Э. Эриксон в психологии
Эрик Эриксон – психолог-консультант, специалист по социальной психологии и психологии развития и основатель теории развития личности. Он родился в 1902 году в Германии в городе Франкфурт. Доподлинно не известно, но считается что его родители разошлись еще до рождения. Э. Эриксона. Его воспитывала мать. Эрик Эриксон известен своей приверженностью к теориям Зигмунда Фрейда. Однако Эриксон не следует слепо теориям Фрейда, вносит в них свои коррективы. Он относится к числу авторов пост-фрейдистов. Эрик Эриксон разработал собственную уникальную теорию развития личности. При ее создании он опирался на труды Зигмунда Фрейда, идеи идей У. Джеймса, С. Кьеркегора, Х. Гартмана.
Получив хорошее образование, Э. Эриксон женился на гражданке Канады и иммигрировал в США. Позднее он официально взял фамилию Эриксон, как бы "усыновив самого себя", но оставил и прежнюю фамилию Хомбургер в качестве второго имени.
Первое время он работал в университете Беркли. В 1950 году Эриксон стал жертвой маккартистов. Руководство университета попыталось заставить его подписать клятву о лояльности, но Эриксон отказался и уволился из учебного заведения. Позже он начал работать в клинике в Массачусетсе и в Гарвардском университете. В процессе работы в университете Эриксон написал несколько статей по психологическом анализу и социальной психологии. В 1970 году его книга "Истина Ганди" была высоко оценена в профессиональных кругах и простыми читателями. Он стал лауреатом Пулитцеровской премии в области нехудожественной литературы. Однако основным достижением Эриксона является теория развития личности, которая стала смыслом его научной работы. При этом нельзя забывать о том, что Эриксон большое внимание уделял проблеме идентичности личности и кризисам, возникающим на почве проблем с самоидентичностью.
Главным вкладом в развитие психологии Э. Эриксона была его теория развития личности. Он утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни, и определил восемь основных этапов этого развития.
Эриксон увлекся проблемами личностных кризисов и обратил внимание на роль "Эго". Также он связал сексуальное развитие личности и проявление кризисов. В этом плане психолог во много опирался на теории Зигмунда Фрейда, но не следовал им слепо, а вносил свои коррективы.
Основные положения теории развития личности Эриксона
Развитие личности, по мнению Э. Эриксона, определяется единством и взаимодействием трех основных линий, которые способствует осознанию себя единым целым.
Линии развития личности
Теория развития личности за авторством Э. Эриксона – это теория о восьми этапах развития, о роли "эго" и "Я" в становлении человека.
Суть теории развития личности Эрика Эриксона состоит в том, что она охватывает все этапы от рождения до старости и помимо сексуального развития касается духовного и социального.
Развитие личности согласно теории Эрика Эриксона включает в себя восемь этапов или стадий. Рассмотрим каждый из них с точки зрения зарождения и преодоления личностных кризисов.
Восемь стадий развития личности по Эриксону
Стадия 1. Младенчество. На данном этапе развития личности для ребенка важным является здоровый сон, своевременное кормление и нормальная работа ЖКТ. В это связи, требованием для удовлетворенности личности младенца является материнская забота и формирование первоначального "Я" ребенка. Какой кризис может быть на данном этапе развития личности? – Кризис доверия. "Могу ли я доверять этому миру?".
Стадия 2. Раннее детство. Данная стадия начинается с того периода, как ребенок начинает ходить. Ребенок начинает чувствовать свою "отделённость" от матери. Он проявляет первые признаки самостоятельности. Появляются мысли о том, что ему мало свободы. У ребенка наблюдается желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: "Я сам". "Я – то, что я могу". Кризис на данном этапе формируется на основе вопроса: "Могу ли я управлять собственным телом и поведением?"
