Теории государственного регулирования экономики

Зарубежные и отечественные теории государственного регулирования экономики.
Рубрика: Экономика
Автор: Андрей Нестеров ✔ 31.12.2016

Нестеров А.К. Теории государственного регулирования экономики // Энциклопедия Нестеровых


Необходимость государственного регулирования экономики

Государственная политика регулирования экономики должна совершенствоваться таким образом, чтобы отвечать стоящим перед обществом задачам и вызовам, с которыми столкнулась современная Россия.

Современная экономическая наука в России переживает период, являющийся завершающим этапом преломления взглядов на роль государственного регулирования экономики. В 1990-х годах господствовало почти полное отрицание необходимости государственного вмешательства в экономику, однако, в конце 1990-х произошел возврат к данной теме вследствие очевидных промахов такого отрицания.

Осознание важности государственного регулирования национальной экономики повторно произошло к середине 2000-х годов, практическое применение методов макроэкономического регулирования экономики со стороны государства достигло значительных масштабов в начале второго десятилетия XXI века.

За последние годы стали появляться новые исследования, которые носят очень взвешенный характер. Основной проблемой в данной области является необходимость понимания роли государства в регулировании экономики для каждого современного гражданина России, так как это является объективным процессом, без чего невозможно понимание значения государственных экономических мер.

Теории государственного регулирования рыночной экономики

Государственное регулирование экономики заключается в определении стратегического развития национальной экономики, разработке экономической программы, координации экономических мер для достижения условий роста уровня жизни населения и улучшения условий хозяйствования для экономических агентов в стране.

Следовательно, краеугольный камень всех теорий государственного регулирования экономики – определение границ, степени вмешательства государства и перечень конкретных мер, используемых для влияния на экономические отношения, особенно в рамках предпринимательской деятельности.

Рыночная экономика не в состоянии самостоятельно развиваться без вмешательства государства, которому следует определить необходимые сферы приложения мер воздействия для повышения эффективности функционирования национальной экономической системы. Ключевым вопросом является насколько серьезным должно быть это вмешательство и как именно должно осуществляться государственное регулирование экономики. Также необходимо отметить, что любая современная развитая страна функционирует в условиях, когда государство осуществляет активную бюджетно-налоговую политику, серьезно регулирует сферу финансовых отношений, занимается решением социальных и других важных проблем, определяет приоритеты экономического роста и развития внутри страны.

Теории государственного регулирования экономики

Теории государственного регулирования экономики

Теория регулирования экономики

Описание теории

Характеристика положений теории о регулировании экономики

Теория государственного регулирования Кейнса

Нерегулируемая капиталистическая система подвержена повторяющимся спадам с ростом безработицы.

Для предотвращения рецессий необходима активная стабилизационная политика правительства.

Основана на книге Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег", представляющей весьма неструктурированное изложение мыслей, однако эти мысли все экономисты посчитали очень важными.

Традиционный подход к экономике игнорировал проблему необходимости государственного регулирования экономики, тогда как капиталистическая экономика вовсе не склонна к саморегулированию.

Макроэкономика выделена как учебная дисциплина и как сфере государственного воздействия на экономику.

Выделены условия экономического роста при государственном регулировании экономики и активной стабилизационной политике.

Государство способно управлять развитием экономики, используя для этого макроэкономические инструменты, так как выступает и в качестве экономического агента, и в качестве регулятора экономической системы.

Государство должно регулировать макроэкономические вопросы развития экономики посредством стабилизационной политики в зависимости от текущего рыночного состояния и рыночной конъюнктуры.

Чтобы избежать макроэкономических проблем, циклических колебаний деловой активности, колебаниях производства, колебаниях цен и рынка труда, экономических кризисов и посткризисных структурных проблем – необходимо активное вмешательство государства в экономическое развитие национальной экономики.

В результате удается избежать недостатка совокупного спроса, поддержать уровень производства и сохранить занятость населения.

Монетарная теория Фридмана

Теория основана на книге Фридмана "Количественная теория денег: новая версия".

Основным объектом данной теории является предложение денег, рынки представляются высококонкурентными, конкурентная рыночная система способна сама обеспечивать высокую степень макроэкономической стабильности.

Количество денег в обращении в рамках экономической системы является основополагающим фактором развития национальной экономики.

Свободный рынок – это рынок свободный от вмешательства правительства, государства, регулирующих органов.

Государство – некое подобие арбитра, обеспечивающее соблюдение установленных правил игры на рынке.

Колебания спроса на денежную массу свидетельствуют о нестабильности экономики.

Резкие и внезапные колебания вызывают негативные процессы в уровнях цен и объемах производства.

