Система управления вузом
Система управления вузом – это форма распределения, координации и реализации управленческой деятельности в рамках структуры учебного заведения, которая определена спецификой его внутренних подразделений, органов управления, их взаимодействием и взаимосвязью.
От того, насколько формализована и объективно обусловлена управленческая деятельность законодательных, исполнительных и коллегиальных органов высших учебных заведений, зависит результативность развития данной сферы работы вуза. Следовательно, перед высшими учебными заведениями неизбежно встает вопрос, как эффективно организовать деятельность законодательных, исполнительных и коллегиальных органов, какие действенные меры нужно предпринять, чтобы повысить эффективность системы управления вузом.
Управление вузом ориентировано на достижение целей и задач учебного заведения.
Вуз – это сложный объект управления со слабо формализованной системой разработки управляющих воздействий с одновременно высокой степенью регламентации их реализации.
Данный аспект обусловлен спецификой управленческого процесса в высших учебных заведениях. Система управления в вузах характеризуются явно выраженными тенденциями децентрализации, распространения коллегиальности, расширения общественных форм управления, изменения структуры управленческой вертикали и появления автономных структур управления.
Учреждения высшего образования являются сложными с точки зрения управленческого процесса структурами, обладающими особыми специфическими характеристиками:
- наличие высокого уровня кадрового потенциала;
- большая социальная значимость деятельности учреждения;
- длительный жизненный цикл, как единицы управленческой деятельности, так и внутриорганизационных процессов, так и основной деятельности учебного заведения;
- исторически сложившаяся высокая степень независимости и обособленности работы профессорско-педагогического состава в рамках выполнения ими основных преподавательских функций;
- высокая степень свободы преподавателя при выборе методов организации своей преподавательской деятельности, обучения и учебного процесса.
Если система управления коммерческими и производственными организациями во многом определяется характером их основной деятельности, то для высших учебных заведений первостепенным является именно учебный процесс, что и предопределяет специфика их работы. Вместе с тем, ряд особенностей, свойственных для производственных и коммерческих организаций, вполне характерен и для вузов.
К общим особенностям систем управления относятся:
- учет динамики происходящих изменений внутри и вовне организации;
- принятие адекватных решений в соответствии с потребностями организации;
- использование любых благоприятных возможностей для повышения эффективности системы управления, управленческого процесса и деятельности органов управления.
В современных условиях, возрастают требования, которые предъявляются к системе управления организацией, в том числе повышение эффективности управленческой деятельности, результативности работы организации, улучшения труда сотрудников, повышение производительности труда, его результативности и целевой ориентации. Не являются исключением и вузы, однако для них требования видоизменяются в соответствии со спецификой их деятельности. Требования, предъявляемые к системе управления высшим учебным заведением, возрастают по мере повышения уровня образовательного процесса, что ведет к необходимости использования многоуровневых и коллегиальных моделей управления вузом. В результате, система управления вузом трансформируется в сложноструктурированную социально-экономическую систему, ориентированную на общественные процессы и являющуюся социально значимой, что в свою очередь чрезвычайно важно в современных условиях повышения качества образования.
Принципиальным моментом в данной области является необходимость выстроить систему управления вузом в контексте повышения эффективности управленческой деятельности, начиная с низшего звена и уровня управления и учитывая интересы всех участников научного, учебного и образовательного процесса, протекающих в вузе в рамках его основной деятельности.
Специфика управленческого процесса в высших учебных заведениях предопределяет и особенности, свойственные непосредственно системам управления в вузах:
- Тенденции к повышению децентрализации и широкое распространение коллегиальности системы управления, что выражается в появлении и развитии коллегиальных структур, в которые входят представители не только администрации и преподавательского состава, но и представители учащихся, выпускников, а также члены образовательных, общественных и профессиональных объединений и организаций;
- Внедрение или стремление к расширению общественных форм управления высшим учебным заведением, в том числе путем создания попечительских советов;
- Модернизация структуры управленческой вертикали в соответствии с появлением и внедрением перспективных инструментов управления, ориентированных на конкретные целевые показатели, механизмов мониторинга и контроля показателей работы вуза и организации учебного процесса;
- Появление автономных структур управления на уровне реализации многоуровневых моделей управления вузом и использовании коллегиальных моделей управления, основанных на современных тенденциях в организации управленческой деятельности в образовательных организациях.
