Понятие и сущность умственного воспитания
Умственное воспитание давно привлекает внимание специалистов в сфере педагогики, так как его понятийный аппарат требует разностороннего подхода. Изучение умственного воспитания с точки зрения философии подразумевает восприятие данного подхода как целостной категории создания мировосприятия ребенка путем формирования интеллектуальной культуры и мировосприятия ребенка.
Умственное воспитание направлено на формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов и умственных сил. Общая трактовка термина "умственное воспитание":
Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей.
Умственное воспитание в условиях современной школы требует от педагога не только навыков общения с детьми и умения видеть в ребенке "перспективы", но и знания основ возрастной психологии.
Содержание умственного воспитания включает в себя определенные знания, черты характера ребенка, его умения и навыки, а также цели и ценности. Какие знания относят к сфере умственного воспитания? Это, прежде всего, основы знаний о природе и обществе, о современном производстве, научное мировоззрение.
Черты характера, которые положительно влияют на умственное воспитание ребенка, включают в себя любознательность, инициативность, деловитость, рассудительность, самостоятельность, ответственность за свои слова и поступки.
Какие умения и навыки являются важными для умственного воспитания? Начать следует с рассмотрения интеллектуальных и творческих способностей, критического и творческого мышления. Не менее важно умение планировать и решать учебные и рабочие задачи.
Какие ценности являются важными для умственного воспитания? – Это стремление к самообразованию и самоорганизации, культура умственного труда, ценность образования и саморазвития.
Содержание умственного воспитания
Основу умственного воспитания составляет интеллектуально-познавательная деятельность ребенка.
Необходимость умственного воспитания нашла отражение во ФГОС, который подчеркивает необходимость следующих компонентов образовательного процесса:
"4) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, различных форм общественного сознания- науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества с учётом вызовов, стоящих перед Россией и всем человечеством; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
9) готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности" [1].
Формы и задачи умственного воспитания
Формы умственного воспитания соответствуют формам учебной деятельности в школе. В.А. Караковский [2] выделяет три вида учебных занятий, которые рассматриваются как формы воспитательной работы:
- межпредметные уроки;
- уроки творчества;
- разновозрастные уроки.
К числу форм умственного воспитания можно отнести групповые занятия:
- коллективное творческое дело,
- классный час,
- метод проектов.
Ключевые задачи умственного воспитания:
- развитие ощущения и восприятия;
- становление, совершенствование и развитие мыслительных операций, помогающих развивать познание и мыслительные навыки;
- развитие воображения ребенка с ранних лет;
- формирование речевых навыков;
- развитие системы знаний об окружающем мире формирующих восприятия окружающей картины мира.
Отдельно следует выделить группу задач умственного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи умственного воспитания дошкольников
Методы умственного воспитания
Для умственного воспитания школьников рекомендуется использовать такие методы как беседа (например, беседа на тему "Лунная программа СССР"). Очень эффективно себя показал метод дискуссии в школьном обучении. Например, очень хорошо развивает навыки логического мышления дискуссия на тему "Роль компьютерных игр в современном мире".
Крайне важен как метод умственного воспитания – метод упражнений, в который входит выполнение исследовательских или творческих заданий. Еще одним методом умственного воспитания является метод требования, который включает в себя требования, связанные с выполнением домашнего задания, оформления работ и т.д.
В сферу умственного воспитания входят доминирующие методы воспитания: убеждение, самовоспитание, самоубеждение, стимулирование, мотивационная деятельность, внушение, самовнушение, требование, волевые упражнения, коррекция саморегуляции, предметно-практическая деятельность, специальные пробы, воспитывающие ситуации, метод дилемм, экзистенциальная рефлексия.
Методы умственного воспитания можно использовать по отдельности и в совокупности. Объединение методов воспитания реализуется на основе их сопоставления с разнообразными блоками содержания воспитания и с этапами процесса освоения и усвоения содержания воспитания, в результате которого появляется продукт воспитания. Все методы хорошо совмещаются с целями деятельности учителя и целями деятельности ученика строго в рамках умственного воспитания.
Для умственного воспитания большое значение имеет работа классного руководителя. В старших классах учащиеся должны быть заинтересованы в научно-исследовательской работе, которая важна для умственного воспитания. Учащиеся младших классов требуют особого подхода классного руководителя. В планировании работы педагога должны учитываться особенности возраста учащихся:
- необходимость выбирать дальнейшую траекторию обучения,
- относительная самостоятельность,
- важность межличностного общения, выражения своей точки зрения.
- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
- Караковский В.А.Воспитание для всех. – М.: НИИ школьных технологий, 2008.
- Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность
Литература