Виды организационных структур

Типы и виды организационных структур предприятия.
Рубрика: Менеджмент
Автор: Андрей Нестеров ✔ 16.03.2018

Нестеров А.К. Виды организационных структур // Энциклопедия Нестеровых


Типы организационных структур

Виды организационных структур

Основные подходы к классификации организационных структур управления опираются на 5 признаков:

  1. Департаментализация
  2. Бюрократия
  3. Конфигурация
  4. Формализацию
  5. Взаимодействие
Типы организационных структур

Признак классификации

Виды организационных структур

1.

Департаментализация

По функциям – функциональная структура.

По результату – дивизиональные структуры по продукту, по потребителю, по географическому признаку, по рынку.

По линиям управленческого воздействия – линейная структура.

2.

Бюрократия

Механистические структуры управления – во главу угла ставится иерархия в организации.

Органические структуры управления – главная особенность повышенный уровень адаптации к изменениям условий хозяйствования.

Данные типы организационных структур различаются зависимости от способа взаимодействия с внешней средой

3.

Конфигурация

Выделение типов организационных структур в зависимости от сочетания внутренних и внешних факторов организации:

- открытые системы;

- закрытые системы;

- смешанные структуры.

Большинство типов организационных структур относится к смешанным.

4.

Формализация

Типы организационных структур выделяются как модели подвижных форм и соответствующих им структур:

- программно-целевые структуры;

- проектные структуры;

- регламентированные структуры.

5.

Взаимодействие

Типы организационных структур выделяются по характеру взаимодействия подразделений:

- традиционные: линейные, функциональные, линейно-функциональные;

- дивизиональные: по продукту, потребителю, по рынку;

- матричные: инновационная и бесструктурная;

- проектные и программно-целевые;

- сетевые.

По характеру взаимодействия с человеком все типы организационных структур разделяются на две категории:

- корпоративные;

- индивидуалистские.

Наиболее распространенным признаком классификации является бюрократия.

Механистические организационные структуры обладают следующими чертами:

  • малая подвижность;
  • стабильность;
  • высокий уровень планирования и контроля;
  • централизация управления;
  • повышенная жесткость внутриорганизационных связей;
  • жесткая иерархия пирамиды управления.
Механистические структуры управления работают как отлаженный механизм, не допускающий отклонений.

Органические организационные структуры обладают следующими чертами:

  • быстрая реакция на изменения внешней среды;
  • проще внедрение новых производственных технологий;
  • децентрализация управления;
  • повышенная гибкость и подверженность изменениям;
  • органические структуры могут временно создаваться внутри механистических для решения отдельных проблем управления;
  • более востребованы в инновационных предприятиях;
  • в органических структурах отсутствуют объективные критерии эффективности управления;
  • чем больше в таких структурах внутренних связей, тем ниже эффективность функционирования организационной структуры предприятия.

Виды организационных структур

Линейная оргсруктура - исторически первый и самый простой вид организационной структуры, в которой руководитель берет на себя все функции по управлению.

В линейной структуре преобладает линейная форма связей. Сущность данной структуры состоит в том, что во главе каждого коллектива стоит один руководитель, который подотчетен вышестоящему руководителю.

линейная структура управления

Линейная организационная структура

Достоинствами линейного типа управления являются установление четких и простых взаимосвязей между подразделениями, получение подчиненными непротиворечивых распоряжений, полная ответственность каждого руководителя за результаты работы, обеспечение распорядительства сверху донизу. К недостаткам данного типа относится то, что для руководства организацией руководитель должен быть компетентен во всех областях управления, что приводит к перегрузке руководителей.

Линейный вид организационной структуры используют небольшие фирмы с однородной и/или несложной технологией.

В функциональном типе организационной структуры преобладает функциональная форма связей, которая характеризуется выделением специалистов и подразделений, хорошо знающих конкретные области производства и управления и принимающих в этих областях решения.

Функциональная организационная структура

Функциональная организационная структура

К достоинствам функциональной структуры относится: повышение компетентности руководства вследствие привлечения квалифицированных специалистов по отдельным областям управления и повышение гибкости структуры. К недостаткам данной структуры управления относится то, что она эффективно применяется в организациях, где существует достаточно четкое разграничение прав и ответственности руководителей и данная форма связи нарушает единство распорядительства, так как исполнитель может получать указания от нескольких функциональных руководителей. Если сравнивать достоинства и недостатки линейной и функциональной структур, то можно сделать вывод, что эти виды организационных структур являются антиподами, т.е. достоинства одной структуры являются недостатками другой.

Наиболее распространенной структурой управления является линейно-функциональная оргструктура, основанная на сочетании линейных и функциональных связей в организации. Данный вид организационной структуры в настоящее время является основным базовым типом управленческих структур. Он обеспечивает сочетание выполнения узкоспециализированных функций (функциональное руководство) и строгую вертикальную подчиненность и отчетность (линейное руководство).

линейно функциональная структура управления

Линейно-функциональная организационная структура

Преимуществом линейно-функциональной организационной структуры является обеспечение экономии на управленческих расходах, что оказывается высокоэффективным достоинством для крупных предприятий, работающих в стабильных условиях и выпускающих однородную продукцию в больших количествах. Недостатком линейно-функциональной организационной структуры является их низкая эффективность при диверсификации продуктового ассортимента или территориального расширения организации.