"Главная особенность процесса управления вузом в настоящее время – это стремление к инновациям и смена управленческой парадигмы, без чего ни один вуз в условиях рынка и социальной неопределенности выжить не сможет" [1]. Ориентация на совершенствование управления вузом и повышение результативности образовательного процесса очевидна. Однако, в этой связи нужно указать на тот факт, что социальная неопределенность не оказывает прямого влияния на систему управления вузом. Вместе с тем, появление экономики знаний, коммерциализация образования, снижение роли государства в образовательной сфере не способствовали повышению качества образования, о чем свидетельствует европейский опыт.
Специфика системы управления вузом должна в наибольшей степени учитывать необходимость модернизации содержания и организации образовательного процесса с целью повышения его результативности, что выражается через получаемые учащимися знания. Также требуется стимулирование научно-исследовательского процесса, инновационных исследований, разработок, прикладных проектов, что должно осуществляться параллельно с развитием кадрового потенциала преподавательского состава и учебного потенциала обучающихся студентов. Соответственно, нельзя игнорировать и необходимость модернизации инфраструктуры высших учебных заведений, совершенствования деятельности органов управления вузом, что также напрямую относится к вопросам эффективности системы управления образовательным учреждением.
На уровне системы управления вуза необходимо создание условий для обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Система управления высшим учебным заведением должна соответствовать данному критерию. Вместе с тем, практика управления вузами должна быть направлена на дальнейшее развитие государственно-общественного характера управления высшими учебными заведениями.
Органы управления вуза
К органам управления вузом относится ученый совет, ректор, его заместители, а также попечительский и наблюдательный совет.
Попечительский совет создается в целях содействия решению текущих и перспективных задач развития вуза, а также для осуществления контроля использования дополнительно привлекаемых финансовых ресурсов. Наблюдательный совет рассматривает предложения других органов управления вуза и дает свои рекомендации, в основном, в сфере финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.
Все аспекты деятельности коллегиальных органов управления высшего учебного заведения должны быть урегулированы уставом вуза, при этом коллегиальные органы могут так же, как и ректор, выступать от имени вуза.
Ректор вуза является единоличным исполнительным органом вуза, что в совокупности с деятельностью ученого совета, который является коллегиальным органом, соответствует реализации модели сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единство данных принципов устанавливает баланс системы управления с учетом сфер деятельности этих органов в соответствии с сущностью их полномочий.
Управление высшим учебным заведением регулируется положениями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" [2], основные аспекты, касающиеся системы управления вузом, приведены в таблице.
Положение |
Характеристика |
Описание |
---|---|---|
Ст. 26 п. 2 |
Принципы организации системы управления |
Система управления вузом функционирует на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. |
Ст. 26 п. 3 |
Исполнительные органы вуза |
Единоличным исполнительным органом вуза является ректор, в сферу деятельности которого входит осуществление текущего руководства деятельностью вуза. |
Ст. 26 п. 4 |
Коллегиальные органы вуза |
Коллегиальные органы управления вузов создаются в обязательном порядке и в соответствии уставу образовательной организации, при этом закон закрепляет порядок, который должен быть для разных органов. К числу коллегиальных органов, которые должны быть созданы в обязательном порядке, относятся общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации и ученый совет. Согласно уставу вуза могут создаваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы. |
Ст. 26 п. 5 |
Формирование системы управления |
Структура, порядок формирования, полномочия, компетенция органов управления и порядок принятия ими решений устанавливаются уставом вуза. |
Ст. 26 п. 6 |
Расширение участия коллегиальных органов вуза в локальном нормотворчестве |
В целях учета мнения обучающихся и преподавательского состава вуза по вопросам управления вузом и принятия локальных нормативных актов в вузах создаются студенческие советы и профессиональные союзы работников вуза, являющиеся представительными органами обучающихся и работников. |
Ст. 27 пп. 1-2 |
Формирование структуры управления |
Вузы самостоятельны в формировании своей структуры, могут иметь различные подразделения с учетом направлений образовательного процесса, |
Ст. 30 пп. 1-2 |
Регламентация локальных нормативных актов и локального нормотворчества |
Вузы вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. Локальное нормотворчество осуществляется по основным вопросам деятельности организации в рамках образовательного процесса. |
Pаконом обеспечивается значительная степень расширения полномочий в управлении вузом со стороны исполнительных и коллегиальных органов, что также соответствует увеличению самостоятельности высших учебных заведений, а также вовлечению представительных органов в систему управления вузом.
