Виды коррекционных школ
В современно образовании важное место занимает коррекционное обучение детей с ограниченными возможностями. Развитие коррекционного образование способствует социализации детей с отклонениями. В российской системе образования существует классификация специальных школ по видам. Рассмотрим каждый вид отдельно.
Коррекционные школы I и II вида.
Коррекционные школы первого вида занимаются обучением и адаптацией детей с нарушениями слуха. К задачам педагогов данных школ относится:
- научить глухого ребенка общаться с окружающими,
- научить ребенка понимать и общаться с использованием нескольких видов речи, а именно: устной речи, письменной речи, тактильной и жестовой.
В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.
Коррекционные школы второго вида занимаются обучением и адаптацией слабослышащих детей или позднооглохших. Работа в школах второго вида направлена на:
- восстановление утраченных слуховых способностей,
- организацию активной речевой практики,
- обучение коммуникативным навыкам.
Коррекционные школы первого и второго вида обучают детей по трем ступеням общего образования. Единственным отличием является увеличение срока обучения на два года.
Коррекционные школы III и IV вида.
Третий и четвертый виды коррекционных школ предназначены для детей с нарушением зрения. Педагоги этих специальных учебных заведений организуют процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы сохранить другие анализаторы, развить коррекионно-компенсаторные навыки, обеспечить социальную адаптацию детей в обществе. В коррекционную школу 3 вида направляются незрячие дети, а также дети с остротой зрения от 0,04 до 0,08 со сложными дефектами, ведущими к слепоте.
Особенностью коррекционных школ четвертого вида является то, что туда принимают детей с нарушениями зрения, а именно с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции. Специфика дефекта предполагает обучение с использованием тифлооборудования, а также специальных дидактических материалов, позволяющих усваивать поступающую информацию.
Коррекционные школы V вида.
Школы пятого вида направлены на коррекцию нарушений речи у детей. Основная цель данных школ преодоление речевых дефектов у учащихся. Занятия в течения дня направлены строго на коррекционную работу с речевыми отклонениями. После преодоления речевых проблем родители могут перевести ребенка в обычную школу.
Коррекционные школы VI вида.
Школы шестого вида функционируют с целью обучения и адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В коррекционном учреждении осуществляется деятельность, направленная на:
- восстановление двигательных функций,
- развитие двигательных функций,
- коррекцию вторичных дефектов.
Социальная адаптация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является одной из приоритетных задач школ шестого вида.
Коррекционные школы VII вида.
Коррекционная школа 7 вида принимает детей с задержкой психического развития, причем с возможностями интеллектуального развития. В рамках обучения в школах седьмого вида реализуется деятельность направленная на:
- коррекцию психического развития,
- развитие познавательной деятельности,
- формированию навыков учебной деятельности.
Если начальное обучение в школе седьмого вида оказывается успешным, ребенок может быть переведен в общеобразовательную школу.
Коррекционные школы VIII.
Коррекционные школы восьмого вида направлены на обучение детей с умственной отсталостью по специальным адаптирующим и развивающим программам. Главной целью школы 8 вида является социально-психологическая реабилитация и возможность интеграции ребенка в общество. В школах 8 вида преподают базовые предметы такие как: русский язык, математику и литературу. Хорошо воспринимаются учащимися уроки рисования и музыки.
Математика в школах 8 вида
Математика является неотъемлемой частью нашей жизни. Для детей с умственной отсталостью понимание цифр и действия с ними значительно затруднены. А. Н. Грабаров, Е. В. Герье, Н. В. Чехов, будучи основоположниками школ 8 вида, считали, что математика должна дать умственно отсталому ребенку лишь практические приемы счета [1].
Проблема в обучении математике умственно-отсталых детей строится на нарушении восприятия и проблем с формированием наглядно-образного мышления. Большинству проблемных детей свойственно нарушение логики.
Организация и проведение уроков математики в школах 8 вида требует от педагогов знания специальных методик, огромного терпения и профессионализма.
Ниже приведен пример урока метаматематики в школе 8 вида на тему: "Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)"
План-конспект урока математики в школе 8 вида
Тема: Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Цель: сформировать у учащихся временные представления: "раньше", "позже", "сначала", "потом", "перед", "за", "между"
Задачи:
1. обучающие
- формировать у детей временные и пространственные представления: "раньше", "позже", "сначала", "потом", "перед", "за", "между";
- научить определять последовательность временных представлений;
- закрепить умения считать предметы, сравнивать группы предметов.
2. развивающие:
- развивать речь, внимание, память, мышление учащихся;
- развивать временные и пространственные представления.
3. воспитательные:
- способствовать воспитанию здорового образа жизни, пунктуальности любви к предмету.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- знать и понимать что такое время, временное представление;
- успешно определять последовательность временных представлений.
