Краткая характеристика Объединенной Республики Танзания
Полное наименование Объединенная Республика Танзания, Jamhuri ya Muungano wa Tanzania. Государство Танзания расположено на восточном побережье Африки, территория страны находится в субэкваториальном климатическом поясе, имеет выход к морю. Танзания относится к странам третьего мира, образовавшимся в результате распада западной колониальной системы, является независимым государством с 1961 года (с 1964 включает острова Занзибар и Пемба). В настоящее время Танзания входит в Восточноафриканское сообщество.
По данным Всемирного Банка Танзания занимает 77 место в мире по размеру ВВП (150 млрд. долл. по паритету покупательной способности), и 156 место в мире по ВВП на душу населения (2787 долл. по паритету покупательной способности) [1], являясь, таким образом, весьма бедной страной. Танзания – это одна из самых экономически отсталых стран мира, ее национальное хозяйство носит ярко выраженный аграрно-сырьевой характер, подавляющая часть экономически активного населения связана с отсталыми формами земледелия и скотоводства, значительную долю промышленности составляют предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.
Экономический потенциал страны значителен: запасы разнообразных полезных ископаемых, гидро-энергетические ресурсы, изобилие рыбы и морепродуктов, благоприятные климатические условия. Однако реальное состояние танзанийской экономики отражает низкий уровень экономического развития, низкий уровень жизни, проблемы обеспечения достойных условий жизни для населения.
В таблице представлены основные показатели Объединенной Республики Танзания (динамика ВВП, ВВП на душу населения, объем экспорта и импорта приведены в текущих ценах).
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Прирост, % |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ВВП, млрд. долл. (current US$) |
31,4 |
33,9 |
39,1 |
44,3 |
48,2 |
45,6 |
47,4 |
33,76 |
ВВП на душу населения, долл. (current US$) |
701,6 |
733,4 |
820,2 |
901,7 |
950,4 |
872,3 |
879,2 |
20,20 |
Население, млн. чел. |
46,1 |
47,57 |
49,1 |
50,6 |
52,2 |
53,9 |
55,6 |
17,09 |
Экспорт товаров и услуг, млрд. долл. (current US$) |
5,9 |
7,0 |
8,3 |
7,8 |
9,4 |
9,9 |
8,3 |
28,92 |
Импорт товаров и услуг, млрд. долл. (current US$) |
9,1 |
12,2 |
12,9 |
13,8 |
14,4 |
12,0 |
9,1 |
0 |
Источник: Аналитические данные Всемирного банка [1]
За последние 7 лет в Танзании численность населения выросла почти на 17%, почти на 34% вырос ВВП, при этом ВВП на душу населения вырос только на 20%. Основу экономики составляет сельское хозяйство и торговля, отрасли промышленности недостаточно развиты. Контуры современной экономической системы Танзании обусловлены колониальным периодом, когда германские и английские власти не ставили задачу развития в стране комплексного хозяйства, а ориентировались на вывоз сырья из Танзании. К началу 1960-х годов в Танзании действовало около 1700 плантаций, принадлежавших иностранцам, занимающихся выращиванием сизаля, чая, пиретрума, кофе, табака, сахарного тростника. Промышленность была сосредоточена в сфере горнодобычи. Частично был сформирован комплекс обрабатывающей промышленности, призванный обеспечивать потребности колониальных властей и иностранных компаний. Экономика была ориентирована на вывоз ресурсов в метрополию. Результатом была полная зависимость экономики от внешнего рынка, в условиях колониальной администрации полностью исключалась возможность самостоятельного развития страны.
После обретения независимости от английских властей с 1961 года в экономике Танзании происходили положительные изменения, в частности смягчились диспропорции ее отраслевой и территориальной структуры, вырос объем сельскохозяйственного производства, продовольствия и промышленных товаров. В период 1970-1990 гг. основой развития Танзании являлось сельское хозяйство, благодаря высоким ценам на танзанийскую экспортную продукцию и курсу на строительство уджамаа (африканской концепции социализма и коммунизма). Однако, уровень развития производства по-прежнему оставался низким, а темпы роста недостаточно высокими.
