Проблемы дистанционного обучения
Пандемия ковида 19 заставила пересмотреть подходы и технологии в среднем и высшем образовании. Несмотря на то, что ковидные ограничения постепенно снимают, детская заболеваемость остается высокой. В этой связи Министерство науки и высшего образования Российской Федерации выпустило 14 марта 2020 г. приказ № 398 "О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой короновирусной инфекции на территории Российской Федерации". Низкий уровень компьютерной грамотности большинства педагогов и нежелание адаптироваться к новым условиям – вот основная причина негативного восприятия дистанционного обучения в преподавательской среде.
Дистанционное обучение – явление не новое. В вузовском образовании оно широко использовалось с начала двухтысячных. С ростом скорости и качества Интернета, совершенствуются технологии обучения. Поверхностное отношение к повышению квалификации и внедрению компьютерных технологий в учебный процесс привело к неготовности большинства учителей и учащихся к новым реалиям. До сих пор нет достаточного количества исследований использования технологий дистанционного обучения в дошкольном и школьном образовании. Временный переход многих образовательных учреждений на дистанционное обучение будет способствовать развитию теоретической и практической базы организации проведения уроков в режиме он-лайн.
Практика использования технологий дистанционного обучения в период пандемии позволила выявить проблемы отечественного образования:
- низкий уровень компьютерной грамотности педагогов;
- плохая технологическая оснащенность образовательных учреждений в ряде регионов;
- формальный характер обучения педагогов компьютерной грамотности;
- отсутствие проработанной теоретической базы для использования дистанционного обучения в школах;
- педагоги и учащиеся не используют в полной мере современные сервисы для дистанционного обучения и он-лайн библиотеки.
Перечень технологий дистанционного обучения
В дистанционном обучении используются широко используются возможности сети интернет. Это возможности социальных сетей, мессенджеров и электронной почты. В последние годы распространение получили видеоконференции с использованием Skype, Viber и Whats Up. Социальные сети VK и Одноклассники предоставили пользователям свободно общаться в реальном времени. Необходимо только установить на компьютер камеру. Теперь стало возможным проводить уроки при помощи планшета или смартфона.
Для создания красочных уроков и презентаций можно использовать следующие сервисы: Wink, Capture Fox плагин для Firefox, TipCam и др. Большинство сервисов работают и на операционной Windows и на Linux.
Все технологии дистанционного обучения принято делить на группы: лекционные занятия, интерактивные занятия и видеоконференции. Использование технологий дистанционного обучения позволяет индивидуализировать образовательный контент и расширять горизонты проектной деятельности школьников.
Просмотр образовательных видеороликов на Rutube и иных видеосервисах вместе с проведением онлайн семинаров и лабораторных способствует высокому уровню усвоения знаний. Учащиеся отмечают, что обучение с использованием видеоконтента воспринимается ими лучше, чем лекции в аудитории или онлайн. Видео-обучение, осуществляемое по модели "контент по требованию" существует уже более десяти лет, но постоянно набирает обороты новая тенденция – интерактивное видео-обучение.
Формат интерактивное видео-обучение способствует повышению эффективности и привлечению к запоминанию и отслеживанию полученной учащимся информации при помощи встроенных в видео вопросов, ключевых слов, фраз и тестовых заданий.
Технологии индивидуальных занятий при дистанционном обучении позволяют преодолевать сложности восприятия учебного материала посредством онлайн технологий. При помощи социальных сетей можно проводить работу над ошибками, а посредством презентаций в Power Point наглядно демонстрировать разницу, например между правильным решением задачи и ошибочным.
В качестве информационных ресурсов министерство образования и науки рекомендует использовать:
- Яндекс. Учебник – содержит более 35000 книг;
- Киберленинка – содержит сотни статей по всем предметам;
- Сайт издательства "Просвещение" – бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный Перечень.
К числу технологий дистанционного обучения относят и технологии мониторинга успеваемости, которые помогают постоянно отслеживать результаты каждого ученика. Эффективная система мониторинга должна быть построена на базе Web-приложения и иметь доступ с любого узла сети (компьютера, планшета, смартфона), подключенного к Intranet учебного заведения, а также поддерживать модульно-рейтинговую системы обучения.