Понятие торговых посредников
Торговый посредник – предприятие или отдельное лицо, оказывающее услуги в сфере купли-продажи товаров и не занимающееся непосредственно производством этих товаров. Принимают от производителей товар и перепродают его другим посредникам или поставляют конечным потребителям.
Деятельность торговых посредников выгодна производителям по следующим причинам:
- деловая активность ограничивается определенным кругом лиц;
- обеспечивается более широкая доступность продукции для потребителей;
- снижается уровень коммерческих издержек;
- возможна организация поставок на территориально удаленные рынки без прямого присутствия производителя.
Недостатки функционирования торговых посредников:
- повышается конечная цена на товар для потребителя;
- формирование ассортимента в розничных магазинах повергается влиянию субъективных факторов;
- снижается объективность отношений между потребителем и производителем;
- повышаются риски некачественного хранения продукции, ее транспортировки и т.п. в сфере ответственности торговых посредников.
Вместе с тем, преимущества использования посредников обычно перевешивают их недостатки. Поэтому на целевых рынках зачастую посредники имеют больше контактов, опыта, более высокий уровень специализации (при достаточном размахе деятельности и выше уровень компетентности), чем у одного производителя.
Типы торговых посредников
Всего есть два типа торговых посредников:
- Оптовые торговцы;
- Розничные торговцы.
Оптовая торговля – предпринимательская деятельность по продаже товаров или услуг для дальнейшей перепродажи.
Розничный торговец – это хозяйственное образование любой организационно-правовой формы, осуществляющее реализацию товаров и конечным покупателям.
Виды торговых посредников
В зависимости от сферы торговли, оптовой или розничной, на рынках действуют разные виды посредников.
В оптовой торговле посредники осуществляют поставку продукции.
№ |
Виды торговых посредников |
Описание |
---|---|---|
1 |
Оптовый торговец с полным циклом обслуживания |
Торгуют с предприятиями розницы, предоставляя широкий набор товаров, оказывая все сопутствующие услуги. |
2 |
Дистрибьютор товаров промышленного назначения |
Торгуют товарами промышленного назначения и продают их крупным производственным предприятиям. |
3 |
Специализированные оптовые торговцы |
Специализируются на поставках определенного вида продукции, при этом не важна широта ассортимента, приоритет имеет постоянное наличие товара и скорость поставки. Характерно для таких видов продукции: продукты питания, сырье, сельскохозяйственная продукция, лес, сталь и т.д. |
4 |
Сбытовые отделения и конторы |
Формируется на базе предприятия производителя продукции как самостоятельное подразделение и осуществляется все функции, связанные с распределением готовой продукции. |
5 |
Дистрибьютор |
Ведут операции от имени производителя и за свой счет на определенной территории. При этом дистрибьютор не является собственником продукции, но все расходы он несет самостоятельно. Отличается крупным размером и большими оборотами. Не контактируют с конечными потребителями напрямую. |
6 |
Дилер |
Небольшие оптовые торговцы, ведут операции от своего имени и за свой счет, приобретая товар по договору поставки. Дилер является собственником продукции, все расходы несет самостоятельно. В ряде сфер дилер продает продукцию конечным потребителям. |
7 |
Комиссионер |
Ведет операции от своего имени и за счет производителя. Не является собственником продукции, но заключает договор поставки от своего имени. Перечисляет производителю сумму за вычетом своей комиссии. При этом отвечает перед обоими сторонами за сохранность товара и выполнение условий поставки. |
8 |
Агент |
Не берет на себя право собственности на товар и выполняет функцию представителя другого лица (производителя или другого оптового посредника). За свою деятельность получает вознаграждение. |
9 |
Брокер |
Задача брокера только свести покупателя и продавца и помочь им договориться. Вознаграждение брокер получает от того, кто привлек его. |
В розничной торговле посредники осуществляют продажу продукции.
№ |
Виды торговых посредников |
Описание |
---|---|---|
1 |
Универмаг |
Крупный магазин, торгует широким ассортиментом товаров. Продукция может быть как продовольственная так и промышленная. |
2 |
Универсам |
Крупный магазин с самообслуживанием. Формирует универсальный ассортимент продовольственных товаров и ограниченный ассортимент непродовольственных товаров повседневного спроса. |
3 |
Гастроном |
Магазин, торгующий гастрономическими продуктами (продуктами питания), продуктовый магазин. |
4 |
Специализированный магазин |
Магазин, в котором продается продукция определенного ассортимента, например, строительный магазин, зоомагазин и т.д. |
5 |
Магазин-склад |
Реализует продовольственные и/или непродовольственные товары по форме самообслуживания напрямую из транспортной тары (ящиков, контейнеров и т.п.). Отсутствует классический торговый зал с витринами. Площадь не менее 650 кв. м |
6 |
Комиссионный магазин |
Принимает бывшие в употреблении или новые непродовольственные товары от владельцев с целью их продажи и получения комиссии за проданный товар. |
7 |
Рынок |
Место розничной и мелкооптовой торговли товарами различных наименований. Основные типы рынков: вещевой, продуктовый, бытовой, строительный. |
8 |
Передвижные автолавки |
Состоит из торгового фургона и мобильной платформы. Для осуществления торговли монтируется витрина для выкладки и выдачи продукции. Применяется для торговли мясными продуктами, кондитерскими изделиями и т.д., а также для приготовления и продажи уличной еды быстрого приготовления (бутерброды, кофе, шаурма и т.д.). |