Характерные черты современной экономики Танзании: большая доля бедного населения, большой внешний долг и зависимость от иностранной помощи. Экономический рост достигался в основном за счет развития сферы услуг, преимущественно транспорта и туризма.
На диаграмме приведена отраслевая структура ВВП Танзании.
Отраслевая структура ВВП Танзании
Несмотря на значительную роль сельского хозяйства в экономике, его развитие в Танзании ограничено небольшой площадью земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, что обусловлено рельефом, климатическими условиями и отсутствием развитой агрономии. В промышленности доминируют предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, предприятия пищевой промышленности, добывающей промышленности и легкой промышленности.
Хотя Танзания обладает значительными запасами природных ресурсов, включая золото, уголь, алмазы, железную руду, газ, никель и др., доля ренты от их использования в ВВП Танзании крайне мала – в 2016 году данный показатель равнялся 7,24% (в 2015 году – 6,9%) [1].
В секторе услуг доминирует транспорт и туризм, также развиваются отрасли, связанные с телекоммуникациями.
В силу своего географического положения Танзания является связующим звеном между азиатскими странами (в первую очередь, Индия, Китай), арабскими странами на западном побережье Индийского океана и странами Центрально-Африканского региона, Восточной Африки, Южной Африки, которые не имеют выхода к морю, а также выступает в роли транзитного пункта для морских перевозок вдоль восточного побережья Африки. Данный факт обуславливает значительную долю транспортных услуг во внешней торговле Танзании. Внутренняя транспортная система Танзании обеспечивает также транзит пассажиров и грузов для Бурунди, Малави, Руанды, Уганды, Замбии. В колониальный период транспортная сеть формировалась в виде двух основных железнодорожных магистралей, ведущих к океаническим портам, через который осуществлялся вывоз ресурсов. На большей части территории до сих пор отсутствует современная транспортная сеть, несмотря на правительственные усилия последних 50 лет по развитию транспорта. В стране действует две независимые железнодорожные системы: ТРК (связывает Танзанию и Кению) и ТАНЗАМ (связывает танзанийский порт Дар-эс-Салам со столицей Замбии Лусакой). 90% грузооборота морских портов Танзании приходится на Дар-эс-Салам, благодаря которому Танзания является транзитером для ряда африканских стран. В Танзании функционирует нефтепровод и газопровод из Дар-эс-Салама в Замбию.
Туризм имеет огромный потенциал для сферы услуг в Танзании, в которой расположены более 80 национальных парков (Серенгети, Нгоронгоро, Килиманджаро, Аруша, Микуми) и заповедников, озеро Виктория, озеро Танганьика, археологические достопримечательности, а также имеются богатые возможности для пляжного отдыха (Занзибар, побережье рядом с Дар-эс-Саламом, о. Мафия, о. Пембе) с благоприятным климатом для отдыха почти круглый год.
Телекоммуникационная отрасль развивается в рамках телефонной и сотовой связи, Интернет-технологий, однако остается слабо развитой и ее вклад в ВВП страны относительно невысок.
За период с 2010 по 2016 год экспорт Танзании вырос на 28,92%, основу экспорта составляет золото, кофе, кешью, чай, хлопок, бананы, фрукты. Наиболее крупными покупателями являются Индия, Китай, ОАЭ, Япония, Индонезия, Вьетнам.
За тот же период объем импорта Танзании не изменился (однако до 2014 года наблюдался его рост), основу импорта составляет промышленная продукция, топливо, пластик, текстиль, товары народного потребления. Среди поставщиков доминируют Китай, Индия, ЮАР, Япония, Кения, ОАЭ, Иран.
Импорт в Танзанию превышает ее экспорт на протяжении всего периода с 2010 по 2016 год. Однако по состоянию на 2016 год соотношение импорт экспорт улучшилось: 1,54 в 2010 году против 1,09 в 2016 году.
