Понятие и история изучения стресса
Стресс – это состояние, возникающее как ответная реакция различные стрессоры, требующие перестройки и адаптации на физиологическом, психическом и поведенческом уровнях.
Понятие и природа стресса изучается не одно столетие. Еще в средние века философы задумывались о том, что приводит человека к упадку сил и ощущению безысходности и почему человек решается на самостоятельный уход из жизни. Яд авторов считают, что слово стресс, как термин впервые использован в стихотворении поэта Роберта Маннинга "Handlying Synne": "И эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим и находящимся в большом стрессе". Ю. Г. Чирков пишет, что термин стресс возник до Средневековья и происходит от латинского слова "stringere", что переводится как "затягивать".
Термин "стресс" использовали военно-полевые врачи еще в Первую мировую. Физиологические аспекты стресса впервые были освещены У. Кэнноном в 1914 г., но официально тем, кто принес этот термин в биологию и медицину принято считать канадского врача Ганса Селье. Он считал, что само слово "стресс" пришло в английский из старофранцузского и средневекового английского, а изначально произносилось как "дистресс". Первый слог, полагал Селье, постепенно исчез из-за "смазывания" или "проглатывания". Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции "бороться или бежать" ввел термин "стресс" в физиологию и психологию.
Ганс Селье является основателем первого масштабного исследования стресса.
Ганс Селье изучал пациентов, ставил эксперименты и анализировал результаты. Но, несмотря на успехи в работе, на рубеже 30–40-х гг. ХХ в. термин "стресс" не восприниматься всерьез в научном сообществе. Ганс Селье чувствовал враждебность научно-медицинской публики, поэтому он старался, как можно меньше афишировать свои исследования. В настоящее время труды по проблемам стресса Ганса Селье считаются полноценным учением. Оно используется не только врачами, но и биологами, физиологами, психологами.
Зигмунд Фрейд не прошел мимо такого явления как стресс. Он сформулировал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства:
- сигнализирующая тревога, которая возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности;
- травматическая тревога, это та тревога, которая развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника.
Позднее, уже в 50-х годах исследование проблемы стресса развивалось уверенней. В научных журналах появились публикации, которые расширяли понимание термина "стресс" и его симптомов. Все больше внимания стали уделять профилактике и борьбе со стрессом.
В 70-х гг. двадцатого века были сформированы ключевые концептуальные положения "транзактного анализа", которые опирались на описательную модели психологического стресса Р. Лазаруса. Позднее оформилась "модель профессионального стресса" Т. Кокса. Она способствовала широкому изучению особенностей стресса у представителей различных профессий. В отечественной психологии изучением стресса занимались Марищук В.Л., Л.Леви, А.Б. Леонова и т.д.
К трактовке термина "стресс" существует несколько подходов. Так, Г. Селье трактовал стресс, как реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. Г. Селье выделял две формы стресса: стресс полезный – эустресс и вредоносный – дистресс.
Позднее теория стресса Г. Селье была модифицирована П. Доренвендом. Согласно его подходу, стресс опирается на адаптивные и неадаптивные реакции организма. К факторам стресса относят ряд социальных факторов – экономические или семейные неудачи, которые нарушают привычное течение жизни. Факторы могут быть как положительными, так и отрицательными и не всегда способствуют зарождению объективного кризиса.
В. В. Суворова определяет стресс, как "функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов". В это же время П. Д. Горизонтов называет стресс "общей адаптивной реакцией организма, развивающейся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза". И. Духмен классифицирует стресс как совокупность поведенческих, эмоциональных, умственных и физических реакций, вызванных превосходящим адаптационные ресурсы человека давлением.
Стресс стал болезнью 21 века. В этой связи следует выделить последние подходы к трактовке данного термина. В них превалирует понимание стресса как защитного механизма. Среди российских психологов поддерживающих данную трактовку Сергей Борисович Парин. Он предлагает отойти от устоявшихся тезисов Ганса Селье и взглянуть на стресс под другим ракурсом. У Селье рассматриваются два компонента стресса: симпатоадреналовую система, отвечающую за реакцию организма на первую стадию стресса, и гипоталамо-гипофизарно-адреналовая система, которая обеспечивает устойчивое сопротивление, характерное для второй стадии стресса. Парин считает, что стресс напрямую связан с эндогенной опиоидной системой (ЭОС). Эндогенная опиоидная система состоит из широкого спектра рецепторов и лигандов, которые присутствуют во всей центральной и периферической нервной системе, желудочно-кишечном тракте и иммунной системе. Отличие восприятия стресса С.Б. Париным от классической трактовки Ганса Селье состоит в том, что в реальности стресс не имеет никакого отношения к адаптации. Стресс действительно "раскачивает" жизненно важные системы организма, что ведет к различным заболеваниям. Но бороться надо не со стрессом, а с факторами, которые его вызывают.
Виды и причины стресса
Причины стресса рассматривали Ганс Селье, Зигмунд Фрейд и многие другие психологи и психиатры, которые занимались проблемами раздражительности, тревожности и кризисов личностного развития.
