Понятие туристической услуги
Для того чтобы дать определение туристской деятельности необходимо обратиться к Федеральному закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", который регламентирует все вопросы осуществления туризма в России. Однако, прежде всего следует определиться с тем что такое туризм в целом и туристическая услуга.
Туризм – это временные выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания" [1].
Под туристической услугой принято понимать комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов – переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия" [2].
Важно отметить, что туристическая услуга формируется исходя из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста.
Во всем мире, безотносительно к типу экономической организации общества, объективно возрастает потребность в рекреации, реализуемая посредством оказания медицинских и туристических услуг. Цель туристического бизнеса – максимизация прибыли в результате удовлетворения специфических туристических услуг. Все предприятия и организации туристического бизнеса составляют систему, которую принято называть отраслью экономики туризма.
Субъекты туристических услуг
Субъектами туристических услуг являются:
- производители (поставщики) услуг (предприятия и организации в местах пребывания, транспортные компании, гостиницы и пр.);
- фирмы, организующие туристическую деятельность;
- учреждения, которые специализируются на обслуживании туристов и обеспечивают их ночлег, питание, перевозки; работники и их коллективы предприятий, осуществляющие обслуживание туристов;
- управленческие структуры регулирующие сферу туристического бизнеса;
- конечные потребители туристического продукта – туристы, население [3].
Туризм в зависимости от услуг и категорий населения, обслуживаемых делится на внутренний и международный.
Внутренний туризм – временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и с другими туристическими целями. Внутренний туризм не образует отдельной сферы деятельности, а взаимосвязан с остальными секторами национальной жизни.
Международный туризм – систематизированная и целенаправленная деятельность предприятия сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории своей страны (въездной туризм) и предоставлением туристических услуг и туристического продукта за рубежом (выездной туризм).
Виды туристической деятельности
Виды туристической деятельности различаются по цели тура, географическому принципу, количеством участников тура и способом передвижения туристов.
Классификационный признак |
Виды туризма |
---|---|
Цель тура |
Отдых. Спортивный отдых. Экзотический отдых. Деловой туризм. Обучение и / или повышение квалификации. Семейный туризм. Лечение. Экскурсионный тур. Шоп-тур. Паломнический тур Кинотур |
Географический принцип |
Тур в пределах страны проживания. Тур в ближнее зарубежье. Тур в дальнее зарубежье. |
Количество участников тура |
Индивидуальный тур. Семейный тур. Групповой тур. |
Способ перемещения |
Пеший тур. Морской тур. Речной тур. Автотуризм. Горнолыжный тур. Железнодорожный тур. Смешанный тур |
Особенности туристических фирм в РФ
У значительной части (более 30%) туристических фирм России имеется в той или иной форме иностранный капитал. Иногда это совсем не добавляет фирмам надежности, так как иногда иностранные фирмы созданы случайными людьми. Еще одной характерной тенденцией для российского туристического бизнеса является обострение конкурентной борьбы между туристическими фирмами, поскольку их количество превышает спрос на туристические услуги.
Турфирмам необходима "материализация" неосязаемых услуг: информационные материалы, отзывы предыдущих клиентов, создание максимально подробного визуального восприятия. Это необходимо для того, чтобы человек осознавал, за что он платит. В результате у него формируется готовность приобретения конкретного турпродукта.
Принципы и методы управления персоналом - это основной компонент воздействия на потребителей. В турфирме следует создать условия, при которых поощряется хорошее обслуживание.
Потребителю нужно помочь преодолеть его боязнь риска, когда он ищет подтверждения качества приобретаемых услуг в какой-либо форме. Ключевой момент - свободный доступ к достоверным отзывам о конкретном турпродукте.
Туристическая компания должна адаптировать свои возможности под существующий спрос. Так как туристические услуги имеют свойства терять качество, если не оказаны вовремя, туристическим компаниям необходимо приспосабливать свои возможности под существующему спросу. Это составляет основу успешного оказания туристических услуг. Нельзя допускать того, чтобы возможности компании простаивали, что ведет к потере прибыли, но и нельзя допускать загруженности, так как это ведет к росту жалоб со стороны потребителей туристических услуг.
Необходимо обеспечить постоянство качества услуг. На практике это ситуации, когда клиент получает нужную ему услугу, не опасаясь неожиданных сюрпризов [4].
Итак, классификация туристической деятельности на виды и формы туризма чрезвычайно важна. Выделение видов туризма – очень важно. Каждый вид практически требует соответствующего инфраструктурного обеспечения, осуществления организационных мероприятий, направленных на его развитие, в конечном итоге связано с удовлетворением потребностей на такие услуги. Решение этих проблем способствовать определению места туризма среди других отраслей национальной экономики и объективных учету его вклада в создание валового внутреннего продукта страны, региона, туристического центру.
Литература
- Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации
- Енджейчик И. А.Современный туристский бизнес. – М.: Финансы и статистика, 2011. – С.44
- Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Туризм: учебник для сутдентов системы СПО. – М.: Гардарики, 2010. – С.33
- Правик Ю.М. Маркетинг туризма. – М.: 2008.