В период 1961–2016 гг. существенно изменилась география внешней торговли Танзании. По состоянию на конец периода колониальной зависимости английское направление являлось мажоритарным, при этом превалировал экспорт ресурсов, сырья и товаров низкой степени обработки. В современных условиях, номенклатура экспорта существенно диверсифицирована, однако отрицательное сальдо внешнеторгового баланса наблюдается нивелирует положительный эффект диверсификации экспорта.
Вместе с тем, в Танзании сохраняется полуколониальная структура экономики, несмотря на все произошедшие изменения, включая снижение удельного веса сельского хозяйства, развитие промышленности и сферы услуг. В результате того, что ни один из современных типов экономических систем не стал определяющим для Танзании, она не смогла преодолеть колониальный тип отраслевой и территориальной структуры экономики, как следствие, наличие разнородных хозяйственных структур в отдельных отраслях обуславливает отсутствие единого хозяйственного комплекса.
Колониальный тип отраслевой структуры хозяйства отличается преобладанием малотоварного, потребительского сельского хозяйства, добывающей промышленности, но слабым развитием обрабатывающей промышленности и отставанием низким уровнем транспортной системы [2].
Деформация распределения и использования национальных ресурсов обуславливает сохранение отсталости экономики Танзании, что усугубляется крайне низким уровнем ее материально-технической базы, в том числе в плане механизации отдельных отраслей и энерговооруженности предприятий.
На этом фоне рост сферы услуг выступает значимым фактором развития национальной экономики Танзании. Во внешнеэкономической деятельности международная торговля услугами также имеет значимую долю, выступая фактором развития национальной экономики.
Динамика международной торговли услугами в Танзании
В таблице приведена динамика и структура международной торговли услугами в Танзании (динамика экспорта и импорта услуг приведены в текущих ценах).
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Изм., абс. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Экспорт | |||||||
Экспорт услуг, млрд. долл. (current US$) |
2,00 |
2,26 |
2,75 |
3,17 |
3,38 |
3,71 |
1,71 |
IT, коммуникации и прочие услуги, % |
12,8 |
13,9 |
12,7 |
13 |
12 |
10,6 |
-2,2 |
Финансовые и страховые услуги, % |
1,8 |
1,5 |
1,8 |
2 |
1,8 |
1,6 |
-0,2 |
Транспортные услуги, % |
22,6 |
24,6 |
23,3 |
25,6 |
26,7 |
27,7 |
5,1 |
Туризм, % |
62,7 |
60,0 |
62,2 |
59,3 |
59,5 |
60,1 |
-2,6 |
Импорт | |||||||
Импорт услуг, млрд. долл. (current US$) |
1,84 |
2,16 |
2,31 |
2,46 |
2,60 |
2,62 |
0,78 |
IT, коммуникации и прочие услуги, % |
11,5 |
9,4 |
9,4 |
8,4 |
10,9 |
10,1 |
-1,4 |
Финансовые и страховые услуги, % |
3,9 |
3,6 |
3,4 |
2,4 |
2 |
2,1 |
-1,8 |
Транспортные услуги, % |
39,5 |
45,3 |
45,3 |
46,7 |
44,7 |
41,6 |
2,1 |
Туризм, % |
45,1 |
41,7 |
41,9 |
42,5 |
42,4 |
46,3 |
1,2 |
Источник: Аналитические данные Всемирного банка [1]
Экспорт услуг в 2015 году составил 3,71 млрд. долл., увеличившись с 2010 года на 1,71 млрд. долл., прирост составил 46,1%, тогда как импорт услуг в 2015 году составил 2,62 млрд. долл., увеличившись с 2010 года на 0,78 млрд. долл., прирост составил 29,8%. На протяжении анализируемого периода сохраняется положительный баланс внешней торговли услугами, соотношение импорт экспорт услуг по состоянию на 2015 года улучшилось: 0,92 в 2010 году против 0,71 в 2015 году. Отраслевая структура экспорта услуг Танзании представлена на диаграмме.
