Особенности урока в школе 8 вида
Так как в школах 8 вида обучаются особые дети, требующие нестандартных подходов к воспитанию и обучению, то и уроки в данном виде школ подчиняются несколько иным требованием. Это обусловлено тем, что многие процессы у детей с отставанием в развитии происходят медленнее.
Процесс построение конспекта урока для учащихся школы 8 вида должен быть тщательным с учетом особенностей каждого ребенка в классе/группе. Надо учитывать, что проблемным детям тяжело концентрировать внимание и еще труднее мобилизировать свои усилия на решение конкретных задач.
При составлении план-конспекта урока в школе 8 вида надо учитывать определенные особенности. Прежде всего – это иной темп обучения. Так как протекание психических процессов у проблемных детей замедлено, то и темп обучения должен быть замедленным. Педагог должен опираться на сильные стороны каждого ребенка при подаче материала. При этом практический и чувственный опыт должен учитываться в особом порядке, так как структура мышления особых детей отличается от мышления других.
На каждом этапе урока в школе 8 вида должен осуществляться повтор материала. Это крайне важно для усвоения материала. При этом педагог должен на протяжении всего урока фиксировать и корректировать ошибки и недочеты, использовать проектирование и регулирование деятельности детей.
Условия для организации деятельности учащихся на уроке в школе 8 вида
При составлении конспекта урока для школы 8 вида следует помнить, что дети с умственной отсталостью очень непредсказуемы. Их мотивация может не соответствовать целям и задачам урока. Кроме того, проблемные дети очень плохо концертируют внимание на чем-то конкретном. По этим причинам урок в школе 8 вида очень сложен как для педагога, так и для учащихся.
Типы уроков в школе 8 вида
Современная педагогика в школах восьмого вида активно используются несколько типов урока, направленных на оптимизацию процесса получения знаний и социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.
Ключевые типы уроков распространенные в школах 8 вида отражены на рисунке ниже.
Типы уроков в школе 8 вида
Все указанные на рисунки типы уроков организуются в соответствии с системой требований для уроков в школе 8 вида. Базовые требования перечислены ниже:
- Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения;
- Урок должен быть воспитывающим и развивающим;
- На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа;
- На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся;
- На уроке должны осуществляться межпредметные связи;
- Урок должен быть оснащен техническими средствами обучения и дидактическим материалом;
- На уроке должны осуществляться инновационные процессы;
- Урок должен оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
- Урок должен способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
Пример конспекта урока в школе 8 вида
Тема урока: Пересказ содержания сказки Е. Шварца "Сказка о потерянном времени" по вопросам. (третий урок)
Цели урока:
- Общение знания по сказке Е. Шварца "Сказка о потерянном времени"
- Выявление характеров и поступков героев
- Развитие логического мышления, умение делать выводы, развитие речи.
Задачи урока:
1.Коррекционно-образовательные:
- Вырабатывать навык описания увиденного.
- Научить детей выделить самое важное из увиденного.
- Обогащать активный и пассивный словарь учащихся.
2. Коррекционно-развивающие.
- Учить организации связного высказывания.
- Развивать навыки осмысленных, доказательных ответов.
- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую).
- Учить использовать в устной и речи выразительные средства языка.
3.Воспитательные:
- Развивать навык самооценки, умение поддерживать на уроке доброжелательную атмосферу;
- Развивать умение работать в коллективе, быть собранным, сдержанным на протяжении всего урока.
Оборудование:
- Доска
- Картинки с изображением применения часов и картинка с большим циферблатом.
- Телевизор и DVD-проигрыватель
- DVD-диск "Лучшие советские мультфильмы" с мультфильмом "Сказка о потерянном времени"
Название этапа урока |
Работа учителя |
Работа ученика |
---|---|---|
1.Организационный момент. |
Добрый день ребята. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в волшебную страну сказок чтобы там лучше познакомиться с нашим хорошим другом предложением. Но для того чтобы в него отправится, вы должны ответить на мои вопрос: Что изображено на картинке (на картинке изображен циферблат,часов) Зачем нужны часы? (Показ картинок с назначением часов) |
Добрый день (хоровой ответ) Ученики дают ответ: "часы" Чтобы узнавать время. Чтобы не опаздывать. |
2.Постановка учебной задачи. |
Сегодня мы отправимся в чудесную и поучительную сказку. А поможет нам в этом мультфильм. Вернувшись из путешествия мы расскажем о том, что видели в мультфильме |
|
3. Проверка домашнего задания. |
Отправиться в путешествие нам поможет то, что Вы делали по моей просьбе дома. (Заданием было нарисовать понравившегося персонажа и объяснить почему именно этот персонаж) |
Ребята достают картинки по прочитанной ими сказке Е. Шварца "Сказка о потерянном времени". |
4.Физминутка |
Мы стрелочки на часиках, Мы кружимся по ним. Рядом с самим временем бежим, бежим, бежим. |
Подняли руки вверх. Вращают руками по часовой стрелке. Ребята бегут на месте. |
5.Просмотр мультфильма "Сказка о потерянном времени" |
Ну что ребята рассаживаемся по удобней и отправляемся в путешествие! (Включить телевизор и DVD проигрыватель) |
Ученики смотрят мультфильм. |
6. Обсуждение мультфильма по вопросам. |
Ну что ребята понравился Вам мультфильм? Почему по Вашему у ребят забрали молодость? Где ребята нашли вход в лес? Чем воспользовались старики чтобы отнять молодость у ребят? Как ребята вернули молодость? Что нужно делать, чтобы Вашу молодость нельзя было отнять? А теперь ребята давайте попробуем пересказать содержание мультфильма. |
Да! Потому что время в пустую тратили. В заборе вокруг стройки. Старики воспользовались их ленью. Перевели стрелки часов в лесу. Нужно хорошо учиться, быть трудолюбивым и прилежным. |
7.Домашнее задание |
Ребята дома Вам нужно составить пересказ сказки Е. Шварца "Сказка о потерянном времени". До свидания. Удачного Вам дня. |
Дети записываю домашнее задание. |