Для стабилизации экономики правительство должно проводить мероприятия для устранения колебаний совокупного спроса на денежную массу, порождаемые населением страны.

Государственное регулирование экономики как таковое отсутствует.

Спрос на деньги является устойчивым, поэтому государство должно осуществлять меры для поддержания устойчивого предложения денег.

Если спрос на деньги стабилен, то рост денежной массы ведет к росту расходов населения. Обратное утверждение также верно в монетарной теории.

Монетаристы считают любое другое вмешательство в экономику со стороны государства нежелательным.

Правительство своими неумелыми действиями, нацеленными на достижение большей стабильности с помощью денежной политики, лишь усиливает цикличность экономики.

Монетаристы, считая себя самыми умными, ограничивают регулирующую роль государства в экономике лишь денежным обращением, а "все остальное рынок сам урегулирует", тогда как причинами кризисов является присутствие государства в экономике.

Теория институционализма

В рамках теории институционализма роль государства в экономическом развитии страны также имела особое значение.

Согласно теории институционализма, экономика – это комплекс институций (норм, принципов) и институтов (закрепление норм, обычаев и принципов в виде законов, организаций и учреждений).

Основоположником институционализма является Торстейн Веблен.

Институционалисты полагают, что не нужно ограничивать макроэкономику анализом экономических категорий и процессов в рамках проведения исследований, а учитывать также внеэкономические факторы и существующие общественные, государственные и правовые институты.

В теории институционализма понятия экономики, науки, политики, культуры, социума являются равноправными, взаимозависимыми и влияющими друг на друга.

Экономические субъекты действуют как на основе экономических факторов, так и с учетом социальных устоев, норм, законов, через которые можно влиять на их поведение так же, как через использование экономических инструментов.

Проблемы вмешательства государства в экономику также входили в концепцию институционализма.

Государство должно оказывать значительное влияние на экономику.

Веблен считал, что "при правительстве должен существовать своеобразный "мозговой центр" из интеллектуалов, технических специалистов, способствующих более рациональной деятельности государства".

Инстуционализм характерен благосклонным отношением к действенному и продуманному государственному вмешательству в национальную экономическую систему.

Экономическая система является эволюционирующей, а экономические процессы имеют кумулятивный характер, которые и управляют системой в целом, а экономическое развитие должно определяться взаимным влиянием различных экономических явлений, которые взаимозависимы и усиливают влияние друг друга. Поэтому государство и государственные институты могут управлять экономической системой, через управление отдельными экономическими процессами, а не наоборот.

Государственное регулирование экономики предлагалось осуществлять с учетом только тех факторов, которые могли быть приняты во внимание: инфляция, безработица, кризисы, политическая нестабильность и др.

Институционализм утверждает, что цены намного более консервативны, чем спрос, предложение и конъюнктура на рынке, поскольку, несмотря на изменения рыночной ситуации, цены часто не меняются.

Поэтому задачей государства является не контроль цен или сдерживание инфляции, а регулирование спроса, предложения и т.д. за счет использования инструментов стабилизирующей, стимулирующей или сдерживающей политики.

Отечественные теории государственного регулирования экономики

Особо следует отметить развитие взглядов отечественных экономистов на аспекты государственного регулирования экономики, которые менялись с модернизацией социально-экономического устройства страны.

Впервые, данные вопросы были подняты в эпоху Российской Империи, когда появились первые теории государственного регулирования, связанные с меркантилизмом.

Принцип меркантилизма – государство тем богаче, чем больше полноценных денег в виде золота и серебра оно имеет, накопление богатства может достигаться с помощью государственной власти.

В соответствии с этим, меркантилисты считали необходимым активное государственное вмешательство в экономику. Первым представителем меркантилизма в России был дворянин А.Л. Ордин-Нащокин. Позже И.Т. Посошков дал стройную систему экономических взглядов. Предлагалось за счет экономических реформ ликвидировать экономическое отставание от западных стран путем развития протекционизма, внутренней торговли, промышленности и т.д. Большинство экономических преобразований Петра I были осуществлены на базе меркантилистских учений. Позже с экономическими идеями меркантилизма выступал М.В. Ломоносов. По своей эффективности экономические реформы в эпоху идей меркантилизма в Российской Империи превосходили западные во много раз благодаря своей структурной целостности.

После заката меркантилизма и развития на западе экономического либерализма в рамках классического направления экономических учений, в Российской Империи так же, как и в других странах реализовывались экономические механизмы А. Смита, ратовавшего за отмену государственного регулирования торговой сферы, и Д. Рикардо, считавшего необходимым выработку государственной экономической политики, способствующей росту производительных сил общества.

