Урок математики в школе 8 вида

Коррекционные школы восьмого вида занимаются обучением и адаптацией умственно-отсталых детей. Какие виды уроков в них используются. Математика входит в число основных предметов, которые изучают в коррекционных школах. Пример конспекта урока математики в школе 8 вида на тему «Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)».
Рубрика: Педагогика
Автор: Ирина Нестерова ✔ 02.11.2018

Нестерова И.А. Урок математики в школе 8 вида // Энциклопедия Нестеровых


Виды коррекционных школ

Урок математики в школе 8 вида

В современно образовании важное место занимает коррекционное обучение детей с ограниченными возможностями. Развитие коррекционного образование способствует социализации детей с отклонениями. В российской системе образования существует классификация специальных школ по видам. Рассмотрим каждый вид отдельно.

Коррекционные школы I и II вида.

Коррекционные школы первого вида занимаются обучением и адаптацией детей с нарушениями слуха. К задачам педагогов данных школ относится:

  • научить глухого ребенка общаться с окружающими,
  • научить ребенка понимать и общаться с использованием нескольких видов речи, а именно: устной речи, письменной речи, тактильной и жестовой.

В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.

Коррекционные школы второго вида занимаются обучением и адаптацией слабослышащих детей или позднооглохших. Работа в школах второго вида направлена на:

  • восстановление утраченных слуховых способностей,
  • организацию активной речевой практики,
  • обучение коммуникативным навыкам.

Коррекционные школы первого и второго вида обучают детей по трем ступеням общего образования. Единственным отличием является увеличение срока обучения на два года.

Коррекционные школы III и IV вида.

Третий и четвертый виды коррекционных школ предназначены для детей с нарушением зрения. Педагоги этих специальных учебных заведений организуют процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы сохранить другие анализаторы, развить коррекионно-компенсаторные навыки, обеспечить социальную адаптацию детей в обществе. В коррекционную школу 3 вида направляются незрячие дети, а также дети с остротой зрения от 0,04 до 0,08 со сложными дефектами, ведущими к слепоте.

Особенностью коррекционных школ четвертого вида является то, что туда принимают детей с нарушениями зрения, а именно с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции. Специфика дефекта предполагает обучение с использованием тифлооборудования, а также специальных дидактических материалов, позволяющих усваивать поступающую информацию.

Коррекционные школы V вида.

Школы пятого вида направлены на коррекцию нарушений речи у детей. Основная цель данных школ преодоление речевых дефектов у учащихся. Занятия в течения дня направлены строго на коррекционную работу с речевыми отклонениями. После преодоления речевых проблем родители могут перевести ребенка в обычную школу.

Коррекционные школы VI вида.

Школы шестого вида функционируют с целью обучения и адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В коррекционном учреждении осуществляется деятельность, направленная на:

  • восстановление двигательных функций,
  • развитие двигательных функций,
  • коррекцию вторичных дефектов.

Социальная адаптация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является одной из приоритетных задач школ шестого вида.

Коррекционные школы VII вида.

Коррекционная школа 7 вида принимает детей с задержкой психического развития, причем с возможностями интеллектуального развития. В рамках обучения в школах седьмого вида реализуется деятельность направленная на:

  • коррекцию психического развития,
  • развитие познавательной деятельности,
  • формированию навыков учебной деятельности.

Если начальное обучение в школе седьмого вида оказывается успешным, ребенок может быть переведен в общеобразовательную школу.

Коррекционные школы VIII.

Коррекционные школы восьмого вида направлены на обучение детей с умственной отсталостью по специальным адаптирующим и развивающим программам. Главной целью школы 8 вида является социально-психологическая реабилитация и возможность интеграции ребенка в общество. В школах 8 вида преподают базовые предметы такие как: русский язык, математику и литературу. Хорошо воспринимаются учащимися уроки рисования и музыки.

Математика в школах 8 вида

Математика является неотъемлемой частью нашей жизни. Для детей с умственной отсталостью понимание цифр и действия с ними значительно затруднены. А. Н. Грабаров, Е. В. Герье, Н. В. Чехов, будучи основоположниками школ 8 вида, считали, что математика должна дать умственно отсталому ребенку лишь практические приемы счета [1].

Проблема в обучении математике умственно-отсталых детей строится на нарушении восприятия и проблем с формированием наглядно-образного мышления. Большинству проблемных детей свойственно нарушение логики.

Организация и проведение уроков математики в школах 8 вида требует от педагогов знания специальных методик, огромного терпения и профессионализма.

Ниже приведен пример урока метаматематики в школе 8 вида на тему: "Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)"

План-конспект урока математики в школе 8 вида

Тема: Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

Цель: сформировать у учащихся временные представления: "раньше", "позже", "сначала", "потом", "перед", "за", "между"

Задачи:

1. обучающие

  • формировать у детей временные и пространственные представления: "раньше", "позже", "сначала", "потом", "перед", "за", "между";
  • научить определять последовательность временных представлений;
  • закрепить умения считать предметы, сравнивать группы предметов.

2. развивающие:

  • развивать речь, внимание, память, мышление учащихся;
  • развивать временные и пространственные представления.

