Зарождение воспитания
Воспитание является одной из ключевых категорий педагогической науки. О её роли давно и яростно спорят педагоги и философы во всем мире. Прежде чем говорить о трактовках термина воспитание, обратимся к истории его появления.
Итак, первые зачатки воспитания отмечены в первобытном обществе. В те времена дети росли сами по себе. Если они выживали – было уже чудо. Воспитанием, как таковым занималась вся община. Однако, с развитием общественного строя и укоренением традиций воспитание начало приобретать все более и более четкие формы. Вожди и старейшины обучали детей основам выживания, передающимся из поколения в поколение.
Важным этапом становления воспитания стало появление школ. Сама по себе школа как социальный институт оформилась в эпоху первых цивилизаций. Из истории Древнего мира мы знаем, что в Древней Месопотамии существовали дома табличек, где мальчики обучались грамоте. Роль учителя в такой школе сводилась к изготовлению "учебников" – табличек, с которых дети списывали текст [1].
Отдельного внимания заслуживает образование в Древнем Египте и в Античности. В Древнем Египте воспитывали в основном в школах. Школы были при храмах. Важной составляющей школьного воспитания в Египте была дисциплина. Домашнее воспитание также имело место.
История воспитания детей
В Древней Греции было зафиксировано воспитание, приближенное к современному. Именно в Греции проблема воспитания детей была вынесена на государственный уровень. В период расцвета Древней Греции в ней процветали наука и исскуство. Детей воспитывали образованными и приобщенными к миру прекрасного. Система воспитания и образования в Древнем Риме сформировалась под влиянием греческой традиции, однако носила более утилитарный характер [2].
Все достижения Античности в сфере воспитания детей были утеряны в эпоху средневековья. Человечество было отброшено на столетия назад. Балом правили жестокость и религия. Грамотность и культура не приветствовались даже в среде аристократов. Что касается собственно воспитания, с этим в Средние века все было предельно просто: от ребенка требовалось беспрекословно повиноваться воле учителя и не задавать лишних вопросов. Приятным исключением были славяне, которые имели собственные традиции воспитания, которые были связаны с развитием у ребенка грамотности, ремесленных навыков и традиционного мировосприятия.
Воскрешение культуры воспитания произошло в Эпоху Возрождения. В дальнейшем появилось множество школ и течений, пропагандирующих всевозможные подходы к воспитанию детей.
Понятие воспитания
Кратко рассмотрев вехи развития воспитания в историческом ракурсе, можно обратиться к понятию воспитания как такового в педагогической науке.
За всю свою эволюцию термин воспитание претерпел ряд изменений. Прежде всего, следует отметить, что воспитание и образование сблизились настолько, что синонимичное использование стало встречаться повсеместно. Это соответствует мнению таких педагогов как Т.И.Шамов, П.И.Третьяков, Н.П.Капустин, так и взглядам К.Д.Ушинского, Н.П.Дубинина. По их мнению, воспитание имеет глубокий образовательный смысл и трактуется следующим образом: воспитание – это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении [3].
Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский трактуют воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности.
Согласно действующей редакции ФЗ "Об образовании"[4] под воспитанием понимается педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка.
Однако в современной науке воспитание рассматривают как с широкой, так и с узкой стороны. Данный подход отражен в таблице 1.
Воспитание | |||
---|---|---|---|
В широком смысле |
В узком смысле | ||
Социальный |
Педагогический |
Социальный |
Педагогический |
Передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. При этом под "опытом" понимают знания, умения, навыки, способы мышления, нравственные, эстетические и правовые нормы – т.е. всё духовное наследие человечества. |
Воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива и воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. |
Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. |
Воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач, например, говорят о "физическом воспитании", "нравственном воспитании" как составных частях целостного воспитательного процесса [Подласый]. |
Признаки воспитания
Воспитание невозможно без воспитательного процесса. Он является частью воспитания как педагогической категории. Другим элементом воспитания является воспитательная работа.
Воспитательная работа – это воздействие педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций.
Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации [5].
Категории воспитания
В современном воспитании большую роль играют его категории. К категориям воспитания относят следующее:
- Цель воспитания;
- Закономерности воспитания;
- Принципы воспитания;
- Задачи воспитания;
- Содержание воспитания;
- Методы воспитания;
- Формы организации воспитывающей деятельности.
Цель воспитания
Будучи одной из ключевых категорий, цель воспитания имеет достаточно богатую историю. Еще с древних времен, как только человечество стало задумываться о воспитании, как важной части человеческой жизни, появились различные подходы к формулировки цели воспитания.
Цели воспитания – системообразующий элемент воспитательной системы, а все остальное – это средства, содержание, формы, методы, деятельность, внешняя и внутренняя среда, система отношений, организационные условия, обеспечивающие реализацию целей [3].