Отраслевая структура экспорта услуг Танзании
В структуре экспорта услуг доминирует туризм, занимая 60,1%, чуть менее трети приходится на транспортные услуги, доля которых составила 27,7% в структуре экспорта услуг. При этом доля туризма немного снизалась за анализируемый период, сократившись на 2,6%, тогда как доля транспортных услуг выросла на 5,1%. Также сократилась доля IT, телекоммуникационных услуг, на финансовые и страховые услуги приходится крайне небольшая доля в структуре экспорта услуг. Такая динамика структуры экспорта услуг Танзании обусловлена увеличением объемов морских, железнодорожных и автомобильных перевозок, что связано с ростом грузопотока через главный порт Дар-эс-Салам. Танзания оказывает значительный объем транспортных услуг соседним странам, не имеющим выхода к морю. Железнодорожные перевозки увеличиваются преимущественно по южному направлению, в первую очередь, в Замбию и из Замбии.
На диаграмме представлена отраслевая структура импорта услуг Танзании.
Отраслевая структура импорта услуг Танзании
В структуре импорта услуг почти равные доли занимают туризм и транспортные услуги, 46,3% и 41,6% соответственно. При этом за анализируемый период их доля выросла на 1,2% для туризма и на 2,1% для транспортных услуг, на фоне снижения доли IT, телекоммуникационных услуг, финансовых и страховых услуг. Динамика структуры импорта услуг Танзании обусловлена потребностями страны в поставках различной продукции из-за рубежа, что и определяет высокую долю импорта транспортных услуг. Импорт туристических услуг имеет значительную долю за счет того, что резиденты Танзании совершают большое количество контактов с близлежащими странами, в том числе в рамках делового и образовательного туризма.
В 2015 году на долю экспорта услуг приходилось 37,5% всего объема экспорта Танзании и 8,14% ВВП Танзании, на долю импорта услуг – 21,8% всего объема импорта Танзании и 5,75% ВВП Танзании. При этом, учитывая их очень малый объем в абсолютном выражении, можно говорить о наличии серьезных проблем в данной сфере.
Проблемы международной торговли услугами в Танзании
Актуальные проблемы международной торговли услугами Танзании определяются предшествующим периодом ее развития, в ходе которого сформировалась современная структура ее национальной экономики. Характер внешней торговли услугами Танзании определяется ее историческим развитием, колониальным прошлым, структурными диспропорциями в экономике, развитии отдельных регионов, неразвитой структурой промышленности, низким уровнем развития энергетики. Кроме того, на состояние экспорта и импорта услуг влияют объективные ограничения природно-климатического, регионального, состояние промышленности, энергетики.
Фундаментальные проблемы внешней торговли услугами Танзании включают в себя следующие:
- Танзания относительно недавно была колониальной территорией, ее отставание от других стран в технологическом развитии промышленных отраслей, энергетики обусловлено историческим периодом колонии, в результате отставание материального производства замедляет развитие и сферы услуг, что снижает возможности танзанийских услуг (туризма и транспорта) конкурировать на международном рынке;
- Танзания имеет существенные диспропорции в развитии прибрежных регионов, особенно Дар-эс-Салама, где расположен порт и большая часть промышленных производств, и внутренними территориями, где многие населенные пункты не имеют электричества, в совокупности, это затрудняет рост сферы услуг за пределами экономической территории Дар-эс-Салама (исключение составляют национальные парки с огромным туристическим потенциалом);
- Танзании свойственна проблема развития сельского хозяйства, что обусловлено малым количеством приходных земель, эрозией почв, что ограничивает увеличение производства продовольствия, в результате, правительство, решая данную фундаментальную проблему, не может выделять ресурсы для развития сферы услуг, которые могли бы увеличивать объемы экспорта.