Система управления высшим учебным заведением в значительной степени влияет на эффективность, результативность и вузовские позиции по сравнению с другими образовательными учреждениями высшего образования. Следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" [3] были закреплены следующие аспекты, касающиеся повышения качества систем управления высшими учебными заведениями:
- Осуществление мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений. В полной мере это касается и высших учебных заведений. Данное направление было утверждено для проведения в 2012 году, однако, впоследствии Министерство образования и науки Российской Федерации перешло к осуществлению мониторинга на постоянной основе, что выразилось, в том числе, в отзыве лицензий у неэффективных вузов.
- Разработка и последующая реализация мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. При этом к 2020 году в первую сотню ведущих мировых университетов, согласно Указу, должны были войти не менее пяти российских университетов. По факту данный целевой показатель был достигнут в 2015 году [4]. В рейтинге же образовательных систем британской исследовательской компании Economist Intelligence Unit [5] уже в 2014 году Россия заняла 8-е в Европе, сразу после Германии, и 13 место в мире, опередив такие страны как США, Австралия, Израиль, Бельгия, Чехия, Швейцария.
В ряде случаев следование традиционным стратегиям управления и концепциям организации деятельности вуза становится ограничивающим фактором дальнейшего развития образовательного учреждения, либо приводит к усложнению управленческой деятельности, не принося существенных результатов ввиду разного рода объективных факторов.
В современных условиях сильно возрастает роль эффективной организации работы законодательных, исполнительных и коллегиальных органов высших учебных заведений, что находит выражение в повышенном интересе к структурированию работы образовательного учреждения и повышению эффективности модели управления вузом. Постепенно происходит расширение распространения перспективных моделей управления вузами, более широко используются преимущества различных моделей управления, применяются подходы, основанные на дифференцированном разделении работы исполнительных и коллегиальных органов управления вуза и диверсификации каналов управления, в целях повышения эффективности систем управления высшими учебными заведениями.
Управление университетом
Система управления университета должна быть регламентирована в уставе и соответствовать действующим положениям Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Органы управления университета:
- конференция работников и обучающихся;
- ученый совет,
- ректор,
- попечительский совет.
Система управления вуза
Конференция работников и обучающихся является коллегиальным органом управления университетом и действует в соответствии с Письмом Минобрнауки России от 22.10.2015 №08-1729. "Общее собрание (конференция) работников образовательной организации является одним из коллегиальных органов управления образовательной организацией. Общее собрание создается на основании Устава образовательной организации в целях расширения коллегиальных, демократических форм управления, реализации права работников организации на участие в управлении, а также развития и совершенствования образовательной деятельности организации. Общее собрание считается собранным, если на его заседании присутствует 50% и более от числа работников образовательной организации" [6]. Конференция работников и обучающихся созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет.
К компетенции конференции работников и обучающихся университета относятся:
- избрание ученого совета Университета;
- принятие программы развития Университета;
- обсуждение проекта и принятие решения о заключении и изменении коллективного договора, утверждение отчета о его исполнении.
Ученый совет является коллегиальным органом, осуществляющим общее руководство университетом. Количество членов Ученого совета ФГБОУ ВО ЧГПУ определяется конференцией работников и обучающихся университета. Действующий состав Ученого совета должен быть опубликован на официальном сайте вуза.
Ученый совет обладает следующими компетенциями:
- определяет политику университета в области образовательной, научной, финансово-экономической деятельности, а также международного сотрудничества;
- рассматривает изменения и дополнения к Уставу университета;
- утверждает перспективные планы развития университета;
- утверждает Положение о процедуре выборов ректора, иные положения;
- рассматривает вопросы об открытии образовательных программ;
- определяет направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации обучающихся в университете;
- рассматривает научные программы, тематику и результаты научно-исследовательских работ, выполненных в университете;
- утверждает Правила приема в университет;
- выполняет другие функции, вытекающие из Устава.
Председателем Ученого совета является ректор университета. Срок полномочий Ученого совета составляет 5 лет. Заседания Ученого совета проводятся не реже чем 1 раз в 3 месяца, кроме летнего периода.
Ученый совет осуществляет деятельность по локальному нормотворчеству в рамках вопросов, относимых к его компетенции и закрепленных в Уставе университета. Ученый совет принимает локальные нормативные акты в порядке, установленном Уставом.
Ректор является единоличным исполнительным органом и осуществляет текущее руководство деятельностью университета. Ректор несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью университета. Права, обязанности, компетенции ректора в обязательном порядке закреплены в Уставе.