3. воспитательные:

  • способствовать воспитанию здорового образа жизни, пунктуальности любви к предмету.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

  • знать и понимать что такое время, временное представление;
  • успешно определять последовательность временных представлений.

2. Метапредметные:

  • сравнивать свои выводы с текстом учебника;
  • классифицировать временные представления;
  • проверять правильность выполнения задания;
  • работать в паре.

3. Личностные:

  • проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • сохранять интерес к учебному материалу;
  • участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.

Оборудование: учебник Математика 1 класс М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, карточки с изображением геометрических фигур, доска, мел, иллюстрация сказки, рабочая тетрадь №1.

Структура урока:

  1. Организационный этап
  2. Актуализация знаний
  3. Физкультминутка
  4. Работа по парам
  5. Работа с учебником
  6. Закрепление нового материала.
  7. Повторение пройденного материала.
  8. Рефлексия
  9. Домашнее задание
Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный

Учитель:  Начинаем урок математики. Я думаю, что он будет интересным и плодотворным.

Учащиеся здороваются с учителем.

II

Актуализация знаний

Учитель предлагает детям вспомнить, с какими пространственными представлениями они познакомились на прошлом уроке?

Учитель показывает ребятам образец написания линий, узоров. Предлагает детям сначала  показать, как они  рисуют в воздухе горизонтальные линии – слева направо, вертикальные – сверху вниз.

Учитель вешает плакат с изображением различных предметов.

Учитель: А теперь смотрим на доску. Специально для Вас я приготовила интересное задание. Это упражнение выявит умение считать предметы, определять их пространственное положение и сравнивать группы предметов.

Учитель организует работу детей с  геометрическими фигурами за столами.

Учитель: Я сейчас раздам Вам различные геометрические фигуры и мы будем выполнять различные задания.

Учитель: Ребята посчитайте фигуры. Учитель: А теперь выясните каких фигур больше, меньше, на сколько. Как сделать, чтобы фигур стало поровну?

Учащиеся называют временнее представления предыдущего урока "налево", "направо", "вверх", "вниз".

Ученики  проводят линии ручкой по пунктиру.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Учащиеся выполняют задание. Определяют пространственное положение предметов и сравнивают группы предметов.

Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.

 

III

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)

До пяти мы все считаем,

С силой гири поднимаем.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в "замок", резко вниз.)

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)

Наклонитесь столько раз,

Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)

Сколько клеток до черты,

Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)

 

Учащиеся выполняют легкую разминку, повторяя вместе с учителем стишок.

IV

Работа  по парам

Учитель выясняет  какие режимные моменты знают дети и как они их соблюдают

Учитель раздает учащимся рисунки с собачками.

Учитель:

Расположите рисунки в соответствии с  временными представлениями.

Учитель: Давайте посмотрим, правильно ли Вы расположили картинки?

Правильно ли их расположили? Почему?  Что было сначала?

Что произошло потом?

Что собака сделала раньше: завтракала или шла в школу?

Что было позже: сон или зарядка?  Что нужно сделать, чтобы Таша правильно выполнила режимные моменты?

Учитель подводит детей к выводу, в каких ещё ситуациях  пригодится знание временных и пространственных представлений.

Учитель: А теперь немного поиграем. Вы уже разбиты на пары. Игра называется "Путаница".

Учитель объясняет правила игры. Педагог говорит одно, а показывает другое. Если хотя бы один из пары ошибается, то пара получает минус.

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание по парам.

Учащиеся объясняют порядок расположения картинок и мотивируют свою точку зрения.

 

V

Работа с учебником

Учитель: Открываем страницу 10 нашего учебника. Выполним упражнение 1. Упражнение   в умении считать предметы, определять их пространственное положение и сравнивать группы предметов.

Учащиеся выполняют упражнение на отдельных листочках и отдают учителю.

VI

Закрепление нового материала

Учитель: Ребята помогите мне вспомнить, из какой сказки эти строчки: "- Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл"?

Затем учитель развешивает на доске картинки с событиями из сказки "Колобок" и просит расположить их в правильном временном порядке.

Учащиеся: Сказка называется: "Колобок"

VII

Повторение пройденного материала.

Учитель: А теперь поиграем в веселые передвигалки.

Учитель объясняет правила игры.

Учащиеся выполняют задания и передвигают ластик на одну клетку влево, на одну – назад, на две – вправо, на две вверх, на две – влево.

Передвигают ластик на одну клетку вправо, на две – вниз, на одну – влево.

Учитель: А теперь сделаем вывод по правилам игры.

Учащиеся: Игра напоминает игру в шашки, шахматы, навигатор в машине и т.д

VIII

Рефлексия

Педагог подводит итог урока. Выясняет у детей, где они могут применять полученные знания.

Учитель даёт детям рекомендации по выполнению режима дня в чёткой последовательности.

Учащиеся отвечают на вопросы.

IX

Домашнее задание

Учитель: Поиграйте дома с родителями в игру "Веселые передвигалки". Расскажите о своих впечатлениях и ошибках.

Спасибо за урок.

 

Литература

  1. Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)