Стимулирование персонала

Понятие и содержание стимулирования труда персонала, основные элементы и компоненты.
Рубрика: Менеджмент
Автор: Андрей Нестеров ✔ 27.07.2018

Нестеров А.К. Стимулирование персонала // Энциклопедия Нестеровых


Понятие стимулирования персонала

Стимулирование персонала

Следует принципиально разделять понятия мотивации и стимулирования персонала предприятия.

Стимулирование труда персонала

Мотивация персонала

Стимулирование персонала

Это внутренние мотивы человека, определяемые его потребностями и побуждающие его к определенной деятельности.

Это все внешние воздействия, которые оказывают влияние на работника предприятия с целью побудить его выполнять поставленные задачи.

Система мотивации и стимулирования персонала представляет собой единый комплекс методов и способов влияния на персонал организации

Комплекс внутренних и внешних мотивов, которые побуждают к деятельности.

Внешнее побуждение к деятельности в виде поощрения или наказания.

Необходимы четкие ориентиры для выбора мотивов персонала, которые руководство предприятия может использовать для повышения результативности труда персонала.

Выбор форм и конкретных методов стимулирования персонала опирается на специфику потребностей работников, адекватным образом повышая эффективность труда.

Таким образом, стимулирование труда персонала является важной составной частью системы мотивации на предприятии. Оно опирается на стремление человека реализовать себя в своей работе и результатах труда. При наличии такой возможности работа будет высокоэффективной, а мотивы к труду – высокими. Соответственно, стимулирование персонала должно затрагивать важные для работников интересы, давать им шанс самореализации в процессе трудовой деятельности.

Персонал – это рабочая сила предприятия, которая определяется совокупностью физических и умственных способностей людей, составляющих персонал предприятия, и их способность к труду. Это делает трудовые ресурсы одним из факторов производства, без которого невозможно функционирование ни одного экономического агента, а также от него зависит эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия.

В процессе динамичного развития российской национальной экономической системы происходят изменения в экономической деятельности предприятий всех отраслей и сфер деятельности. Одним из ключевых вопросов в этой связи выступает эффективность использования трудовых ресурсов предприятия, так как в современных организациях финансово-экономическая результативность хозяйственной деятельности в значительной степени зависит от рационального использования работы и результатов труда персонала предприятия.

Определенной проблемой в исследуемой области выступает тот факт, что четкого и общепризнанного определения понятия стимулирования труда персонала не существует. Рассмотрим основные подходы.

Понятие стимулирования труда

Понятие

Комментарий

Стимулирование персонала – это побуждение к активной деятельности членов трудового коллектива, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности

Представляется, что такой подход достаточно узко характеризует сущность стимулирования персонала. Следует отметить, что поведение человека всегда чем-либо мотивировано, поэтому содержание стимулирования персонала должно отражать используемые возможности, с помощью которых осуществляется воздействие на трудовой коллектив.

Стимулирование труда персонала – комплексное применение различных стимулов по отношению к конкретным людям или группе людей, являющихся сотрудниками предприятия, с целью более эффективного использования их трудовых возможностей, стараний, целеустремленности для решения задач, стоящих перед организацией

Это развернутый подход, который сконцентрирован на конечной цели стимулирования. Однако, следует отметить недостаточную объективность данного подхода, обусловленную отсутствием конкретизации применяемых мер воздействия, составляющих основу стимулирования персонала.

Стимулирование персонала подразумевает использование совокупности методов, направленных на повышение эффективности труда работников предприятия

Это интересная трактовка. Конечной целью стимулирования персонала является рост эффективности труда на предприятии. Однако представляется безусловной необходимость формализации используемых форм стимулирования.

Следует отметить, что сторонники рассмотренных подходов, так или иначе, сходятся в том, что под стимулированием персонала понимаются активные движущие силы, определяющие поведение сотрудников предприятия, несмотря на разные точки зрения. Однако, предлагаемые ими трактовки стимулирования персонала лишь указывают на то, что оно является результатом внешнего побуждения к деятельности, но не раскрывают каким образом это воздействие осуществляется.