По вопросам, относящимся к его полномочиям, ректор издает приказы, распоряжения, а также принимает локальные нормативные акты в порядке, предусмотренном Уставом университета.
"Попечительский совет – это коллегиальный орган управления образовательной организацией, объединяющий на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретной образовательной организации" [7].
Целями деятельности попечительского совета являются:
- содействие решению текущих и перспективных задач развития университета;
- содействие привлечению финансовых и материальных средств для обеспечения деятельности и развития университета, а также для осуществления контроля за использованием таких средств;
- содействие совершенствованию материально-технической базы университета;
- участие в разработке образовательных программ высшего образования, реализуемых университетом, для обеспечения учета в этих программах требований заинтересованных работодателей к выполнению выпускниками трудовых функций;
- контроль за реализацией программы развития университета.
Попечительский совет создается на срок полномочий ректора. В состав попечительского совета входят представители предпринимательских, финансовых и научных кругов, объединений работодателей, общественных объединений, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физические лица, в том числе выпускники данного университета. Решения попечительского совета носят рекомендательный и консультативный характер.
Административным органом управления университета является ректорат. Проректоры осуществляют руководство отдельными направлениями деятельности университета. Распределение обязанностей между проректорами закрепляется приказом ректора, который возглавляет ректорат.
Каждый факультет, входящий в состав университета, возглавляет декан, избираемый ученым советом университета путем тайного голосования на срок до 5 (пяти) лет. Процедура избрания декана факультета определяется локальным нормативным актом, утверждаемым ректором.
Каждую кафедру университета возглавляет заведующий, избираемый ученым советом университета путем тайного голосования на срок до 5 (пяти) лет. Процедура избрания заведующего кафедрой определяется локальным нормативным актом, утверждаемым ректором университета.
Представительные органы университета создаются в целях учета мнения обучающихся и педагогических работников по вопросам управления университетом, а также при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы. Особо нужно отметить, что представительные органы создаются по инициативе обучающихся и педагогических работников университета.
Традиционно, к представительным органам университета относятся:
- Студенческий совет, который функционирует в формате студенческого комитета самоуправления. Студенческий совет формируется из числа представителей общественных студенческих объединений университета по 1 представителю от каждого объединения и (или) студентов университета. Студенческий совет возглавляет председатель совета, избираемый из числа членов совета на срок 1 год простым большинством голосов. Студенческий совет ограничен рамками полномочий и компетенций, а также порядком принятия студенческим советом решений и выступления от имени университета.
- Профсоюз работников вуза, который действует в формате региональной общественной организации. Профсоюзная организация осуществляет представительство и защиту социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников университета, контроль соблюдения законодательства, способствует улучшению условий труда работников университета.
Такая структура управления университета соответствует действующему законодательству Российской Федерации и отвечает требованиям, предъявляемым к системе управления высшими учебными заведениями.
Органы управления университетом
Законодательные, исполнительные и коллегиальные органы управления университета
Локальное нормотворчество в вузе могут осуществлять Ученый совет и ректор университета. Локальное нормотворчество университета должно быть регламентировано в Уставе.
Локальное нормотворчество осуществляется в виде разработки и принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы, которые регулируют образовательные отношения и иную деятельность, осуществляемую Университетом.
Все принимаемые локальные нормативные акты принимаются Ученым советом и ректором в пределах имеющихся у них компетенций, в соответствии с уставом университета и законодательством Российской Федерации. Базовым условием принятия локальных нормативных актов является их непротиворечивость законодательству Российской Федерации.
Ученый совет и ректор могут принимать несколько видов локальных нормативных актов, поименованных в уставе:
- приказы,
- распоряжения,
- протокольные решения,
- положения,
- правила,
- регламенты,
- инструкции,
- стандарты;
- постановления;
- решения;
- типовые рекомендации.
Устав университета, а также изменения, вносимые в него, утверждаются Министерством образования и науки и подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Рассмотрение и подготовка устава относятся к вопросам компетенции Ученого совета.
В университете действует особый порядок принятия локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников университета:
- локальные нормативные акты, затрагивающие права обучающихся, принимаются с учетом мнения студенческого совета;
- локальные нормативные акты, затрагивающие права работников университета, принимаются в порядке и случаях, предусмотренных трудовым законодательством, с учетом мнения профсоюза;
- перед принятием решения о принятии локального нормативного акта, затрагивающего права обучающихся университета, проект акта направляется в студенческий совет, который должен не позднее пяти учебных дней направить мотивированное мнение в Ученый совет или ректору в письменной форме;
- локальный нормативный акт принимается в том случае, если студенческий совет выразил согласие с проектом акта или не направил мотивированное мнение в установленный срок;
- если мотивированное мнение не содержит согласия с проектом локального нормативного акта, либо студенческий совет вынес предложения по его совершенствованию, то Ученый совет или ректор вправе полностью или частично согласиться с данным мнением и внести изменения в проект локального нормативного акта, либо не согласиться с данным мнением и принять локальный нормативный акт в первоначальной редакции.
