Виды стратегии распределения
Стратегия распределения – комплекс мероприятий по организации процесса доставки продукции до места продажи, где конечный потребитель может приобрести товар, и условий для непосредственного осуществления продажи.
3 стратегии распределения
- Интенсивное распределение – производитель старается поставить свои товары в максимальное количество торговых точек.
- Селективное распределение – существует более одного агента по продажам в каждом регионе или на каждом рынке, но число посредников все еще ограничено.
- Эксклюзивное распределение – производитель назначает только одного агента по продажам в каждом регионе, причем соглашение об эксклюзивных правах как производителя, так и дистрибьютора означает, что последний не будет работать с товарами конкурентов.
Важно! Стратегии проталкивания и притягивания относятся к продвижению' target='_blank' rel='nofollow' class='norm'>https://odiplom.ru/lab/prodvizhenie_tovarov.html">продвижению товаров, а не распределению.
Выбор стратегии распределения определяется следующими факторами:
- тип товара;
- особенности товара;
- объемы и цели сбыта;
- долгосрочная маркетинговая стратегия предприятия;
- позиционирование товара;
- интенсивность конкуренции и действия конкурентов на целевом рынке;
- контроль сбыта.
Интенсивное распределение применяется для сбыта потребительских товаров повседневного спроса. Целевая аудитория в таком случае достаточно широкая. Контроль работы посредников осуществляется либо простыми методами, либо не осуществляется вовсе.
Стратегическая цель предприятия – представить свой товар в максимальном числе торговых точек, относимых к целевому рынку или конкретному сегменту рынка. При ориентации на розничные торговые точки, успех будет достигнут, если продукт является товаром широкого потребления. При аналогичном назначении стратегия будет актуальна и для услуг.
Селективное распределение может применяться при условии оптимизации количества торговых посредников. Стратегия реализуется в том случае, если нужно обеспечить определенный охват рынка, но при этом осуществлять контроль работы торговых посредников.
Цель предприятия обычно сводится к выбору нескольких торговых точек в конкретном регионе для реализации товаров. Обычно предприятие способно поддерживать достаточно плотные контакты с торговыми посредниками за счет ограничения их общего числа и поддержания качества обслуживания конечных потребителей в розничных торговых точках. В результате, товары предприятия реализуются в определенных торговых точках при одинаковом уровне сервиса покупателей в отношении данного конкретного товара.
Эксклюзивное распределение применяется в основном для сбыта новых товаров (в течение определенного времени) или престижных товаров, позиционируемых как редкие модели, предметы роскоши, уникальные продукты и т.д. В рамках стратегии эксклюзивного распределения производитель сознательно ограничивает общее количество розничных посредников, которых он наделяет исключительным правом реализации товаров.
Цель производителя – поддержание имиджа товара, максимально возможный уровень контроля действий розничного посредника, повышение эффективности управления продажами товаров. Чаще всего, данная стратегия распределения реализуется в формате единственной розничной торговой точки в определенном географическом районе, где есть товары конкретного производителя. В других розничных торговых точках этих товаров в продаже нет.
Выбор стратегии распределения
Стратегия распределения включает в себя 5 элементов:
- Постановка целей и задач сбыта;
- Определение интенсивности распределения;
- Выбор конкретных посредников;
- Методы контроля работы посредников;
- Оценка эффективности стратегии распределения.
Очевидно, что чем короче канал распределения, тем большим контролем располагает производитель. Например, при интенсивном распределении управление каналом находится в руках крупных посредников, а не самого производителя. Любой канал распределения изначально ориентирован на минимизацию сбытовых издержек, следовательно, выбор стратегии должен отвечать двум критериям:
- Длина канала распределения соответствует выбранной стратегии, при прочих равных условиях выбирается тот канал, где ниже издержки, независимо от числа торговых посредников.
- Объем продаж товаров должен соответствовать продвижения товара.
Стратегия распределения обычно накладывает определенные ограничения на производителя, это могут быть, например:
- Долгосрочный обязательства производителя перед розничными посредниками.
- Долговременные договоренности с оптовыми торговцами по объемам поставок.
Выбор стратегии распределения и разработка конкретных мероприятий направлены максимальное увеличение общей прибыльности предприятия.
Пример разработки стратегии распределения
1. При выборе канала сбыта необходимо определить оптимальное соотношение между прямыми и непрямыми каналами сбыта и выбрать лучший непрямой канал сбыта. Важна грамотная комбинация прямых и непрямых каналов сбыта, которая позволит увеличить объемы прибыли головной компании.
2. Для экономического обоснования конкретного канала распределения необходимо:
- определить сегмент потребителей, который предполагается обслуживать с помощью данного канала;
- определить товар, реализуемый данным каналом сбыта;
- установить цены на продукцию для всех участников канала;
- устранить все возможные конфликты между разными каналами, в том числе между прямыми и непрямыми каналами.
3. Для создания наиболее оптимальной структуры канала нужно:
- определить необходимое число партнеров для наиболее эффективного покрытия рынка, а также проанализировать их совместную деятельность на рынке с целью недопущения ненужного дублирования между ними возлагаемых функций и обязательств;
- после этого провести тщательный анализ всех возможных партнеров и провести отбор наиболее подходящих по всем критериям.
4. Для осуществления текущего управления каналами распределения необходимо:
- определить влияние возможностей партнеров, которое они окажут долю рынка головной компании, необходимо не допустить чрезмерного увеличения их доли на рынке без должной компенсации прибыли за счет расширения охвата рынка;
- разработка эффективной поддержки всех участников канала, что, в первую очередь, важно для головной компании, так как позволяет партнерам более эффективно выполнять возложенные на них обязательства, не занимаясь решением проблем, которые легко может решить головная компания;
- четко определить условия партнерского сотрудничества, в противном случае на головную компанию могут распространиться негативные факторы, влияющие на компанию-партнера;
- разработки системы целей и показателей для оценки работы сбытового канала в целом и отдельных его участников, а в случае неудовлетворения этим показателям необходимо исключать из структуры сбытового канала компаний-аутсайдеров, чтобы не обременять ненужными расходами по поддержке головную компанию;
- организация четкой системой контроля, при которой стало бы невозможным для фирмы-партнера предпринять те действия, которые могли бы негативно отразится на деятельности головной компании.
Пример стратегии распределения при реализации услуг