Типы организационных структур
Основные подходы к классификации организационных структур управления опираются на 5 признаков:
- Департаментализация
- Бюрократия
- Конфигурация
- Формализацию
- Взаимодействие
№ | Признак классификации | Виды организационных структур |
---|---|---|
1. | Департаментализация | По функциям – функциональная структура. По результату – дивизиональные структуры по продукту, по потребителю, по географическому признаку, по рынку. По линиям управленческого воздействия – линейная структура. |
2. | Бюрократия | Механистические структуры управления – во главу угла ставится иерархия в организации. Органические структуры управления – главная особенность повышенный уровень адаптации к изменениям условий хозяйствования. Данные типы организационных структур различаются зависимости от способа взаимодействия с внешней средой |
3. | Конфигурация | Выделение типов организационных структур в зависимости от сочетания внутренних и внешних факторов организации: - открытые системы; - закрытые системы; - смешанные структуры. Большинство типов организационных структур относится к смешанным. |
4. | Формализация | Типы организационных структур выделяются как модели подвижных форм и соответствующих им структур: - программно-целевые структуры; - проектные структуры; - регламентированные структуры. |
5. | Взаимодействие | Типы организационных структур выделяются по характеру взаимодействия подразделений: - традиционные: линейные, функциональные, линейно-функциональные; - дивизиональные: по продукту, потребителю, по рынку; - матричные: инновационная и бесструктурная; - проектные и программно-целевые; - сетевые. По характеру взаимодействия с человеком все типы организационных структур разделяются на две категории: - корпоративные; - индивидуалистские. |
Наиболее распространенным признаком классификации является бюрократия.
Механистические организационные структуры обладают следующими чертами:
- малая подвижность;
- стабильность;
- высокий уровень планирования и контроля;
- централизация управления;
- повышенная жесткость внутриорганизационных связей;
- жесткая иерархия пирамиды управления.
Механистические структуры управления работают как отлаженный механизм, не допускающий отклонений.
Органические организационные структуры обладают следующими чертами:
- быстрая реакция на изменения внешней среды;
- проще внедрение новых производственных технологий;
- децентрализация управления;
- повышенная гибкость и подверженность изменениям;
- органические структуры могут временно создаваться внутри механистических для решения отдельных проблем управления;
- более востребованы в инновационных предприятиях;
- в органических структурах отсутствуют объективные критерии эффективности управления;
- чем больше в таких структурах внутренних связей, тем ниже эффективность функционирования организационной структуры предприятия.
Виды организационных структур
Линейная оргсруктура - исторически первый и самый простой вид организационной структуры, в которой руководитель берет на себя все функции по управлению.
В линейной структуре преобладает линейная форма связей. Сущность данной структуры состоит в том, что во главе каждого коллектива стоит один руководитель, который подотчетен вышестоящему руководителю.
Линейная организационная структура
Достоинствами линейного типа управления являются установление четких и простых взаимосвязей между подразделениями, получение подчиненными непротиворечивых распоряжений, полная ответственность каждого руководителя за результаты работы, обеспечение распорядительства сверху донизу. К недостаткам данного типа относится то, что для руководства организацией руководитель должен быть компетентен во всех областях управления, что приводит к перегрузке руководителей.
Линейный вид организационной структуры используют небольшие фирмы с однородной и/или несложной технологией.
В функциональном типе организационной структуры преобладает функциональная форма связей, которая характеризуется выделением специалистов и подразделений, хорошо знающих конкретные области производства и управления и принимающих в этих областях решения.
Функциональная организационная структура
К достоинствам функциональной структуры относится: повышение компетентности руководства вследствие привлечения квалифицированных специалистов по отдельным областям управления и повышение гибкости структуры. К недостаткам данной структуры управления относится то, что она эффективно применяется в организациях, где существует достаточно четкое разграничение прав и ответственности руководителей и данная форма связи нарушает единство распорядительства, так как исполнитель может получать указания от нескольких функциональных руководителей. Если сравнивать достоинства и недостатки линейной и функциональной структур, то можно сделать вывод, что эти виды организационных структур являются антиподами, т.е. достоинства одной структуры являются недостатками другой.
Наиболее распространенной структурой управления является линейно-функциональная оргструктура, основанная на сочетании линейных и функциональных связей в организации. Данный вид организационной структуры в настоящее время является основным базовым типом управленческих структур. Он обеспечивает сочетание выполнения узкоспециализированных функций (функциональное руководство) и строгую вертикальную подчиненность и отчетность (линейное руководство).
Линейно-функциональная организационная структура
Преимуществом линейно-функциональной организационной структуры является обеспечение экономии на управленческих расходах, что оказывается высокоэффективным достоинством для крупных предприятий, работающих в стабильных условиях и выпускающих однородную продукцию в больших количествах. Недостатком линейно-функциональной организационной структуры является их низкая эффективность при диверсификации продуктового ассортимента или территориального расширения организации.