Принципиальным аспектом является следующее: нормы локальных нормативных актов, которые так или иначе ухудшают права, положение, условия обучения студентов и труда работников университета, по сравнению с установленными нормами в законодательстве об образовании и трудовом законодательстве Российской Федерации, а также принятые с нарушением установленного порядка издания локальных нормативных актов высшего учебного заведения, не могут применяться в деятельности вуза и подлежат отмене ректором университета.
Ответственность за неисполнение локальных нормативных актов университета студентами и работниками наступает при выявлении таковых фактов, вследствие которых могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление из университета.
Непосредственное управление вузом осуществляет ректор. Ректор является единоличным исполнительным органом вуза и осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. В рамках непосредственной деятельности в качестве единоличного исполнительного органа ректор осуществляет руководство следующими структурными подразделениями:
- Ректорат;
- Управление финансов и экономики: бухгалтерия и планово-экономический отдел;
- Управление кадров: архив, общий отдел, отдел по работе со студентами, отдел по работе с персоналом;
- Отдел информационных систем;
- Юридический отдел;
- Контрактная служба.
Осуществляя руководство образовательным, учебным и научным процессом в университете, ректор отвечает за организацию деятельности по выполнению государственного задания на подготовку специалистов по профилям обучения, которые имеются в вузе. Также утверждает годовые планы научно-исследовательских работ, экспериментальных разработок, опытно-конструкторских и технологических работ. Организация учебно-методической, научно-исследовательской и других направлений деятельности университета осуществляется ректором и проректорами: проректором по учебной работе; проректором по научной и международной деятельности; проректором по воспитательной и социальной работе, проректором по стратегическому развитию, проректором по общим вопросам. В рамках управления финансами и экономическими процессами ректор утверждает план финансово-хозяйственной деятельности университета и отчеты о ее результатах. Осуществляя руководство кадровыми процессами, ректор организует работу управления кадров, утверждает структуру и штатное расписание. При приеме на работу лиц из числа профессорско-преподавательского состава с ними заключается трудовой договор. Заключению трудового договора предшествует избрание по конкурсу. Прием, перевод и увольнение преподавателей осуществляется на основании приказов ректора. Принимает решения о применении к обучающимся и снятии с обучающихся мер дисциплинарного взыскания. Ректор отвечает за соответствие деятельности университета действующему законодательству.
Ректор осуществляет общее руководство контрольной работой по оценке знаний студентов, с целью определения качества знаний по результатам пропедевтических курсов по дисциплинам соответствующего профиля.
Общее руководство и координацию воспитательной работы осуществляет Ученый совет. Непосредственную роль по организации культурно-массовых, спортивных, познавательных мероприятий, разработке программ, а также их утверждение осуществляет Совет по воспитательной работе.
В таблице представлено сравнение деятельности коллегиальных органов управления университета.
Параметр |
Конференция работников и обучающихся |
Ученый совет |
Попечительский совет |
---|---|---|---|
Компетенции |
Избрание членов ученого совета, принятие программы развития и работа по изменению и заключению коллективного договора университета |
Определение политики университета во всех областях, рассмотрение изменений в уставе, утверждение планов развития, положений, образовательных программ, направлений подготовки, научных программ, научно-исследовательской работы, правил приема в университет. Также ученый совет рассматривает иные вопросы и выполняет другие функции, которые определены в уставе и положении об ученом совете. |
Способствует решению различных задач развития университета, привлечению средств, совершенствованию материально-технической базы, принимает участие в разработке образовательных программ, контроль реализации программ развития университета. |
Срок полномочий |
На время созыва |
5 лет |
На срок полномочий ректора |
Период |
Не реже 1 раза в 5 лет |
Не реже 1 раза в 3 месяца, за исключением летнего периода. |
Не реже 1 раза в год |
Характер принятия решений |
Коллегиальный. Решение считается принятым, если за него проголосовало более 50% делегатов при явке не менее 2/3 списочного состава |
Коллегиальный. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов ученого совета, при условии явки более 50% от списочного состава ученого совета. |
Коллегиальный. Решение принимается большинством голосов присутствующих членов совета. При равенстве голосов, голос председателя решающий. |
Форма принятия решения |
Открытое или тайное голосование. Определяется делегатами. |
Открытое или тайное голосование. Определяется в зависимости от сферы решения. Тайное голосование проводится по решениям по конкурсному отбору на должности научно-педагогических работников, избранию деканов факультетов, заведующих кафедрами и представлению к ученым званиям. Все остальные решения принимаются открытым голосованием. |
Открытое голосовое на открытом заседании. |
Компетенции разных органов не дублируют друг друга, пересечения и противоречия в осуществляемых функциях, таким образом, отсутствуют.
