Содержание внутриотраслевой конкуренции
Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров.
Внутриотраслевая конкуренция возникает по причине различий между предприятиями по качеству используемых средств производства, технологиям производства, квалификации персонала и т.д. В результате возникает разница в выпускаемой продукции в плане стоимости и качества. Таким образом, обладая разными исходными данными, предприятия конкурируют между собой за потребителей.
Факторы внутриотраслевой конкуренции
Очевидно, что данные факторы не могут действовать одинаково в условиях разных рынков, поэтому в зависимости от типа рыночных структур она внутриотраслевая конкуренция проявляется различным образом:
- В условиях совершенной конкуренции действует ограниченный набор факторов.
- В условиях монополистической конкуренции действуют все факторы в полном объеме.
- В условиях олигополии действуют все факторы, но имеют ограниченное влияние.
- В условиях монополии факторы внутриотраслевой конкуренции не действуют.
Формально, внутриотраслевая конкуренция возникает и в условиях совершенной конкуренции, однако действие данных факторов имеет место только в условиях несовершенной конкуренции.
Различные рыночные структуры и виды рынков формируют неодинаковые условия для внутриотраслевой конкуренции. При этом чем больше различий в рыночных условиях, тем сильнее развивается внутриотраслевая конкуренция.
Одной из наиболее применяемых моделей оценки внутриотраслевой конкуренции является модель Портера, с помощью которой оценивается конкурентоспособность предприятия.
Модель конкурентных сил Портера
Следствие внутриотраслевой конкуренции –снижение издержек производства и образование рыночной цены.
Помимо общих, присущих конкуренции в целом функций, внутриотраслевая конкуренция реализует 3 частные функции.
Функции внутриотраслевой конкуренции:
- Уравнение цен
- Уравнение качества
- Увеличение конкурентной концентрации
Механизм внутриотраслевой конкуренции включает в себя инструменты воздействия и соперничества, которые используют хозяйствующие субъекты в рамках одной отрасли в процессе борьбы за рынок и потребителей.
К механизмам внутриотраслевой конкуренции можно отнести:
Условия развития внутриотраслевой конкуренции
Перечисленные выше условия внутриотраслевой конкуренции являются зачастую определяющими для предприятий какой-либо отрасли, однако на каждом определенном рынке обычно можно выделить одно наиболее значимое из них.
Предметная и видовая внутриотраслевая конкуренция
Предметная внутриотраслевая конкуренция –производство и реализация аналогичных товаров, услуг, работ на одном и том же рынке между различными производителями.
Это конкуренция возникает на любом рынке, поэтому большое значение имеют такие нематериальные активы, как торговая марка, патенты, репутация предприятия и т.д., с помощью которых оно стремится выделить себя на фоне других участников рынка.
Функции предметной внутриотраслевой конкуренции:
- Установление объективной рыночной стоимости товара;
- Выравнивание и распределение прибыли предприятий в зависимости от различных затрат;
- Перераспределение средств между отраслями и производствами.
Видовая внутриотраслевая конкуренция – производство и реализация на рынке одних и тех же товаров, работ, услуг, но при условии разного их оформления, сопровождения и т.п.
В отличие от предметной внутриотраслевой конкуренции, видовая может возникать и между товарами одного предприятия.
Функции видовой внутриотраслевой конкуренции:
- Усиление дифференциации товаров;
- Развитие сопутствующих услуг.
Предметная и видовая внутриотраслевая конкуренция в большинстве современных отраслей осуществляется преимущественно неценовыми механизмами. Активная коммуникационная политика, позиционирование брендов – основные приемы повышения конкурентоспособности компаний. Среди механизмов конкурентной борьбы компании используют реализацию стратегий количественного и качественного роста, внедрение технологических, продуктово-рыночных, организационных инноваций.