Система стимулирования персонала в организации, представляет собой, по сути, квинтэссенцию совокупности различных вознаграждений, имеющих материальный и нематериальный характер. Поэтому представляется объективным такое понимание стимулирования труда:

Стимулирование персонала включает в себя все, что наемный работник может ценить и желать, и что работодатель в состоянии или желает предложить в обмен на увеличение эффективности трудовой деятельности наемного работника и его вклад в выполнение стоящих перед организацией экономических, организационных и производственных задач.

Данный подход представляется наиболее объективным, так как позволяет конкретизировать цель стимулирования персонала и обозначает границы возможных для применения методов и форм стимулирования.

Ключевым аспектом стимулирования персонала является то, что оно определяется целями бизнеса организации и задачами, которые поставлены перед компанией, и взаимосвязью производственной, экономической, финансовой и другими системами, определяющими функционирование организации.

Содержание стимулирования персонала

Сущность стимулирования персонала на предприятии проявляется через используемые компоненты, имеющие компенсационную или некомпенсационную природу. Компенсационные компоненты стимулирования персонала включают в себя различные монетарные и материальные вознаграждения, включая денежные и эквивалентные им формы поощрения, и товары и услуги, которые могут быть использованы вместо денежной формы поощрения персонала. Все иные вознаграждения образуют совокупность некомпенсационных компонентов стимулирования персонала.

Стимулирование труда персонала

Компоненты стимулирования персонала

Очевидно, что компоненты стимулирования персонала должны применяться на основе реализации комбинированного подхода, дополняя друг друга. Вместе с тем стимулирование должно учитывать ряд принципиальных аспектов, обеспечивающих повышение эффективности труда персонала.

  1. Стимулирование персонала является эффективным только в том случае, если сотрудники ощущают признание своего вклада в результаты работы или обладают заслуженным статусом. Выражение данного принципа может проявляться как в денежной форме в виде премий, так и виде участия в престижных конгрессах, важных переговорах, поездках за рубеж, неординарного обозначения должности. Все это подчеркивает положение сотрудника в глазах коллег и партнеров организации.
  2. Денежные поощрения должны носить неожиданный, нерегулярный характер, а нематериальные поощрения должны быть системными и стабильными. Это обусловлено тем, что регулярные, прогнозируемые денежные выплаты неизменно будут восприниматься сотрудниками как часть заработной платы, теряя в результате свою эффективность. Поощрения нематериального характера оказывают обратное действие, так как постоянство в данном случае повышает их значимость для персонала.
  3. Стимулирование персонала должно быть организовано таким образом, чтобы на полезные действия сотрудников обеспечивалась незамедлительная реакция. В результате, члены трудового коллектива осознают, что их неординарные достижения не только замечаются, но и ощутимо вознаграждаются.

Типовые элементы стимулирования персонала:

  • повышение в должности,
  • расширение полномочий,
  • устная благодарность руководителя в присутствии коллег,
  • материальная премия с указанием "за что",
  • страхование жизни и здоровья,
  • оплата медицинских услуг,
  • внеочередной оплачиваемый отпуск,
  • оплата мелких личных расходов и прочие.

Кроме того, в ряде организаций распространено применение индивидуальных пакетов стимулирующих мер, носящих нестандартный, адресный характер и ориентированных на конкретного сотрудника.

В современных условиях, основными компонентами систем стимулирования персонала выступают следующие элементы:

  1. Денежные выплаты за выполнение поставленных целей –осуществляются при соответствии работника некоторым заранее установленным критериям, которые каждая компания устанавливает самостоятельно.
  2. Выплаты к заработной плате для стимулирования здорового образа жизни работников – осуществляются в виде денежного вознаграждения за отказ от курения, постоянные занятия спортом за отсутствие пропусков по болезни и т.п.
  3. Индивидуальные вознаграждения – это специальные премии, выплачиваемые сотрудникам за владение определенными профессиональными навыками.
  4. Социальные выплаты – льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников.

Вывод

Заинтересованность работников в эффективной работе увеличивается в случае применения мер, направленных на стимулирование персонала, что приводит к сокращению текучести кадров, росту производительности труда, что, в конечном итоге ведет к росту прибыльности предприятия. Система стимулирования в организации должна опираться на комбинированное использование компенсационных и некомпенсационных компонентов.



Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)