Вместе с тем, превалирующее значение в системе коллегиального управления имеет Ученый совет, что предопределено структурой и системой управления университета. Однако, высшим органом управления является Конференция работников и обучающихся, которая определяет наиболее важные вопросы жизнедеятельности университета.
Конференция работников и обучающихся созывается Ученым советом. Следует отметить, что характер деятельности и созыва Конференции работников и обучающихся обуславливает одновременно необходимость участия в ее работе членов Ученого совета и ограничения их числа в ее составе. Порядок избрания делегатов на Конференцию, предусматривающий участие в её работе представителей всех категорий работников, обучающихся, определяется Учёным советом, при этом члены Учёного совета должны составлять не более 50% общего количества делегатов.
Спектр полномочий Конференции работников и обучающихся университета включает:
- определение ключевых вопросов развития университета;
- избрание членов Учёного совета;
- заключение коллективного договора;
- избрание представителей работников в комиссию по трудовым спорам и иные подобные вопросы;
- трудовые и иные социально-экономические вопросы решаются в рамках коллективного договора.
Общее руководство университетом осуществляет Ученый совет, который является коллегиальным выборным органом управления. Данный коллегиальный орган возглавляется ректором и имеет превалирующее значение в рамках многоуровневой модели управления. При таком подходе в университете в полной мере обеспечивается взаимная интеграция многоуровневой и коллегиальной модели управления, что объективно соответствует действующему законодательству и нормам развития государственно-общественного управления высшим учебным заведением.
Спектр полномочий Ученого совета включает рассмотрение вопросов деятельности вуза:
- стратегические направления и перспективы развития университета,
- штатное расписание,
- утверждается бюджет и его исполнение,
- происходит утверждение учебных планов и программ,
- открытие новых специальностей и направлений,
- анализируется организация и результаты формирования контингента обучающихся,
- анализируется состояние и перспективы научной и учебной работы,
- решаются вопросы избрания преподавателей по конкурсу и т.д.
Вопросы, которые рассматриваются на заседаниях ученого совета, в целом определяют все направления деятельности вуза и соответствуют целям деятельности данного коллегиального органа.
В отличие от Конференции работников и обучающихся и Ученого совета, Попечительский совет выступает совещательным коллегиальным органом, решения которого не являются обязательными к исполнению, а носят рекомендательный и консультативный характер. Следовательно, результатом деятельности Попечительского совета, как особого коллегиального органа управления университета, является выработка предложений, способствующих повышению уровня развития и качества работы вуза в целом. Результатом работы Попечительского совета является протокол, которым оформляются итоги заседания. Фактически, члены Попечительского совета наблюдают за деятельностью вуза, дают советы, рекомендации, помогают финансовыми, материальными средствами, связями, а имена членов Попечительского совета могут использоваться для повышения имиджа высшего учебного заведения. Формально, в отсутствии наблюдательного совета в вузе, попечительский совет может частично выполнять его функции, которые не противоречат действующему законодательству и уставу вуза.
Литература
- Богомолова И.С., Бечвая М.Р. Исследование основ коллегиального управления в образовательных организациях высшего образования. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2013. – №4 – С.213-218
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 №599. "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
- 5 российских вузов вошли в 100 лучших по мировым рейтингам / Проект 5-100. Министерство образования и науки Российской Федерации. – URL: http://5top100.ru/news/12287/
- UK 'second best education in Europe' / BBC. – URL: http://www.bbc.com/news/business-27314075
- Письмо Минобрнауки России от 22.10.2015 №08-1729 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования") // Консультант Плюс. Версия Проф . – – М, 2017.
- Письмо Минобрнауки России от 22.10.2015 №08-1729 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования") // Консультант Плюс. Версия Проф . – – М, 2017.