В совокупности, фундаментальные проблемы существенно затрудняют развитие сферы услуг, так как материальное производство, являясь базовым фактором роста сферы услуг, находится в неудовлетворительном состоянии. Танзания существенно ограничена в возможностях экспорта услуг, что определяется тем, что страна так и не смогла изменить колониальный тип отраслевой и территориальной структуры экономики. При этом, импортируя промышленную продукцию, Танзания сохраняет отрицательный внешнеторговый баланс.
Системные проблемы внешней торговли услугами в Танзании включают в себя следующие:
- Танзания характеризуется преобладанием производств низкой степени обработки, что обуславливает невозможность оказания услуг на международном уровне;
- Танзания является энергодефицитной страной, что затрудняет развитие любых отраслей промышленности, в том числе в сфере услуг;
- Танзания имеет ярко выраженные диспропорции в структуре экспорта услуг, в котором преобладает туризм (при этом услуги отличаются низким уровнем качества и достаточно высокой стоимостью, а туристическая инфраструктура является крайне слабо развитой) и транспортные услуги (с учетом низкого технологического уровня также не отличающиеся качеством).
Таким образом, Танзания не обладает возможностями для реализации комплексного экспортоориентированного или импортоориентированного подхода к внешнеторговой деятельности. Такая ситуация характера для многих стран Африки, которые формально освободились от колониального гнёта, но продолжают оставаться зависимыми в плане развития собственных национальных экономик. Также следует отметить, что после распада колониальной системы и образования около сотни новых суверенных государств, на смену колониализму пришел неоколониализм, в достаточной степени затронувший и Танзанию.
Неоколониализм представляет собой систему разнообразных форм и методов, используемых развитыми капиталистическими странами для удержания освобожденных стран в подчиненном зависимом положении [3].
На Танзанию наиболее существенное влияние оказали соглашения, которые ограничили ее экономический суверенитет, в том числе через программы кредитования МФВ и Всемирного Банка. В результате, Танзания почти 20 лет находится в зависимости от финансовой помощи, что обусловило рост внешней задолженности, а также использование против экономики Танзании технико-экономических и финансовых рычагов неоколониального воздействия.
Вместе с тем, Танзания выгодно отличается наличием возможностей использования внешней торговли услугами для развития национальной экономики, так как, несмотря на существующие проблемы, обладает для этого значительным потенциалом.
Перспективы использования международной торговли услугами для развития экономики Танзании
Танзания до сих пор не смогла преодолеть колониальный тип отраслевой и территориальной структуры экономики, устранив негативные последствия периода зависимости от Англии и Германии, поэтому развитие международной торговли в целом зависит от модернизации национальной экономической системы. Вместе с тем, внешнеторговая деятельность в плане экспорта и импорта услуг не находится в такой зависимости от особенностей колониального типа отраслевой и территориальной структуры экономики, поэтому Танзания обладает определенными перспективами в развитии национальной экономики за счет международной торговли услугами.
В этом контексте главной проблемой выступает сохраняющийся колониальный тип транспортной системы: железные дороги были ориентированы, прежде всего, на организацию транспортировки добытого сырья и ресурсов от районов добычи к порту Дар-эс-Салама, а ряд регионов до сих пор не охвачен современными транспортными коммуникациями. Однако Танзания имеет относительно развитый морской транспорт благодаря наличию крупного порта, что является фактором развития внешнеторговой деятельности в плане транспортных услуг. Также постепенно развивается автомобильный транспорт.
С учетом результатов оценки динамики и структуры экспорта и импорта услуг, а также имеющихся актуальных проблем международной торговли услугами, можно определить перспективы использования международной торговли услугами для развития национальной экономики Танзании:
- Модернизация и совершенствование туристической инфраструктуры, которая должна полностью обеспечивать потребности туристов, что позволит Танзании эффективно конкурировать на мировом туристическом рынке, так как на данный момент Танзания не является достаточно популярной туристической дестинацией. Это позволит увеличить возможности экспорта туристических услуг, которые занимают в данный момент почти две трети всего экспорта услуг, расширив, тем самым, перечень туристических услуг, реализуемых на внешнем рынке. Приоритетными направлениями для экспорта туристических услуг выступают ЮАР, Китай, Россия, европейские страны.
