Требования к уроку русского языка в начальной школе
К уроку русского языка в начальной школе предъявляют серьезные требования. Это обусловлено возрастом учащихся и растущей ролью родного языка в воспитании будущих поколений. Действующий ФГОС предъявляет следующие требования к урокам русского языка в начальной школе:
- Урок русского языка в начальной школе обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
- На уроке русского языка необходимо активно развивать навыки самостоятельной работы у учащихся
- В процессе урока необходимо осуществлять практический, деятельностный подход.
- Каждый урок русского языка в начальной школе должен быть направлен на развитие универсальных учебных действий.
- Взаимоотношения между учителем и учениками должно строиться в демократическом, а не в авторитарном стиле.
Пример конспекта урока русского языка
Представленный ниже план-конспект был использован на уроке русского языка в общеобразовательной школе.
Тема урока: "Состав слова". Урок для 3-го класса средней школы
Цель урока: развивать умение находить в слове окончание, основу, корень, приставку, суффикс, создавая ситуацию успеха на уроке и вовлекая ребенка в конкретную деятельность по решению учебной задачи.
Задачи:
- Образовательная – комплексное повторение материала по теме "Состав слова"
- Развивающая – продолжить сопоставлять, сравнивать, выделять главное; развивать память, мышление, речь, расширять кругозор и словарный запас учащихся.
- Воспитательная – воспитывать любовь к родному языку и бережное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- знать основы состава слова в русском языке;
- знать место приставки, суффикса, корня, окончания и основы в структуре слова;
- узнавать каждую часть слова и уметь находить её в словах;
2. Метапредметные:
- сравнивать свои выводы с текстом учебника;
- классифицировать приставки, суффиксы;
- проверять правильность выполнения задания;
- работать в паре.
3. Личностные:
- осознавать роль каждой части слов в словообразовании;
- осознавать важность правильного выделения приставки, суффикса, корня, окончания в слове.
Оборудование: доска, мел, учебник "Русский язык" Канакина В.П., Горецкий В.Г для 3 класса, Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык для 3 класса, Рабочая тетрадь, толковый словарь Ожигова.
Тип урока по ФГОС: урок общеметодологической направленности.
Структура урока:
- Организационный.
- Мотивация и постановка целей урока
- Актуализация знаний
- Работа с учебником
- Работа со словарем
- Самостоятельная работа в парах
- Самопроверка
- Повторение и закрепление материала
- Рефлексия
- Домашнее задание
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
---|---|---|---|
I |
Организационный |
Учитель: С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. Итак начинаем наш урок |
Школьники стоят возле своих парт и хором приветствуют учителя. Затем садятся |
II |
Мотивация и постановка целей урока |
Учитель пишет на доске числовой ряд: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Учитель: Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи. На доске ярким мелом большими буквами написана пословица. "Кто думает – тот всегда додумается" Учитель: Начнем урок с пословицы. Прочитайте ее. В чем смысл этой пословицы? Давай те попробуем понять пословицу, так как она будет девизом нашего урока. |
Учащиеся хором читают пословицу. Учащиеся высказывают свои трактовки пословицы. |
Учитель размещает на доске плакат со структурой слова и пишет тему урока. Затем спрашивает учащихся: Какова цель нашего урока? |
Учащиеся: Цель нашего урока изучить и закрепить строение слова | ||
III |
Актуализация знаний |
Учитель: Давайте перечислим все части слова, которые мы знаем. Учитель: Что мы знаем о корне (окончании, приставке, суффиксе, основе)? |
Учащиеся: суффикс, приставка, корень, окончание, основа. Учащиеся характеризуют каждую часть слова. |
IV |
Работа с учебником |
Учитель: А теперь открываем учебники на странице 101 и смотрим упражнение 1. Прочитайте задание вслух. Учитель: Так чем мы сейчас займемся? |
Один из учеников зачитывает задание: "Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова". Учащиеся: Будем учиться находить корень, приставку, суффикс, окончание. |
Учитель: Сможете справиться с упражнениями 1, основанное на уже полученных Вами знаниях? |
Учащиеся: Да, мы можем справиться самостоятельно, так как есть вопросы и слова для справок. Если будет трудно, поможем друг другу или обратимся за помощью. | ||
Учитель: Приступайте к упражнению. |
Дети работают самостоятельно | ||
V |
Работа со словарем |
Пока дети работают с учебником, учитель пишет 12 слов на доске: помидор, подстанция, корешок, предложение, дедукция, кавалерист, бабочка, пирожок, загадочный, чистюлю, обозреватель, кармашек. |
Учащиеся открывают словарь и находят толкование каждого слова. После этого, дети проводят разбор слова. |
VI |
Самостоятельная работа в парах. Самопроверка. |
Организация работы по закреплению полученных знаний на базе упражнения 2 стр.101 |
Учащиеся работают в парах и устно, готовятся к выполнению письменного задания. Письменно выполняют задания к упражнению. Проверяют свою работу. Коллективно исправляют ошибки. |
Учитель: Итак, упражнение выполнено есть желающие проверить свои работы прямо у доски. Учитель вызывает учеников, и они пишут свои варианты, весь остальной класс проверяет и исправляет ошибки. | |||
VII |
Повторение и закрепление материала |
Учитель: А теперь давайте еще раз повторим, из каких частей состоят слова в русском языке. Учитель: Какая часть слова является самой важной, если таковая имеется. |
Учащиеся перечисляют части слова. Учащиеся предлагают свои варианты ответов на поставленный вопрос. |
VI |
Рефлексия |
Учитель: Удалось нам, ребята, достичь цели нашего урока? Учитель: Что нового мы сегодня узнали? Где можно применить эти знания? |
Учащиеся: Да конечно! Учащиеся: Мы освоили разбор слов. Научились работать с толковым словарем совершенно самостоятельно. Эти знания помогу стать более грамотными. |
VII |
Домашние задание |
Учитель: А теперь запишите домашнее задание. Вам необходимо выполнить задание на странице 101. Кроме того, составьте 10 слов в которых есть все части слова и разберите их. Спасибо за урок. |