Что такое субмодальности
Теорию использования субмодальностей разработал и начал использовать в 1983 году Ричард Бендлер. Он изучал то, как субмодальные сдвиги могут менять восприятие. Что такое субмодальности и субмодальные сдвиги? Под субмодальностью в нейролингвистическом программировании принято понимать образы, которые появляются в мозгу под влиянием пяти чувств: вкуса, осязания, запаха, цвета и звука. В практике НЛП используют то, что человек узнает через три чувства: зрение, слух и осязание.
Субмодальности – это различие форм и структур внутри сенсорной репрезентативной системы.
Например, в зависимости от того, как человек воспринимает один и тот же предмет он может восприниматься как параллелепипед или куб, цвет может быть бежевым или лососевым. Одни и те же песни для кого-то звучат приятно, расслабляюще, а кому-то режут слух.
В психологии субмодальности используют для того, чтобы изменить отношение к событиям прошлого или скорректировать восприятие тех или иных идей, будущих или же происходящих в данный момент событий. Особенность субмодальности состоит в том, что она только создает образ той или иной ситуации, а не отражает ее суть.
В НЛП субмодальности можно корректировать: плохое, превращать в в хорошее, а утрату в приобретение. Например, расставание с бывшим близким другом, можно трактовать как трагедию, но при помощи метода субмодальности утрата может стать приобретением свободы и открытием новых горизонтов.
Зрительные Субмодальности |
Слуховые субмодальности |
Осязательные субмодальности |
Вкусовые субмодальности |
Обонятельные субмодальности |
---|---|---|---|---|
Цвет и яркость |
Расположение |
Интенсивность |
Сила и интенсивность |
Интенсивность |
Четкость |
Дистанция |
Качество |
Приятность |
Приятность аромата |
Текстура |
Высота |
Расположение |
Выраженность определенных свойств |
Свойства запаха: слабый, резкий, сладкий и т.д. |
Размеры и форма |
Мелодичность |
Изменения |
Основа вкуса: кислый, сладкий и т.д. |
Выраженность, стойкость запаха |
Дистанция |
Громкость |
Направления |
Механические свойства вкуса: терпкий, вяжущий |
|
Граница |
Объем звука |
Скорость |
||
Расположение |
||||
Ассоциация | ||||
Перспектива | ||||
Пропорции |
Техники субмодальности позволяют нам обуздать наше воображение, снизить влияние негативных событий и расставить положительные якоря в воображении, чтобы избежать тяжелых мыслей, ложных воспоминаний или избавиться от неконтролируемых фантазий, которые мешают сосредоточиться на работе и реальной жизни.
Приемы смены субмодальности
Приемы направленные на смену субмодальности призваны напрямую научить человека новым стратегиям и навыкам, в которых он нуждается, а именно сменить ассоциации на одни и те же события, использовав стратегию встраивания, методов лечения травм с помощью НЛП и т.д.
Изменять субмодальности можно самостоятельно или при помощи специалистов. Все зависит от того, что вы хотите изменить и какой результат хотите получить. Схема смены субмодальности стандартна. Результат либо есть, либо его нет. Если результата нет, то следует пересмотреть подход.
Для того, чтобы измененная субмодальность закрепилась нужно использовать различные техники, такие как "взмах" и техники нейролингвистического программирования для преодоления фобий и ПТСР.
Техника взмаха – предполагает проведение человека страдающего от серьезной проблемы через серию "визуализаций", при которых субмодальности проблемной ситуации "уменьшаются или ослабляются" в своей интенсивности, в то время как субмодальности ресурсного образа себя усиливаются.
Техника взмаха применяется для борьбы со следующими проблемами:
- компульсивное поведение, например привычки грызть ногти или ковырять в носу;
- приступы неоправданного насилия;
- негативные мысли;
- приступы тревожности.
Техника взмаха работает следующим образом: человек хочет создать например, новый нравящийся ему образ себя. Для этого он в мозгу рисует расплывчатую картинку со своим образом и дополняет её теми яркими деталями, которые, по его мнению, ему необходимы, чтобы стать идеальным.
Техника возвышения над всем сущим суть данной техники состоит в том, чтобы проблему сделать настолько маленькой, что она перестанет пугать, тянуть вниз и после этого спокойно преодолеть ее. Например, человек боится идти на собеседование в силу ранее травмирующих визитов в службу занятости. Вспомните неприятный опыт. Можете представить его, как темную фигуру. Затем мысленно ставите рядом себя и ваш образ начинает расти. Темная фигура превращается сначала в карлика, потом становится размером с маленький камешек. Страх постепенно уходит вы можете взглянуть на неприятную ситуацию с высоты, наделив ее статусом мелкой и незначительной неприятности.
Хорошие результаты дает применение фантазии для нейтрализации негативных воспоминаний. Например, на лекцию недовольного начальника можно мысленно наложить смешную музыку или в воспоминании о плохой незаслуженно поставленной оценке мысленно пририсовать педагогу рога или усы.
Техника разбитого экрана состоит в том, что психолог просит клиента представить негативные эмоции, травмирующее событие на большом стеклянном экране. После того, как изображение появится и будет четким экран нужно медленно разбить вдребезги, тем самым нивелировав уровень негатива. Главное представлять все в красках и перед тем как разбить можно исказить изображение, пустить по нему волны, сделать засвеченным и т.д. и т.п.
Техника смены критической субмодальности состоит в том, чтобы выявить и изменить критическую субмодальность, которая является основой для негативного мышления или вызывает другие негативные мысли и действия. Если выявить критическую субмодальность, смена других субмодальностей пойдет легче. Критическая субмодальность может проявляться в навязчивой мысли, в идее и тянуть за собой полосу негативных мыслей и фобий, избавление от которых по одной не принесет должного результата без смены критической субмодальности.
Техника "Управление интенсивностью переживаний" представляет собой процесс снижения яркости, насыщенности и, как следствие, болезненности негативных воспоминаний. Дело в том, что некоторые воспоминания несмотря на их негативный характер, полезны и нужны человеку, как опыт. Для того, чтобы они не мучили человека, следует снизить их интенсивность, сделать немного "стертыми", не яркими, а тусклыми. Парадокс в том, что приятные события как-то стали более "далёкими", а неприятности продолжают оставаться живыми и яркими. Данный метод строиться на перемещении негатива дальше и соответственно уменьшение внутреннего экрана с плохой картинкой.