Стадия 3. Игровой возраст. Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. На данном этапе у ребенка формируется социальное поведение. Если отсутствует должное влияние со стороны родителей и воспитателей, то закладываются первые кирпичики жадности, жестокости и агрессии, которые могут отразиться на развитии личности в дальнейшем. Кризис может возникнуть на почве зарождающейся агрессии. Другими словами, инициатива, выраженная в поступках, связанных с экстремальными ситуациями, с большей вероятностью выйдет за рамки закона. Поэтому роль педагогов и родителей на данной стадии развития личности высока.
Стадия 4. Школьный возраст. В возрасте от 6 до 12 лет у ребенка развивается "Я" и усиливается тяга к самостоятельным действиям, формируется воля и мышление. На данном этапе появляется трудолюбие. Для ребенка важно делать что-то хорошо, убеждаться в своей состоятельности. Роль социума, окружающего ребёнка состоит в признании, утверждении, поощрении успехов и напротив, указания на отдельные неудачи и безделье, – с другой стороны.
Стадия 5. Юность. На данном этапе развития личности происходит переход от детства до взрослого состояния. Человек борется между желанием стать самостоятельным, цельным и страхом потерять близких и родных людей. Проявляется максимализм который проявляется в чрезмерной неприязни или болезненной любви к родителям, учителям или кумирам. Основа для кризиса: "Кто я есть? Каков смысл моего существования?"
Стадия 6. Ранняя зрелость. Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости – иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни. В описании Эриксона интимность понимается как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам. Взрослый человек, личность которого готова и желает открыть свою индивидуальность перед другой индивидуальностью, стремясь к близости и сотрудничеству в социальных группах. Кризис на данной стадии возникает из вопроса: "Могу ли я иметь интимные отношения?"
Стадия 7. Средняя зрелость Данный период развития личности характеризуется относительной самодостаточностью. Перед человеком стоит проблема выбора между продуктивностью и инертностью. В этот период появляется желание заботиться о благополучии следующих поколений. Не обязательно наличие собственных детей. Можно участвовать в социальных программах, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. На почве чего может возникнуть кризис на данном этапе? – На основе следующих вопросов: "Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?"
Стадия 8. Поздняя зрелость. Изучив жизни десятков людей, Эриксон утверждал, что истинная зрелость и самодостаточность появляется только в старости. Именно это и есть та самая житейская мудрость, которой человеку не хватает на предыдущих этапах развития. Человек может наконец ощутить целостность, самодостаточности и удовлетворенность. Обладатель такого чувства целостности воспринимает жизненный путь как предел жизни, в отличие от чувства отчаяния, которое вызывает мысль о том, что времени остаётся совсем мало и, начать всю жизнь сначала уже невозможно. На данном этапе человек спрашивает у себя: "Имела или моя жизнь смысл? Чего я достиг?"
Теория развития личности Эриксона включает в себя утверждение, что на каждой стадии человек проходит через кризис, во время которого у него есть выбор из двух направлений. Однако каждое направление радикально, т.е. являет собой аналог белого или черного. Соответственно, человек, выбирая одну из крайностей, не решает свой кризис, а лишь усугубляет. У Эриксона каждая из стадий ставит перед человеком задачу оптимального выбора, золотой середины.
Кризисы личности в теории Эриксона
Человек в процессе жизни растет и развивается. У него меняются жизненные цели, взгляды и приоритеты. Кризисы неизбежны на протяжении всей жизни.
Кризис развития личности напрямую связан с этапами развития.
Переход от одного жизненного этапа к другому требует переосмысления не только внешнего окружения, но и духовной составляющей. Немаловажную роль играет сексуальное развитие и степень удовлетворенности человека. Многие из кризисов личностного развития основаны на проблеме идентичности, состоянии "эго" и "Я", проблемах сексуального развития и самореализации.
Эриксон выделяет восемь ключевых кризисов развития личности, которые совпадают со стадиями развития.