2. Метапредметные:
- сравнивать свои выводы с текстом учебника;
- классифицировать временные представления;
- проверять правильность выполнения задания;
- работать в паре.
3. Личностные:
- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- сохранять интерес к учебному материалу;
- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.
Оборудование: учебник Математика 1 класс М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, карточки с изображением геометрических фигур, доска, мел, иллюстрация сказки, рабочая тетрадь №1.
Структура урока:
- Организационный этап
- Актуализация знаний
- Физкультминутка
- Работа по парам
- Работа с учебником
- Закрепление нового материала.
- Повторение пройденного материала.
- Рефлексия
- Домашнее задание
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
---|---|---|---|
I |
Организационный |
Учитель: Начинаем урок математики. Я думаю, что он будет интересным и плодотворным. |
Учащиеся здороваются с учителем. |
II |
Актуализация знаний |
Учитель предлагает детям вспомнить, с какими пространственными представлениями они познакомились на прошлом уроке? Учитель показывает ребятам образец написания линий, узоров. Предлагает детям сначала показать, как они рисуют в воздухе горизонтальные линии – слева направо, вертикальные – сверху вниз. Учитель вешает плакат с изображением различных предметов. Учитель: А теперь смотрим на доску. Специально для Вас я приготовила интересное задание. Это упражнение выявит умение считать предметы, определять их пространственное положение и сравнивать группы предметов. Учитель организует работу детей с геометрическими фигурами за столами. Учитель: Я сейчас раздам Вам различные геометрические фигуры и мы будем выполнять различные задания. Учитель: Ребята посчитайте фигуры. Учитель: А теперь выясните каких фигур больше, меньше, на сколько. Как сделать, чтобы фигур стало поровну? |
Учащиеся называют временнее представления предыдущего урока "налево", "направо", "вверх", "вниз". Ученики проводят линии ручкой по пунктиру. Дети выполняют работу самостоятельно. Учащиеся выполняют задание. Определяют пространственное положение предметов и сравнивают группы предметов. Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.
|
III |
Физкультминутка |
Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.) До пяти мы все считаем, С силой гири поднимаем. Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в "замок", резко вниз.) Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.) Наклонитесь столько раз, Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.) Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)
|
Учащиеся выполняют легкую разминку, повторяя вместе с учителем стишок. |
IV |
Работа по парам |
Учитель выясняет какие режимные моменты знают дети и как они их соблюдают Учитель раздает учащимся рисунки с собачками. Учитель: Расположите рисунки в соответствии с временными представлениями. Учитель: Давайте посмотрим, правильно ли Вы расположили картинки? Правильно ли их расположили? Почему? Что было сначала? Что произошло потом? Что собака сделала раньше: завтракала или шла в школу? Что было позже: сон или зарядка? Что нужно сделать, чтобы Таша правильно выполнила режимные моменты? Учитель подводит детей к выводу, в каких ещё ситуациях пригодится знание временных и пространственных представлений. Учитель: А теперь немного поиграем. Вы уже разбиты на пары. Игра называется "Путаница". Учитель объясняет правила игры. Педагог говорит одно, а показывает другое. Если хотя бы один из пары ошибается, то пара получает минус. |
Учащиеся выполняют задание по парам. Учащиеся объясняют порядок расположения картинок и мотивируют свою точку зрения.
|
V |
Работа с учебником |
Учитель: Открываем страницу 10 нашего учебника. Выполним упражнение 1. Упражнение в умении считать предметы, определять их пространственное положение и сравнивать группы предметов. |
Учащиеся выполняют упражнение на отдельных листочках и отдают учителю. |
VI |
Закрепление нового материала |
Учитель: Ребята помогите мне вспомнить, из какой сказки эти строчки: "- Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл"? Затем учитель развешивает на доске картинки с событиями из сказки "Колобок" и просит расположить их в правильном временном порядке. |
Учащиеся: Сказка называется: "Колобок" |
VII |
Повторение пройденного материала. |
Учитель: А теперь поиграем в веселые передвигалки. Учитель объясняет правила игры. |
Учащиеся выполняют задания и передвигают ластик на одну клетку влево, на одну – назад, на две – вправо, на две вверх, на две – влево. Передвигают ластик на одну клетку вправо, на две – вниз, на одну – влево. |
Учитель: А теперь сделаем вывод по правилам игры. |
Учащиеся: Игра напоминает игру в шашки, шахматы, навигатор в машине и т.д | ||
VIII |
Рефлексия |
Педагог подводит итог урока. Выясняет у детей, где они могут применять полученные знания. Учитель даёт детям рекомендации по выполнению режима дня в чёткой последовательности. |
Учащиеся отвечают на вопросы. |
IX |
Домашнее задание |
Учитель: Поиграйте дома с родителями в игру "Веселые передвигалки". Расскажите о своих впечатлениях и ошибках. Спасибо за урок. |
|
Литература
- Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001