- Интенсификация развития транспортной инфраструктуры позволит создать более выгодные условия для роста экспорта транспортных услуг и снизить потребность в их импорте. Также это позволит экспортировать транспортные услуги с более высокой стоимостью, что увеличит объем экспорта в абсолютном выражении.
- Необходимо сокращать импорт услуг, которые возможно приобрести внутри страны, в частности, по направлениям, связанным с транспортировкой грузов.
- На уровне международных отношений Танзании необходимо неукоснительно следовать политики ухода от неоколониальной зависимости, настойчиво перестраивать систему своих отношений с западными странами, пересмотреть свое место в международном разделении труда, которое определяется ее периодом колониальной зависимости, выступая, таким образом, за равноправный подход и взаимовыгодное сотрудничество в рамках международной торговли в целом и международной торговли услугами в частности.
Таким образом, для Танзании стратегическим направлением использования международной торговли услугами для развития собственной национальной экономики является ускорение развитие приоритетных сфер услуг, направляемых на экспорт – туризм и транспортные услуги, что возможно с учетом использования имеющихся возможностей для повышения уровня экспортируемых услуг при одновременном сохранении выгод от их экспорта в виде инвестиций в развитие данных отраслей экономики.
Проблемы международной торговли услугами Танзании, характерны для большинства развивающихся стран третьего мира, которые имеют общее колониальное прошлое, которое и обуславливает существующие проблемы. Интеграция в мировую экономику стран, которые ранее в ней мало участвовали в силу своего колониального статуса, затрудняется последствиями колониального периода или сохранением колониального типа отраслевой и территориальной структуры национальной экономической системы. Следствием этого являются сложности процесса развития международной торговли, что равно справедливо и для международной торговли услугами. Для Танзании и других развивающихся стран третьего мира использование внешней торговли услугами выступает возможным фактором процесса развития национальной экономики, которое, хотя и сталкивается со значительными трудностями, но, вместе с тем, оно все же идет.
Выводы
Проблемы и перспективы развития международной торговли услугами в Танзании обусловлены историческим генезисом ее экономики, объективной необходимостью ухода от колониального типа отраслевой структуры экономики. В этой связи Танзании следует использовать имеющиеся у нее возможности для увеличения объемов экспорта услуг в рамках внешнеторговой деятельности, добиваясь положительных результатов, в том числе, в динамике общего внешнеторгового баланса. В условиях, в которых функционирует национальная экономика Танзании, объективным фактором ее развития выступает повышение объемов международной торговли услугами, используя для этого свое выгодное географическое положение, климатические условия и развивая транспортную и туристическую инфраструктуру.
Учитывая сложившиеся социально-экономические условия в Танзании и динамику экспорта и импорта услуг, можно объективно судить о том, что ключевым вектором развития внешней торговли услугами является использование имеющихся внутренних возможностей и ресурсов, которыми располагает страна. Этого будет достаточно для стимулирования интенсивного роста национальной экономики за счет фактора роста объемов торговли услугами в рамках внешнеторговой деятельности.
Реализация перспектив, которыми обладает Танзания для использования международной торговли услугами для развития национальной экономики, позволит качественно улучшить внешнеторговую деятельность страны, упрочит ее положение на международном рынке туризма и транспортных услуг, в особенности в рамках ее региона. В результате Танзания сможет занять положение равноправного участника системы международной торговли услугами.
Литература
- Аналитические данные Всемирного банка // URL: http://databank.worldbank.org/data/databases.aspx
- Кузнецова Г.В. Международная торговля товарами и услугами. – М.: Юрайт, 2017.
- Мировая экономика и международные экономические отношения. / под ред. Л.С. Шаховской. – М.: Кнорус, 2017.
- Шимко П.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Юрайт, 2017.
- Шлёнская С.М. Объединенная Республика Танзания. – М.: Институт Африки РАН, 2014.