В первые десятилетия XX века проблемы государственного регулирования экономики привлекли особое внимание экономистов России, в том числе в связи разработкой долгосрочных планов развития народного хозяйства Советского Союза. В СССР использовалась административная модель регулирования экономики и централизованное планирование развития. Можно выделить основные черты государственного регулирования экономической системы в СССР. Высокие информационные и организационные издержки, которые не позволяли централизованному планированию стать эффективным инструментом хозяйственного управления, долгое время не могли быть преодолены и только в послевоенные годы началась разработка действенных решений, которые к концу 50-х годов были воплощены на практике, подняв государственное регулирование экономики на качественно новый уровень. В период 1950-1985 годов за привычным образом тотальной плановой системы скрывались тонкие инструменты экономического управления и регулирования экономической системы на национальном уровне, лишенные идеологических подоплек.

Одним из видных представителей теорий планового хозяйства и государственного регулирования экономики был советский экономист С.Г. Струмилин, разработавший несколько макроэкономических индексов, систему материальных балансов, через анализ зависимости между квалификацией рабочих и сроком обучения обосновавший необходимость бесплатного образования, что позволяло советскому государству обеспечивать растущую промышленность страны квалифицированными кадрами. В свое время западные экономисты, опираясь на первые работы О. Ланге 30-х годов, отмечали, что "советская система трансформировала экономику из отсталой в мощную индустриальную за небольшой промежуток времени, развиваясь вплоть до последних десятилетий, и лишь неадекватная политика и некомпетентность администраторов привели ее к поражению" [1]. Сегодня идеи и механизмы планового хозяйства, разработанные в СССР, применяются на Кубе, в Северной Корее, частично в Китае, Вьетнаме, Иране, Сирии, Алжире, Израиле, Саудовской Аравии. Элементы планирования переняли и страны Западной Европы, например, Франция, Бельгия, Германия.

Вопросами государственного регулирования экономики интересовался также видный российский экономист Н.Д.Кондратьев, разработавший всемирно известную и признанную теорию длинных волн в экономической динамике, получившей название "Циклы Кондратьева". Основной вывод в свете данной теории состоял в следующем:

Государственное регулирование любой экономической системы жизненно необходимо в целях обеспечения стабильного развития и защиты интересов населения, промышленных и торговых предприятий.

Но вместе с тем, любое государственное воздействие на экономику должно сообразовываться с закономерностями рыночной системы. Для этого необходимо изучение объективных закономерностей экономического системы, и чем лучше они исследованы, тем эффективнее будут конкретные решения и действия государства по регулированию экономического развития. Н.Д.Кондратьев настаивал на необходимости ускорения развития экономической науки в целях глубокого исследования, прежде всего динамических закономерностей развития хозяйства и прогнозирования его тенденций и перспектив.

Сегодня современные российские экономисты определяют эффективность государственного влияния на экономику наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти. "В условиях России понимание экономической политики сводится пока к одноплановой ориентации на роль государства. Отечественная экономическая наука и практика еще не выработали подход к регулированию как к процессу, в котором каждое звено экономики несет значительную ответственность за общее дело макроэкономического регулирования" [3].

М.А. Сажина [2] выделяет три основополагающие группы выполняемых государством экономических функций, которые позволяют эффективно влиять на развитие экономики страны в целом:

  1. Поддержка функционирования рыночной системы путем обеспечения правовой базы и создания конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство.
  2. Перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля за уровнем занятости и инфляции.
  3. Ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма. Так, ограничение использования рыночных элементов наблюдается в сфере совокупного муниципального потребления, когда речь идет о поддержании и об охране общественного порядка, о национальной обороне, транспортной системе обслуживания инфраструктурных комплексов, водоснабжении и т.д. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий образования и медицинского обслуживания. Государственные и муниципальные органы обеспечивают функционирование систем образования, здравоохранения, экологического контроля с учетом рыночных и общественных интересов.

Выводы

Различные теории государственного регулирования экономики связаны с экономическими концепциями, сторонники которых придерживались различных взглядов на роль государства в экономике. Наиболее значимые концепции государственного регулирования экономики были сформулированы экономистами в рамках трех течений: кейнсианства, монетаризма и институционализма.

Изучение мнений российских экономистов в отношении значения экономической роли государства и государственного влияния на экономику, можно судить о том, разработка государственных программ являет собой основу для решения масштабных социально-экономических задач. Задачи государственного регулирования экономики решаются при условии создания нормативно-правовой базы для экономических отношений, мер по защите населения от вредных последствий рыночной экономики, политики перераспределения доходов и ресурсов, а также последовательной реализации мер, направленных на стабилизацию экономики.

Литература

  1. Бард В.С. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Дашков и К, 2013.
  2. Сажина М.А. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2014.
  3. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Владос, 2005.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)