Внутренний туризм

Внутренний туризм, его состояние в России, проблемы и перспективы
Рубрика: Экономика
Теги: туризм
Автор: Ирина Нестерова ✔ 31.10.2019

Нестерова И.А. Внутренний туризм // Энциклопедия Нестеровых


Понятие и особенности внутреннего туризма

Архыз

В последние годы государство стало больше внимания уделять внутреннему туризму. Внутренний туризм является одним из перспективных направлений развития российской экономики. Однако, несовершенство инфраструктуры, халатное отношение бизнеса в сфере туризма к отдыхающим привело к более низким темпам роста внутреннего туризма по сравнению с прогнозами. Внутренний туризм закрепился как правовое понятие. Так ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" № 132 закрепляет следующую трактовку термина:

Внутренний туризм – это туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации.

В тоже время В.А. Квартальнов трактует внутренний туризм как временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях.

Внутренний туризм требует внимания со стороны государства, так как на настоящий момент существует множество проблем, которые тормозят развитие туристической отрасли в целом. Внутренний туризм функционирует в рамках взаимодействия трех ключевых сторон:

  • Туроператор
  • Турист
  • Туристическая территория.

Внутренний туризм подразумевает интерес граждан к рекреационным ресурсам страны, к памятникам культуры и истории. Он подчеркивает уровень взаимоотношения государства и граждан. Забота государства о туризме должна сопровождаться сознательностью бизнеса в сфере услуг, уважением между людьми и стремлением не просто нажиться или сэкономить друг на друге как на разовом варианте, а привлечением туристов на постоянной основе.

Состояние внутреннего туризма в РФ

После того, как взлетел курс доллара в 2014 году, россияне обратили свои взоры на туристические красоты России. В 2014 году путешествия по России, по данным Ростуризма, совершили 41,5 млн. россиян. Проблемы с Турцией и теракт на Синае закрыли путь русским туристам в привычные Турцию и Египет. В 2015 году отмечен рост внутреннего туризма. По итогам лета 2015 года спрос на внутренний туризм в России вырос 30%. Ростуризм отмечает, что это обусловлено отнюдь не ростом качества сервиса в РФ, а снижением курса рубля и сокращением доходов населения. В туристической отрасли наметилась тенденция к снижению покупки пакетных туров у туроператов. Растет процент граждан России, которые предпочитаю путешествовать самостоятельно.

В 2017 и 2018 годах продолжался рост спроса на внутренние туристические путевки. Однако темпы роста внутреннего туризма далеки от запланированных. Помимо произвола чиновников, медленно растущего качества туристических услуг существует проблема негативной пропаганды. Дело в том, что те кто зарабатывает на выездном туризме в РФ не намерены терять деньги. В настоящее время активно подогревается отрицательное отношение к туристическим достопримечательностям нашей Родины. Волна негатива в Интернете, как выдуманного, так и реального подстегивается жадностью отельеров и рестораторов, желанием "заработать по-быстрому".

Кроме того, динамично развивающийся в составе России Крым, как кость в горле особенно "патриотично настроенных" украинских граждан. Отсюда потоки дезинформации и негатива.

После первого наплыва российских туристов в Крым проявились серьезные проблемы в сфере организации туристической инфраструктуры, которые были вызваны несбалансированностью и нестабильностью следующих факторов:

  • состояние инфраструктуры курортных городов;
  • ценовая политика в местах размещения;
  • уровень туристического сервиса;
  • потребительские запросы и предпочтения;
  • специфика обслуживания в местах размещения, особенно нижнего ценового сегмента;
  • информационное обеспечение туристической инфраструктуры и сервиса;
  • оформление мест размещения и в целом объектов туристического интереса при оказании туристских услуг.

Указанные выше негативные факторы преодолеваются с большим трудом и медленно.

Кроме того, помимо Крыма активно вкладываются средства в развитие туристического потенциала Байкала, Алтая, Ставропольского и Краснодарского края. Существует программа развития туризма в регионах. Однако ее реализация тормозится на местном уровне. Нежелание населения и чиновников достойно встречать туристов обесценивает все усилия государства.