Линейно-функциональный вид организационной структуры хорошо зарекомендовал себя на практике, поэтому она положена в основу типовых форм управления. Такая структура в максимальной степени приспособлена к управлению предприятием в относительно стабильных условиях.
Линейно-функциональная структура компании характерна для небольших и средних предприятий, а также фирм, занимающихся одним видом бизнеса. При таком построении в компании одновременно существуют два вида отделов:
- Штабные подразделения - выполняют общие функции в масштабе управления всем предприятием. Это бухгалтерия, отдел кадров, юридическая служба и т.д.
- Производственные звенья - занимаются созданием продукта (снабжение, производство, продажи) или добавлением к продукту дополнительной ценности (сервисные службы).
Линейно-штабной вид организационной структуры отличается наличием специально созданных при линейных руководителях штабных подразделений, которые предназначены для выполнения отдельных функций управления. Обычно они занимаются планированием и контролем, чаще всего в качестве штабных подразделений в оргструктуре предприятия выступают финансовая служба и плановый отдел.
Линейно-штабная организационная структура
Особенности данного вида организационных структур:
- штабные подразделения напрямую подчиняются линейному руководителю;
- штабные подразделения не имеют права принятия решений;
- штабным подразделениям делегируются только определенные обязанности, а не права линейного руководителя;
- основное назначение штабных подразделений – помощь линейным руководителям.
При дивизиональной структуре управления полномочия по руководству производством и сбытом определенного продукта передаются одному руководителю, ответственному за данный вид продукции. Основными видами дивизиональных организационных структур являются:
- Дивизиональная продуктовая организационная структура – следствие производственной департаментализации;
- Дивизиональная региональная организационная структура – следствие территориальной департаментализации;
- Дивизиональная структура, ориентированная на потребителя – следствие сбытовой департаментализации.
Дивизиональные структуры управления обычно имеют холдинги.
Дивизиональная продуктовая организационная структура
Дивизиональная территориальная организационная структура
Дивизиональная структура, ориентированная на потребителя
Организации с дивизиональной структурой способны быстрее и более гибко реагировать на изменения условий конкуренции. Недостатком дивизиональных структур является увеличение управленческих затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции, регионов, а также замедленность решения перспективных управленческих задач.
В матричном виде организационной структуры в организации существует двойное подчинение работников руководителю проекта или программы и функциональному руководителю того подразделения, в котором они работают постоянно.
Матричная проектная организационная структура
Преимущество матричных структур в большой гибкости и динамичности, оперативности реагирования на изменения внешней среды, децентрализации и творческом подходе, а также инновационной ориентации деятельности. Недостаток заключается в необходимости привлечения к работе значительного количества профессионалов высокого уровня квалификации, чтобы решать различные задачи в рамках нескольких проектов, а также необходимости постоянного определения приоритетности проектов, что повышает конфликтность между проектными руководителями. Частично это преодолевается через административное и формализованное установление сроков для каждого проекта, что регламентирует деятельность всех групп внутри матричной структуры.
Преимущества и недостатки структур управления
Применение типов организационных структур
Тип применяемой структуры управления зависит от размеров производства и сбыта – малые предприятия используют линейный или функциональный вид структуры, средние и большие предприятия со стабильным производством – линейно-функциональный вид или дивизиональный тип структуры.
Проектирование организационной структуры
Отличительными особенностями различных типов организационных структур являются:
- простая структура и машинная бюрократия;
- профессиональная бюрократия дивизиональная форма;
- адхократия и миссионеры.
Простая структура и машинная бюрократия представляет собой одно большое подразделение, во главе которого стоят один или несколько руководителей высшего звена. Это гибкие, быстро перестраивающиеся организации. Со временем они становятся более бюрократичными, аппарат управления с ростом организации становится более разветвленным. Все управление организацией держится на личном контроле директора. Машинная бюрократия появилась, когда работа стала стандартизированной, необходимы специалисты, разрабатывающие стандарты на различные виды работ и осуществляющие контроль за их исполнением;
Профессиональная бюрократия и дивизиональная форма предусматривает стандартизацию умений, а не рабочего процесса как в машинной бюрократии. Организации приходится отдавать свою власть в руки профессионалов, что приводит к децентрализации;
Адхократия применяется в организациях, которым необходимо использовать нововведения достаточно быстро. Это органичная структура, которая использует приспособление между высококвалифицированными и узкоквалифицированными экспертами через разветвленные механизмы связи. В конфигурации миссионеры практически отсутствуют жесткие линейные связи. Главный инструмент создания и удержания членов организации это идеологическая обработка и общие убеждения.