Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

Методы анализа и инструменты управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
Рубрика: Экономика
Автор: Андрей Нестеров ✔ 31.07.2019

Нестеров А.К. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью // Энциклопедия Нестеровых


Виды и сущность дебиторской задолженности предприятия

Дебиторская задолженность формируется совокупностью имущественных требований предприятия к другим юридическим и физическим лицам (дебиторам), которые выступают его должниками.

Образование дебиторской задолженности является следствием осуществления хозяйственной деятельности и считается естественным элементом в работе предприятия. Однако, неконтролируемое увеличение дебиторской задолженности может привести предприятие к финансовой несостоятельности. Следовательно, основной задачей является своевременная инкассация дебиторской задолженности.

Виды дебиторской задолженности

Виды дебиторской задолженности

В структуре дебиторской задолженности наибольшая доля приходится на расчеты с покупателями и заказчиками по поставленной продукции, работам и услугам. При этом предельный размер определяется текущей кредитной политикой предприятия

  1. Долгосрочная дебиторская задолженность – сумма обязательств, которые возникают вне операционного цикла и срок погашения превышает 12 месяцев.
  2. Текущая дебиторская задолженность – сумма обязательств, возникающих в рамках операционной хозяйственной деятельности, а срок погашения составляет менее 12 месяцев.

Возникновение такой задолженности означает отвлечение средств из хозяйственного оборота предприятия, при этом возможно два состояния:

Возникновение дебиторской задолженности

Допустимый рост дебиторской задолженности

Неоправданный рост дебиторской задолженности

Увеличение потенциального дохода

Повышение ликвидности

Интенсификация хозяйственной деятельности

Незапланированный рост потребности в дополнительных ресурсах

Снижение финансовой устойчивости

Рост потенциальных убытков

По истечении срока исковой давности дебиторская задолженность приказом руководителя списывается на уменьшение прибыли.

Управление дебиторской задолженностью – это основа кредитной политики предприятия, которая относится к сфере управления активами компании.

Цель управления дебиторской задолженностью – расширение продаж, при условии оптимизации размера задолженности и ее своевременной инкассации.

Кредиторская задолженность предприятия и ее виды

Кредиторская задолженность – это задолженность предприятия перед другими лицами, которая должна быть погашена в определенные сроки.

Использование привлеченных заемных средств позволяет повысить объем хозяйственных операций, увеличить оборот, повысить рентабельность собственного капитала, а также расширить инвестиционные возможности предприятия.

В балансе кредиторская задолженность отражается в разделе "V. Краткосрочные обязательства" по строке 1520. По своей сущности, кредиторская задолженность является спонтанным источником финансирования, так как зависит от совершаемых сделок в ходе осуществления хозяйственной деятельности и не относится к запланированным источникам формирования капитала.

Виды кредиторской задолженности

Виды кредиторской задолженности

Внешняя кредиторская задолженность – все виды заемных средств, формируемых за счет внешних источников. Внутренняя кредиторская задолженность – все остальные виды задолженности предприятия.

Обязательства данного вида возникают у предприятия вследствие особенностей расчетов, поэтому являются закономерным элементом хозяйственной деятельности. Однако, возникновение в результате нарушения финансовой дисциплины является недопустимым, например, из-за нарушения предприятием сроков оплаты товара и расчетных документов. Соответственно, кредиторская задолженность может быть непросроченной и просроченной.

Размер кредиторской задолженности определяется несколькими факторами:

  • договора оплаты с поставщиками и подрядчиками;
  • уровень насыщенности рынка;
  • кредитная политика предприятия;
  • качество анализа кредиторской задолженности;
  • система расчетов принятая на предприятии.
Кредиторская задолженность может быть закрыта исполнением обязательств и списана как невостребованная.
Цель управления кредиторской задолженностью – соблюдение сроков начисления и выплат по обязательствам предприятия, недопущение просрочек по платежам, а также укрепление финансовой дисциплины.

Методы анализа дебиторской и кредиторской задолженности

Финансовая политика предприятия в краткосрочном периоде использует несколько методов для анализа дебиторской и кредиторской задолженности:

  1. Анализ динамики, структуры и оборачиваемости задолженности;
  2. Оценка соотношения дебиторской и кредиторской задолженности;
  3. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.

Анализ динамики задолженности проводится за последние несколько периодов, чтобы выявить тенденции и возможные структурные сдвиги.

Формулы для анализа структуры задолженности

Показатель

Формула

Доля в общей сумме дебиторской и кредиторской задолженности

Двз = ВЗ / ОЗ

Двз – доля вида задолженности,

ВЗ – сумма вида задолженности;

ОЗ – общая сумма задолженности.