Сущность кризисов развития личности по Эриксону
Самым первым человека настигает кризис одного года, основой которого становится "доверие или недоверие". Данный кризис связан с удовлетворением основных потребностей ребенка. Значимый взрослый – мать. Слишком раннем отлучении ребенка от груди, плохое с ним обращение стимулирует развитие недоверия к людям, формирует зачатки замкнутости, эмоциональной закрытости.
Кризис 3-х лет основан на противоположностях "автономия или стыд, сомнения". Данный кризис связан с первым опытом обучения, с приучением ребенка к чистоплотности. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека. Если родители проявляют гиперопеку или строгий контроль, то у ребенка зарождается чувство стыда и сомнения в себе. Ребенок начинает остро ощущать свою никчемность и бесполезность. Он ощущает свою неприспособленность, боится потерять контроль над собственным организмом, у него формируется сильное желание скрыть от окружающих свою так называемую "ущербность".
Кризис дошкольного детства. – это когда у ребенка появляется острая реакция на критику. Появляется противостояние между "инициативой и чувством вины". При аномальном развитии переживания повторных неудач формируют чувство вины, пассивность, отсутствие признаков полоролевого поведения.
Кризис школьного возраста. Кризис вырастает из противоречия между трудолюбием и чувством неполноценности. В период школьного обучения у ребенка меняются авторитеты. Кроме семьи большую роль начинают играть учителя и сверстники. В случае аномального развития и нерешенных противоречий ребенок начинает избегать сложных заданий, ситуаций соревнования с другими детьми. Появляется конформизм, чувство тщетности прилагаемых усилий, обреченность на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью.
Кризис подросткового возраста и ранней юности. переживают дети обоего пола в поисках идентификации. Происходит активный поиск себя, жизненное самоопределение, решение вопроса "кем быть?" и экспериментирование в разных ролях. Появляется осознание себя как личности принадлежащей к определенному полу. Если есть проблемы в развитии, то наносится ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми, застенчивость. Появляется сильное снижение трудовой активности и путаница в мировоззренческих установках.
Кризис ранней взрослости, который основан на том, есть ли у человека близкие люди или же он выбирает изоляцию. В случае аномального развития обостряется социальная изоляция. Человек старается избегать близких контактов с людьми, и особенно интимных отношений с ними. В период кризиса ранней взрослости укореняется трудный характер, непредсказуемое поведение. В данный период зарождаются первые признаки психических расстройств.
Кризис 40-60 лет основан на том, какой путь выбирает человек "генеративность или стагнацию". В этом возрасте появляется чувство гордости за своих детей, за свои достижения, за своих близких. Это период высокой продуктивности, творчества в самых разных областях. Зрелая полноценная, разнообразная жизнь. При аномальном развитии личность оказывается в трясине, в которой царствуют застой, эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе, исключительная забота о самом себе, оскудение межличностных отношений в семье.
Кризис старения связан с тем, что жизненный путь считается практически завершенным. Подведение итогов, спокойная, взвешенная оценка прошлого, осознание цельности прожитой жизни, ее полноты и полезности, способность примириться с неизбежным, понимание того, что смерть не страшна. В этот период могут возникать такие чувства, как тщетность бытия, бесполезность существования, безысходность и отчаянье. Человек теряет веру в себя и других.
Все перечисленные кризисы личностного развития неизбежны, но поддаются коррекции.
Если человек не преодолевает определенный кризис, то в его Эго встраивается негативный компонент, такой как стыд, вина, неудовлетворенность или неуверенность, который плохо влияет на его социализацию и может вызвать девиантное поведение.
С наступлением следующего кризиса личностного развития человеку придется решать как проблемы предыдущего кризиса, так и наступившего.
Будущее развитие человека зависит от того, чего он хочет, есть ли у него в жизни достаточно веские цели, чтобы бороться с кризисами. Если же он пускает все на самотек, то помочь ему будет сложно. Главной задачей психолога становится выявление значимой цели для человека. Своевременное преодоление кризиса личностного развития позволит повысить качество жизни и стать максимально полезным членом общества.