По данным на 2018 год отмечен небольшой рост в сфере внутреннего туризма. Лидером в 2018 году среди организованных туристов стала Турция. На втором месте оказались курорты Таиланда. Россия на третьем месте. При этом общая статистика не учитывает самостоятельно путешествующих по стране.

Самый дешевый тур с вылетом в 2018 году по России стоил 6001 рубль. За эти деньги один турист улетел на 3 ночи в отель 3* в Сочи с завтраками и ужинами. Самый дорогой тур с вылетом в 2018 году по России стоил 270 735 рублей. За эти деньги двое взрослых и один ребенок улетели на две недели в Ялту в отель 4* с системой питания "все включено".

турпакеты

В 2017 году было отмечено снижение продажи билетов по внутренним направлениям на 7%. На Новогодние праздники 63% россиян приняли решение отдохнуть в России. Главным направлением для внутреннего туризма являются Москва (22%) и Санкт-Петербург (10,5%).5% россиян в 2017 году посетили курорты Краснодарского края. В Сочи отдыхали 4,3%. Здесь, новогодние каникулы встретили более 500 тыс. человек, из них 358 тысяч приняли горнолыжные курорты. Крым отстает от лидеров. В 2017 году его посетили 3,2%.

В 2018 году ситуация изменилась выросло число россиян покупающих туры по России. В 2019 году значительно возросла популярность таких направлений как Симферополь, Сочи, Москва, Петербург, Анапа, Калининград, Краснодар и Минеральные Воды. Средняя стоимость перелета в перечисленные города варьируется от 12 до 17 тысяч рублей.

В 2019 году выросла популярность таких направлений как КМВ, Архыз, Домбай. Красоты привлекают туристов со всей России. но все спешат делиться деньгами с туристическим фирмами. Многие предпочитают путешествовать самостоятельно используя туристические сервисы для бронирования. Искать авиабилеты и отели самостоятельно стало быстрее, дешевле, а главное это можно сделать не выходя из дома или офиса. Туристические агентства постепенно уходят на второй план.

Архыз

Красоты Архыза

В России остро стоит проблема сервиса в гостиницах. Если в Москве или Санкт-Петербурге в большинстве мест размещения сервис соответствует заявленной стоимости, то в регионах налицо отсутствие квалифицированных сотрудников в гостиницах. Хромает и качество номерного фонда, и отношение к туристу. Государство всеми силами стремиться исправить ситуацию. Так в России действует Федеральная целевая Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 – 2025 годы)". Задачи программы представлены на рисунке ниже.

задачи развития туризма

Задачи программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 – 2025 годы)".

Прошедший в 2018 году Чемпионат Мира по футболу показал, что Россия и российские курорты могут нравиться иностранцам. Но как же быть с россиянами? В первую очередь отдыхать в России должно нравиться гражданам нашей страны. Сейчас уже "и так сойдет" не работает. Россияне имеют достаточно средств на зарубежные поездки. И государство, и владельцы бизнеса в туристических регионах должны это понимать. Чтобы туризм развивался нужно упорно совершенствовать качество предоставляемых услуг.

Отдельно следует отметить, что в России для модернизации отрасли был введен курортный сбор . Он не повлиял на стоимость туров по России и на стоимость проживания в гостиницах. О результатах его введения пока говорить рано. Видно будет по итогам 2019 года.

Проблемы и перспективы внутреннего туризма в РФ

В целом перспективы у внутреннего туризма в Российской Федерации хорошие, но только в случае преодоления следующих проблем:

  • недоразвитая, а в ряде регионов отсутствующая, обеспечивающая инфраструктура туристических объектов;
  • низкий уровень развития туристической инфраструктуры;
  • отсутствие в большинстве регионов понимания качественного обслуживания во всех секторах туристической индустрии;
  • острая нехватка именно профессиональных кадров;
  • недостаточное продвижение туристического продукта России на внутреннем рынке.

Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)