Теория Раскольникова

Содержание и основные тезисы теории Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Рубрика: Филология
Автор: Ирина Нестерова ✔ 12.12.2019

Нестерова И.А. Теория Раскольникова // Энциклопедия Нестеровых


Суть теории Раскольникова кратко

Родион Раскольников, главный герой романа Федора Михайловича Достоевского, совершает преступление, но преступление не обычное. Необычное, но не по исполнению, а по причине. Причиной преступления является теория, которую создал в своем воображении, тщательно продумал Родион Раскольников.

Родион Раскольников разделил людей на два типа: одни люди – материал или "твари дрожащие", другие – великие, они те, кто "право имеют". Те, кто считался Раскольниковым великими, имели право на убийство ради высшей цели, ради светлого будущего. Количество жертв не имело значения.

Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

Родион Раскольников, герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Теория Раскольникова не нова. Такое восприятие мира свойственно эгоистичным гордецам. Неумение сопереживать делает человека пустым, лишает Бога и веры.

Теория Раскольникова

Теория Раскольникова

Характеристика людей согласно теории Раскольникова

Обыкновенные люди

Люди, которые " право имеют"

1. "Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных".

2. Живут в послушании.

3. Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей "особенным людям".

4. "Обыкновенный" человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи.

1. "Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово".

2. Переступают закон во имя лучшего.

Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить "через труп, через кровь", то они "внутри себя, по совести" могут "дать себе разрешение перешагнуть через кровь".

3. Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон – "необыкновенные" люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.

В целом если проанализировать все высказывания главного героя романа и его поступки, то суть теории Раскольникова такова:

Сильные, одаренные, волевые личности имеют право на преступление ради высшей цели, светлого будущего, великого достижения. Их не пугают и не останавливают законы, нормы морали. Все остальные люди нужны лишь для того, чтобы быть "материалом" для рождения себе подобных.

Главный герой романа решатся убить старуху процентщицу с "великой" как он считает благой целью. Он хочет избавить от старухи всех бедняков, которые отнесли ей последнее. Он надеется помочь своей матери, сестре. Согласно своей теории он воспринимает себя как "право имеющего" ради великой цели. Старуха процентщица представляется ему "тварью дрожащей". "Одна смерть и сто жизней взамен",- рассуждает он, сравнивая свои планы с арифметикой.

Крушение теории Раскольникова

Теория Раскольникова оказалась полностью несостоятельной. Главная причина крушения теории Раскольникова - она основана на эгоизме, бесчеловечности и неравенстве. Родион Раскольников говорит о превосходстве одних людей над другими. Само действо преступления, убийство старухи процентщицы, задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, преступил свою человеческую натуру, самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем.

Причины крушения теории Раскольникова

Основополагающие причины крушения теории Раскольникова

Крушение теории Раскольникова в романе "Преступление и наказание" обусловлено ее противоречивостью. Федор Михайлович Достоевский видел основное противоречие в том, что в главном герое идет яростная борьба добра и зла, ангела и демона. Следовать теории Раскольникова мог только беспринципный "однозначный" человек. Вот что говорит Родион Раскольников о своем преступлении: "И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...".

Если бы не было внутренней борьбы, жестокая теория, возможно, не потерпела бы крах. Но у Достоевского по иному невозможно, так как писатель являлся глубоко верующим человеком, но в то же время терзаемым собственными демонами.

Противоречия в теории Раскольникова

Ключевые противоречия теории Раскольникова

Итак, крах теории Раскольникова обусловлен ее противоречивостью, антигуманностью и несоответствием человеческой природе. Сам Раскольников чувствует несостоятельность своей теории и отрекается от неё. В романе крушение теории Раскольникова происходит после того, как главный герой осознает все и на основе своих переживаний он видит сон, где люди уничтожают друг друга, и мир исчезает. Затем он начинает постепенно возвращать веру в добро. Постепенно приходит осознание того, что все люди "право имет".

Значение теории Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" являет собой сочетание индивидуализма, эгоизма и гордыни. Общеизвестно, что Достоевский был человеком глубоко религиозным и для него православная составляющая романа является во многом исповедью. В этом свете все те высказывания, которые звучат из уст главного героя, прошли оценку писателя.

Теория Раскольникова не нова, она была, есть и будет. К сожалению, попытки делить людей на бесправных и "право имеющих" не чужды современному миру. Европа, США - все они считают себя "право имеющими", а все остальные страны и народы воспринимаются ими как "материал" или как "твари дрожащие".

В романе "Преступление и наказание" Родион Раскольников доказывает, что "человек и гражданин" не может следовать идее бесчеловечности, так как непременно закончатся силы, ослабеет воля, прежние идеалы покажутся незначительными по сравнению с тяжестью взятого на душу греха, будь то убийство, воровство либо иное преступление.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)