Внутриотраслевая конкуренция

Содержание, факторы, функции и условия внутриотраслевой конкуренции. Предметная и видовая внутриотраслевая конкуренция.
Рубрика: Экономика
Автор: Андрей Нестеров ✔ 31.03.2019

Нестеров А.К. Внутриотраслевая конкуренция // Энциклопедия Нестеровых


Содержание внутриотраслевой конкуренции

Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров.

Внутриотраслевая конкуренция возникает по причине различий между предприятиями по качеству используемых средств производства, технологиям производства, квалификации персонала и т.д. В результате возникает разница в выпускаемой продукции в плане стоимости и качества. Таким образом, обладая разными исходными данными, предприятия конкурируют между собой за потребителей.

Внутриотраслевая конкуренция

Факторы внутриотраслевой конкуренции

Очевидно, что данные факторы не могут действовать одинаково в условиях разных рынков, поэтому в зависимости от типа рыночных структур она внутриотраслевая конкуренция проявляется различным образом:

  1. В условиях совершенной конкуренции действует ограниченный набор факторов.
  2. В условиях монополистической конкуренции действуют все факторы в полном объеме.
  3. В условиях олигополии действуют все факторы, но имеют ограниченное влияние.
  4. В условиях монополии факторы внутриотраслевой конкуренции не действуют.

Формально, внутриотраслевая конкуренция возникает и в условиях совершенной конкуренции, однако действие данных факторов имеет место только в условиях несовершенной конкуренции.

Различные рыночные структуры и виды рынков формируют неодинаковые условия для внутриотраслевой конкуренции. При этом чем больше различий в рыночных условиях, тем сильнее развивается внутриотраслевая конкуренция.

Одной из наиболее применяемых моделей оценки внутриотраслевой конкуренции является модель Портера, с помощью которой оценивается конкурентоспособность предприятия.

Модель Портера

Модель конкурентных сил Портера

Следствие внутриотраслевой конкуренции –снижение издержек производства и образование рыночной цены.

Помимо общих, присущих конкуренции в целом функций, внутриотраслевая конкуренция реализует 3 частные функции.

Функции внутриотраслевой конкуренции:

  1. Уравнение цен
  2. Уравнение качества
  3. Увеличение конкурентной концентрации

Механизм внутриотраслевой конкуренции включает в себя инструменты воздействия и соперничества, которые используют хозяйствующие субъекты в рамках одной отрасли в процессе борьбы за рынок и потребителей.

К механизмам внутриотраслевой конкуренции можно отнести:

Условия развития внутриотраслевой конкуренции

Условия развития внутриотраслевой конкуренции

Перечисленные выше условия внутриотраслевой конкуренции являются зачастую определяющими для предприятий какой-либо отрасли, однако на каждом определенном рынке обычно можно выделить одно наиболее значимое из них.

Предметная и видовая внутриотраслевая конкуренция

Предметная внутриотраслевая конкуренция –производство и реализация аналогичных товаров, услуг, работ на одном и том же рынке между различными производителями.

Это конкуренция возникает на любом рынке, поэтому большое значение имеют такие нематериальные активы, как торговая марка, патенты, репутация предприятия и т.д., с помощью которых оно стремится выделить себя на фоне других участников рынка.

Функции предметной внутриотраслевой конкуренции:

  1. Установление объективной рыночной стоимости товара;
  2. Выравнивание и распределение прибыли предприятий в зависимости от различных затрат;
  3. Перераспределение средств между отраслями и производствами.
Видовая внутриотраслевая конкуренция – производство и реализация на рынке одних и тех же товаров, работ, услуг, но при условии разного их оформления, сопровождения и т.п.

В отличие от предметной внутриотраслевой конкуренции, видовая может возникать и между товарами одного предприятия.

Функции видовой внутриотраслевой конкуренции:

  1. Усиление дифференциации товаров;
  2. Развитие сопутствующих услуг.

Предметная и видовая внутриотраслевая конкуренция в большинстве современных отраслей осуществляется преимущественно неценовыми механизмами. Активная коммуникационная политика, позиционирование брендов – основные приемы повышения конкурентоспособности компаний. Среди механизмов конкурентной борьбы компании используют реализацию стратегий количественного и качественного роста, внедрение технологических, продуктово-рыночных, организационных инноваций.


Вопросы и комментарии



Задать вопрос

Имя:

Email: (обязательно!)