Среди нестандартных и альтернативных педагогических методик вальдорфская педагогика является одной из самых интересных. Вальдорфская педагогика имеет столетнюю историю. Её сложно назвать новым модным веянием. Как любая альтернативная методика, она имеет сторонников и противников, плюсы и минусы.
История вальдорфской педагогики
В настоящее время во всем мире успешно функционируют около тысячи школ, которые используют принципы и методы вальфдорской педагогики.
Прежде чем обратиться к особенностям вальдорфской педагогики, следует изучить историю её появления. Создателем вальдорфской педагогики считается австро-венгр Рудольф Штайнер.
Биография Рудольфа Штайнера
Рудольф Штайнер родился в 1861 году в семье железнодорожника. После училища, он поступил в Венскую высшую техническую школу, где изучал математику и естественные науки. Будучи человеком разносторонним Штайнер с интересом посещал лекции по литературе, философии. Химии и медицине.
Большой интерес для Рудольфа Штайнера всегда представляли педагогические труды. Он увлеченно знакомился с педагогическими исследованиями, анализировал педагогический опыт. После окончания высшей школы он получает степень доктора в Ростокинском университете. На основе полученных знаний и опыта, Рудольф Штайнер в 1894 году создал свой основополагающий труд "Философия свободы". Переехав в Берлин, он увлеченно читает лекции в различных университетах, сотрудничает с видными научными журналами, работает над книгами.
Рудольф Штайнер. 1905 год.
Философские воззрения Рудольфа Штайнера менялись от теософии к антропософии. Устав от догм теософии, попыток её гуманизировать и примирить со сверхъестественными проявлениями в мире, он покидает теософскую школу навсегда. В 1912 году Штайнер основал антропософское общество.
"Антропос" в переводе с греческого – "человек", а слово "софия" – "мудрость". Антропософия расшифровывается как "мудрость о человеке", являющая целостную естественнонаучную концепцию мироздания, изучающую взаимосвязь между материей и духом [1].
Для Оксфордского словаря Рудольф Штайнер лично дал толкование антропософии: "Антропософия – это познание, осуществляемое в человеке его высшим Я."[1]
На основе антропософии в дальнейшем была разработана вальдорфская педагогика. Она строится на ключевых тезисах эссе, написанного Рудольфом Штайнером в 1909 году. Эссе называлось "Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки" и включало в себя описание основных стадий развития ребенка.
Умер философ в 1925 году. Критика со стороны националистов и усиливающееся давление на евреев сильно подкосили его здоровье. Свою последнюю лекцию Штайнер прочитал в сентябре 1924 года. В последние месяцы жизни он продолжал работать над своей автобиографией.
Развитие вальдорфской педагогики в мире
Популярность вальдорфской педагогики в мире обеспечивается тем, что в её рамках оценки запрещены. В процессе обучения задействованы все аспекты жизнедеятельности ребенка: духовные и материальные.
Первые вальдорфские детский сад и школа появились в 1919 году в Штутгарте. Названием учебные заведения обязаны фирме "Вальдорф-Астория", которая их финансировала [2]. В дальнейшем детские сады и школы, базирующиеся на тезисах вальдорфской педагогики, стали появляться повсеместно. Вальдорфское образование сегодня составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем, так как практикуется примерно в 60 странах мира, более чем в 950 школах, 1400 детских садах.
В Россию вальдорфская педагогика пришла с развалом СССР и модой на все западное, в том числе и образование. Первое вальдорфское образование в России появилось в 1992 году.
Вальдорфское образование в России отличается от изначальной задумки Штайнера: если изначально вальдорфская школа была создана для детей рабочих, социальных низов, то в России основателями вальдорфских детских садов, школ стали обеспеченные родители с высшим образованием, ответственно относящиеся к воспитанию и обучению своих детей.
Принципы вальдорфской педагогики
Прежде чем ругать или хвалить вальдорфскую педагогику рассмотрим её принципы. Именно они делают ее такой, какая она есть, и соотносятся с целью вальдорфского образования.
Цель вальдорфской методики состоит в воспитании свободных, творчески мыслящих людей в соответствии с человеческой природой.
Принципы вальдорфской педагогики
Из представленной выше совокупности принципов вальдорфской педагогики можно выделить один ключевой принцип: уважение к личности ребенка, его желаниям и потребностям.
Плюсы и минусы вальдорфского образования
Каждый родитель, прежде чем отдавать своего ребенка вальдорфский детский сад и школу, должен решить для себя:
- что он хочет от детского сада и школы;
- что он хочет от ребенка;
- насколько он готов придерживаться принципов вальдорфской школы.
К числу плюсов вальдорфского воспитания относят:
- упор на творческое развитие личности;
- отказ от готовых и использование только самодельных игрушек;
- реализация личностного потенциала ребенка на уровне подсознания;
- обращение к духовной стороне жизни и умению нестандартно мыслить.
Плюсы вальдорфской педагогики
Как любое альтернативное направление в образовании, вальдорфская педагогика имеет определенные минусы, которые во многом зависят от восприятия родителями будущего своего ребенка. Так, например, запрет на использование готовых игрушек и гаджетов для кого-то весомый плюс, а для кого-то минус, так как без новомодных планшетов и телефонов ребенок отстанет от уровня развития информационных технологий, не сможет ориентироваться в потоках информации, инноваций и научных тенденций. При этом можно однозначно утверждать, что вальдорфское образование объективно не подойдет ребятам с математическим складом ума. Получившие такое образование дети не смогут потом овладеть технической специальностью в силу сформированного гуманитарного склада ума.
К очевидным минусам вальдорфской педагогики относят:
- Сходство с религиозной организацией, так как имеет место духовное наставничество;
- Отказ от готовых развивающих игрушек;
- Концентрация только на творческой стороне личности.
В любом случае, прежде чем отправлять ребенка в детский сад или школу, где используют альтернативные методики, лучше посоветоваться со специалистом, оценить насколько раскроется потенциал ребенка в условиях того или иного вида образования.
Литература
- Циркова Т.С. Философско – педагогические основания западноевропейских авторских школ начала ХХ века // Теоретические и практические аспекты развития музыкально-эстетического образования. Сборник статей. Научный редактор О.В. Грибкова. Москва, 2017 – Издательство: Издательство "Перо" (Москва)
- Вальдорфская педагогика // http://mamochki-detishki.ru/valdorfskaya-pedagogika-v-shkolax-i-detskix-sadax/