех и вся.
  • Отсутствует уважение к людям. У них нет авторитетов.
  • Они уверены, что уникальны в своем ощущении одиночества в мире неудач.
  • Они находятся между сожалением и враждой. На самом деле они настроены на вражду.

Характеристика людей с пассивно-агрессивным стилем общения

Характеристика приверженцев пассивно-агрессивного стиля общения

Общение с людьми, которые придерживаются пассивно-агрессивного стиля, очень тяжелое испытание. Постоянные контакты с ними разрушительно влияют на нервную систему. Обычно пассивно-агрессивный человек не осознает, что делает. Однако встречаются и такие, кто ведёт себя так осознанно, стремясь самоутвердиться, подтвердить свою правоту в том, что все люди вокруг плохие, всё плохо.

Ассертивный стиль общения

Ассертивный стиль общения – это стиль, которому присуща дипломатичность и эффективность. Такой стиль общения направлен на мягкое отстаивание своих интересов, при этом без игнорирования интересов других.

Особенностями ассертивного стиля общения является:

  • четкое выражение желаний и ожиданий;
  • поиск компромисса;
  • отсутствие манипуляций;
  • уважение чувств и потребностей других;
Читайте также
Сюжетно-ролевая игра, как способ коррекции задержки психологического развития детей младшего дошкольного возраста.
Структура технологической карты урока и как ее составлять.
Понятие нормы, роль и задачи педагогической этики в современном образовании.
Пример план-конспекта урока географии в 6 классе.
Экологическое воспитание дошкольников, функции, цели и задачи в ДОУ.


Добавление комментария:

Имя:

Email: (обязательно!)

smile biggrin tongue wink cool angry sad cry upset tired blush surprise thinking shhh kiss crazy undecide confused down up