Доля по видам дебиторской задолженности текущих активов

Дта = ВдЗ / ТА

Дта – доля задолженности в текущих активах

ВдЗ- вид дебиторской задолженности,

ТА – сумма текущих активов,

Доля по видам кредиторской задолженности в пассиве

Ктп = ВкЗ / П

Ктп – доля задолженности в пассиве

ВкЗ- вид кредиторской задолженности,

П – величина пассивов,

Доля в итоге баланса

Диб = ВЗ / ИБ

Диб – доля задолженности в итоге баланса

ВЗ- вид задолженности

ИБ – сумма итога баланса

Основными показателями оборачиваемости являются оборачиваемость в днях и коэффициент оборачиваемости.

Формулы для анализа оборачиваемости задолженности

Показатель

Формула

Коэффициент оборачиваемости задолженности

Коз = ВР / Зср

Коз – коэффициент оборачиваемости задолженности (обороты);

ВР – выручка;

3ср – средняя задолженность (дебиторская или кредиторская);

Средняя задолженность

3ср = (Ззр + Зк) / 2

Зср – средняя задолженность (кредиторская или дебиторская),

Зн – задолженность на начало периода,

Зк – задолженность на конец периода.

Предпочтительность одного оборота в днях или период погашения

Оз = Т / Коз

Оз – оборачиваемость задолженности в днях;

Т – количество дней анализируемого периода;

Коз – коэффициент оборачиваемости задолженности

Поскольку на финансовое состояние предприятия оказывает влияние размер дебиторской и кредиторской задолженности, то анализ их соотношения проводится в рамках реализации краткосрочной финансовой политики предприятия. Расчет производится по формуле:

К = сумма дебиторской задолженности / сумма кредиторской задолженности

Показатель характеризует, какая сумма дебиторской задолженности приходится на один рубль обязательств перед кредиторами.

Возможны три варианта:

  1. Соотношение равно 1. Это оптимальное значение, означает равенство между задолженностью дебиторов хозяйствующему субъекту и его обязательствами.
  2. Соотношение больше 1. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской означает обеспечение высокого уровня коэффициента общей ликвидности, либо свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности. При этом, скорее, всего, происходит отвлечение денежных средств из оборота предприятия. Следовательно, имеет место более длительный период инкассации дебиторской задолженности, в результате чего возникает нехватка денежных средств в обращении. Дополнительным негативным фактором может быть удорожание кредитов банков или займов. Необходимо принять меры по интенсификации инкассации дебиторской задолженности и общему снижению ее уровня в рамках кредитной политики предприятия.
  3. Соотношение меньше 1. Кредиторская задолженность превышает дебиторскую, это создает угрозу финансовому положению предприятия, так как высок риск невозможности погашения собственных обязательств. Это может возникать вследствие убыточности основной деятельности, нарушения хозяйственной деятельности и прочих факторов, негативно влияющих на предприятие. Необходимо выявить пути улучшения финансового состояния предприятия, принять меры по общему оздоровлению финансово-хозяйственной деятельности предприятия и реализовать мероприятия по повышению прибыли предприятия.

Методика анализа ликвидности и платежеспособности предприятия, а также пути их повышения подробно рассмотрены в соответствующей статье.

Инструменты управления дебиторской и кредиторской задолженностью

В таблице приведены основные финансовые инструменты, которые применяет финансовый директор при разработке краткосрочной финансовой политики в рамках управления дебиторской и кредиторской задолженности.

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия

Инструмент управления

Описание

Применение

1

Бюджетирование

Концепция управления на основе распределения и контроля использования ресурсов.

Эти два инструмента применяются для повышения уровня финансового управления.

Результатом является оптимизация денежных потоков, улучшение финансовой дисциплины и повышение устойчивости предприятия.

2

Платежный календарь

Детализирует на определенный период текущий финансовый план и представляет информацию о движении денежных средств организации.

3

Кредитная политика предприятия

Концепция и формализованный документ, регламентирующий работу предприятия с покупателями и заказчиками. Определяется порядок расчетов, условия предоставления отсрочки платежа и т.д.

Применяется для сокращения дебиторской задолженности предприятия.

4

Система учета расчетов

Организуется сбор аналитических срезов информации с целью структурирования данных по расчетам и построению прогнозов по платежам. Сегментный и комплексный анализ задолженностей.

Основным направлением применения является повышение эффективности контроля расчетов.

5

Повышение ликвидности и платежеспособности предприятия

Выявление резервов, оптимизация финансовой политики, укрепление финансовой дисциплины, повышение рентабельности, ускорение товарооборота и т.д.

Основными задачами является повышение уровня финансового управления, оптимизация структуры капитала и оборотных средств, повышение рентабельности.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)