Линейно-функциональный вид организационной структуры хорошо зарекомендовал себя на практике, поэтому она положена в основу типовых форм управления. Такая структура в максимальной степени приспособлена к управлению предприятием в относительно стабильных условиях.

Линейно-функциональная структура компании характерна для небольших и средних предприятий, а также фирм, занимающихся одним видом бизнеса. При таком построении в компании одновременно существуют два вида отделов:

  1. Штабные подразделения - выполняют общие функции в масштабе управления всем предприятием. Это бухгалтерия, отдел кадров, юридическая служба и т.д.
  2. Производственные звенья - занимаются созданием продукта (снабжение, производство, продажи) или добавлением к продукту дополнительной ценности (сервисные службы).

Линейно-штабной вид организационной структуры отличается наличием специально созданных при линейных руководителях штабных подразделений, которые предназначены для выполнения отдельных функций управления. Обычно они занимаются планированием и контролем, чаще всего в качестве штабных подразделений в оргструктуре предприятия выступают финансовая служба и плановый отдел.

линейно штабная структура управления

Линейно-штабная организационная структура

Особенности данного вида организационных структур:

  • штабные подразделения напрямую подчиняются линейному руководителю;
  • штабные подразделения не имеют права принятия решений;
  • штабным подразделениям делегируются только определенные обязанности, а не права линейного руководителя;
  • основное назначение штабных подразделений – помощь линейным руководителям.

При дивизиональной структуре управления полномочия по руководству производством и сбытом определенного продукта передаются одному руководителю, ответственному за данный вид продукции. Основными видами дивизиональных организационных структур являются:

  1. Дивизиональная продуктовая организационная структура – следствие производственной департаментализации;
  2. Дивизиональная региональная организационная структура – следствие территориальной департаментализации;
  3. Дивизиональная структура, ориентированная на потребителя – следствие сбытовой департаментализации.

Дивизиональные структуры управления обычно имеют холдинги.

дивизиональная продуктовая структура управления

Дивизиональная продуктовая организационная структура

дивизиональная территориальная структура управления

Дивизиональная территориальная организационная структура

Дивизиональная структура, ориентированная на потребителя

Дивизиональная структура, ориентированная на потребителя

Организации с дивизиональной структурой способны быстрее и более гибко реагировать на изменения условий конкуренции. Недостатком дивизиональных структур является увеличение управленческих затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции, регионов, а также замедленность решения перспективных управленческих задач.

В матричном виде организационной структуры в организации существует двойное подчинение работников руководителю проекта или программы и функциональному руководителю того подразделения, в котором они работают постоянно.

Матричная структура управления

Матричная проектная организационная структура

Преимущество матричных структур в большой гибкости и динамичности, оперативности реагирования на изменения внешней среды, децентрализации и творческом подходе, а также инновационной ориентации деятельности. Недостаток заключается в необходимости привлечения к работе значительного количества профессионалов высокого уровня квалификации, чтобы решать различные задачи в рамках нескольких проектов, а также необходимости постоянного определения приоритетности проектов, что повышает конфликтность между проектными руководителями. Частично это преодолевается через административное и формализованное установление сроков для каждого проекта, что регламентирует деятельность всех групп внутри матричной структуры.

Применение типов организационных структур

Тип применяемой структуры управления зависит от размеров производства и сбыта – малые предприятия используют линейный или функциональный вид структуры, средние и большие предприятия со стабильным производством – линейно-функциональный вид или дивизиональный тип структуры.

Отличительными особенностями различных типов организационных структур являются:

  • простая структура и машинная бюрократия;
  • профессиональная бюрократия дивизиональная форма;
  • адхократия и миссионеры.

Простая структура и машинная бюрократия представляет собой одно большое подразделение, во главе которого стоят один или несколько руководителей высшего звена. Это гибкие, быстро перестраивающиеся организации. Со временем они становятся более бюрократичными, аппарат управления с ростом организации становится более разветвленным. Все управление организацией держится на личном контроле директора. Машинная бюрократия появилась, когда работа стала стандартизированной, необходимы специалисты, разрабатывающие стандарты на различные виды работ и осуществляющие контроль за их исполнением;

Профессиональная бюрократия и дивизиональная форма предусматривает стандартизацию умений, а не рабочего процесса как в машинной бюрократии. Организации приходится отдавать свою власть в руки профессионалов, что приводит к децентрализации;

Адхократия применяется в организациях, которым необходимо использовать нововведения достаточно быстро. Это органичная структура, которая использует приспособление между высококвалифицированными и узкоквалифицированными экспертами через разветвленные механизмы связи. В конфигурации миссионеры практически отсутствуют жесткие линейные связи. Главный инструмент создания и удержания членов организации это идеологическая обработка и общие убеждения.

Читайте также
Задачи, функции и специфика систем информационно-аналитического обеспечения в сфере образования и новая парадигма.
Стратегия региональной экспансии, принципы, факторы. Дилерские и партнерские сети как инструменты стратегии региональной экспансии.
Как вести переговоры, 5 основных правил и принципов.
Признаки и условия коллективного договора, особенности его реализации в системе социального партнерства и проблемы, которые он решает.
Методы управления персоналом основаны на системе принципов.