Ганс Селье выделил три стадии развития стресса у человека.
Стадии стресса по Г. Селье
Первая стадия – это стадия тревоги. Для нее характерно снижение сопротивляемости организма и нарушения ряда вегетативных и соматических функций. После этого организм включает так называемую "автоматическую настройку функций". В случае ее эффективности, организм приходит в норму, стресс удается подавить. Однако в случае неудачи стресс переходит на следующую стадию, которая называется стадией сопротивления. Данная стадия характеризуется необходимостью поддержания защитных реакций организма, так как воздействие негативных факторов (стрессоров) затягивается. Третья стадия стресса – это стадия истощения, которая наступает при нарушении механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов в период борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы истощаются, что приводит к нервному истощению, снижению иммунитета и появлению серьезных заболеваний.
Существует несколько классификаций стресса. Одна из них делит его на два вида: дистресс и эустресс.
Дистресс – это такой вид стресса, при котором происходит истощение нервной системы, снижение работоспособности и подавление эмоций.
Дисстресс в свою очередь делится на следующие подтипы:
- Физиологический стресс;
- Эмоциональный стресс;
- Кратковременный стресс;
- Хронический стресс.
Эустресс – это разновидность стресса, которая может быть вызвана как положительными, так и отрицательными событиями. При этом человек осознает наличие проблемы и мобилизует организм для решения необходимых задач.
Эустресс делят на два вида:
- Позитивный стресс;
- Мобилизующий стресс.
Другая классификация предполагает, что стресс бывает информационный, двигательный, зрительный, стресс скорости и расстояния, эмоциональный стресс, стресс постоянных изменений и рабочий стресс.
Различают физиологический (соматический, средовой) и психоэмоциональный стресс. Стрессы физиологические возникают от колебаний параметров внешней среды, например влажности, температуры, а также от непосредственного воздействия на человека различного рода негативных факторов – холода, боли, голода, физических перегрузок и так далее. Можно выделить механический, физический, химический и биологический, физиологический, травматический и посттравматический стрессы.
Основными причинами возникновения стресса является, прежде всего, несовпадения желаний и действительности, ритм современной жизни и неумение справляться с эмоциональными перегрузками.
Все многообразие причин стресса можно разделить на две большие группы – это объективные причины стресса и субъективные.
Объективные причины стресса:
- условия жизни и работы;
- взаимоотношения с другими людьми;
- экономические факторы;
- политические факторы;
- чрезвычайные ситуации и обстоятельства.
Субъективные причины стресса:
- несоответствие ожиданий и реальности;
- навязывание ребенку несоответствующих его личности родительских программ, которые сильно усложняют жизнь ребенку и делающих его поведение неадекватным;
- стрессовые ситуации, вызванные эмоциями, провоцирующими на спонтанные действия;
- погруженность в виртуальный мир и его несоответствие окружающей действительности;
- стрессовые ситуации, связанные с убеждениями личности и неадекватными установками;
- невозможность реализации собственной актуальной потребности;
- нарушения коммуникации;
- неадекватная реализация условных сигналов.
Независимо от причин стресс имеет особенность: он накапливается. Чем дольше он накапливается, тем серьезней, будут его последствия и сложнее будет от него избавиться.
Профилактика стресса
Стресс сопровождает нашу жизнь ежедневно. Человек может с ним столкнуться дома, на работе или на отдыхе. Профилактика стресса реализуется в четырех направлениях:
- Сон;
- Питание;
- Физическая активность;
- Формирование базовых навыков преодоления стресса.
Соблюдение режима сна и бодрствования – один из ключевых методов профилактики стресса. Дело в том, что во время сна организм восстанавливается. В мозгу происходят процессы, направленные на преодоления последствий стрессовых ситуаций, а недосып или нарушение режима сна нарушает мозговую деятельность и спосорбсвует усугублению последствий стресса. Для нормализации сна необходимо научиться соблюдать правила гигиены сна.
Соблюдение норм питания в соответствии со своим возрастом и состоянием здоровья. Гигиена питания. Здоровые пищевые привычки уменьшают подверженность к стрессу. Питательные вещества, витамины и микроэлементы должны поступать в организм с пищей. Их соотношение должно быть сбалансировано.
Соблюдение норм ежедневной физической активности. Помимо соблюдения норм ежедневной подвижности, рекомендуется заниматься спортом, что способствует сохранению эмоционального здоровья. Для поддержания физического и физического здоровья рекомендуется не менее 30 минут физической активности умеренной интенсивности 5 раз в неделю.
Развитие базовых навыков борьбы со стрессом. Прежде всего, нужно иметь любимое занятие или хобби, которое поможет отвлечься от всех проблем и помочь избавиться от неприятных мыслей. Также рекомендуется составить список того, что радует и использовать его для преодоления последствий стресса. Хорошие результаты при профилактике стресса показывает использование медитации или диафрагмальное дыхание. Чувство юмора и смех позитивно влияют на стрессоустойчивость. Юмор и здоровый смех повышают естественную активность нейроиммунной системы.