Основания для определения цели воспитания
Все педагогические цели делятся на 2 группы, а именно идеальные цели воспитания и актуальные.
В настоящее время образовательные учреждения формулируют свои цели с опорой на общевоспитательные цели. Что касается учащихся, то для них педагогические цели скрытые. Перевод педагогических целей в цели деятельности детей составляет основу педагогического мастерства.
Педагогические цели представляют собой предвидение педагогами и учащимися результатов их взаимодействия в форме обобщенных мыслительных образований [6].
Задачи воспитания
Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания учащихся. Они представлены на рисунке ниже.
Задачи воспитания, как категория
Следует отметить, что в современной России в образовательной системе очень велика роль цели и задач воспитания. От того, как выполняются задачи воспитания в образовательном учреждении зависит будущее воспитанников.
Очень часто встречается классификация задач воспитания в соответствии с видами деятельности. Деятельность бывает познавательная, трудовая и досуговая. С опорой на данный подход, задачи ориентированы на максимальное использование возможностей вышеупомянутых видов деятельностей.
Закономерности воспитания
В рамках современной системы образования, воспитание занимает важное место за счет системы закономерностей, которые позволяют контролировать развитие ребенка и направлять его в сферу просвещенности и гуманизма.
- воспитание совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии с его окружающей средой;
- единство образования и воспитания;
- целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога, непртиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся.
Перечисленные закономерности определяют принципы воспитания и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.
Принципы воспитания
Современное воспитание детей немыслимо без методичного следования определенным принципам. Принципы воспитания формировались долго и болезненно. В историческом процесс не раз возникали ситуации, когда воспитание пытались обесценить и лишь четко сформулированные принципы, помогали воспитанию остаться важнейшим элементом образования.
Принципы воспитания – общие требования к воспитательному процессу, выражающиеся в нормах, правилах, организации и проведении воспитательной работы.
- Принцип гуманистической ориентации воспитания – рассмотрение ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой в которых является гуманность. Принцип требует уважения к каждому человеку.
- Принцип социальной адекватности воспитания – соответствие содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.
- Принцип индивидуального воспитания учащихся – определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, представление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
- Принцип социального закаливания детей – включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
- Принцип создания воспитывающей среды – требует создания в образовательном учреждении таких отношений, которые формировали бы социальность ребенка [7].
Методы воспитания
Методы воспитания эволюционируют вместе с самим пониманием сущности воспитания. Разные ученые и педагоги рассматривают множество различных подходов к воспитанию. Методы воспитания эволюционируют вместе с общественным сознанием.
В настоящее время под методами воспитания понимают способ реализации целей воспитания. Способ взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
В современных условиях наука имеет в своем распоряжении множество различных методов воспитания об эффективности которых регулярно спорят как в научных, так и в педагогических кругах.
Методы воспитания классифицируются по различным признакам и в соответствии с различными принципами. На настоящий момент известны десятки их классификаций, одни из которых пригодны больше для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В данной статье приведем классификацию методов воспитания И.Я. Щукиной. Она делит методы на три группы:
- методы формирования сознания;
- методы организации деятельности и формирования опыта;
- методы стимулирования.
Также особого внимания требует классификация М.И. Рогожкина. Он называет методы воспитания бинарными и выделяет возможность создания пар методов по принципу "воспитание – самовоспитание" [8].
Сущностная сфера |
Доминирующий метод воспитания |
Доминирующий метод самовоспитания |
---|---|---|
Интеллектуальная |
Убеждение |
Самоубеждение |
Мотивационная |
Стимулирование |
Мотивация |
Эмоциональная |
Внушение |
Самовнушение |
Волевая |
Требование |
Упражнение |
Саморегуляции |
Коррекция |
Самокоррекция |
Предметно-практическая |
Воспитывающая ситуация |
Социальные пробы |
Экзистенциальная |
Метод дилемм |
Рефлексия |
Как выбрать метод воспитания? Это зависит от многих факторов. Особая зависимость выявлена от целей воспитания и уровня постановки воспитательных задач. Не менее важными являются и индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Они во многом определяют эффективность воспитания детей.
Литература
- Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник для вузов – М.: Владос, 2011
- Батлук О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме. // Вопросы философии. – 2000. – №2.
- Педагогика / Под ред. В. А.Сластенин, И. Ф.Исаев, А. И.Мищенко, Е. Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Консультант Плюс. Версия Проф – М.: 2017
- Мирза Н.В., Иванова В. Сущность и понятие воспитательной работы в условиях школы // URL: http://www.rusnauka.com/4_NIC_2016/Pedagogica/3_207158.doc.htm
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. // Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 336 с.
- Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. История и современные проблемы. – М.: Школа-Пресс, 2007
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология – М.: Педагогическое общество России, 2003.