Понятие и причины выученной беспомощности
Жизненный опыт человека оказывает сильное воздействие на то, как человек ведет себя в сложных ситуациях и на его способность принимать решение в сложных ситуациях. Человек перестает развиваться, теряет желание адекватно действовать, так как его преследует череда неудач. "Не получилось и не получится" – думает он. Помимо негативного опыта на активность и саморазвитие человека влияет воспитание и наблюдаемый со стороны негативный опыт. В психологии это называется выученная беспомощность. Понятие выученной беспомощности было хорошо изучено в зарубежной психологии, в то время как в отечественной науке отечественной психологии практически отсутствуют исследования выученной беспомощности, не разрабатываются методы диагностики беспомощного поведения, адекватные нашей культуре, соответствующие ожиданиям и установкам российской ментальности. Что такое выученная беспомощность?
Выученная беспомощность – это состояние, мышление и поведение, характеризующееся тем, что человек ведет себя пассивно. Это выражается в том, что он не прилагает усилий для улучшения своей жизни, саморазвития и самосовершенствования, даже когда имеет такую возможность.
Д.А. Циринг характеризует выученную беспомощность как "устойчивое личностное образование, включающее в себя сочетание определенных особенностей, пессимистического атрибутивного стиля и устойчивых невротических нарушений, сформировавшихся в процессе онтогенеза под влиянием различных факторов, и которое получило название личностной беспомощности".
Американский психолог Мартин Селигман выявил и проработал модель выученной беспомощности, которая включает в себя понятия из теории атрибуции, которая представляет собой направление в социальной психологии, изучающее проблемы восприятия и интерпретации социального поведения. Отсюда в теорию выученной беспомощности вошел конструкт под названием "объяснительный стиль".
И пессимисты и оптимисты – это люди с выученной беспомощностью, только проявляется она по разному. У оптимистов виноваты обстоятельства "весь мир", "судьба". Что касается пессимистов, то у них виноваты они сами, например, "моя никчемность не дает мне работать". Оптимисты не впадают в депрессию даже в случае серьезного разочарования. Те, кто реагирует на неблагоприятные факторы как на постоянные, внутренние и всеобъемлющие для всей своей жизни, будут страдать во всех жизненных областях. Те же, кто рассматривает эти же неблагоприятные факторы как внешние, временные и ограниченные по своему влиянию, получают преимущество во всех областях своей жизнедеятельности.
Выученная беспомощность может быть вызвана следующими причинами:
- Наличие заболеваний, которые создают неприятные ощущения;
- Постоянно повторяющиеся неудачи сформировали неуверенность в своих силах;
- Постоянное состояние стресса;
- Проблемы воспитания, такие как гиперопека;
- Неконтролируемые события за которыми остается только наблюдать.
Выученная беспомощность – это состояние, когда человек привыкает к тому, что он не способен справиться с трудностями и испытывает беспомощность. Это происходит, когда человек много раз встречался с ситуациями, когда он чувствовал себя беспомощным и не мог справиться с проблемами. В результате он начинает верить, что он не может изменить ситуацию и что у него нет влияния на свою жизнь. Такой человек часто жалуется на свою жизнь, но ничего не делает, чтобы ее изменить. Чтобы избежать выученной беспомощности, необходимо осознать свою силу и возможности и брать ответственность за свою жизнь в свои руки.
Как выявить выученную беспомощность
Выученная беспомощность сложно выявить. Она может маскироваться под другие психологические проблемы. Кроме того, выученная беспомощность присуща каждому человеку и является определенным механизмом, который регулирует поведение. Выученная беспомощность полезна, но в определенных пропорциях. В числе ключевых симптомов выученной беспомощности выделяют следующие:
- Отсутствие мотивации к чему-либо;
- Низкая самооценка;
- Смещение ответственности;
- Неумение просить о помощи.
Выученная беспомощность может развиться в любой жизненный момент, который сопровождается длительным, навязчивым, повторяющимся травматическим опытом. Главное, что у человека формируется представление, что он ни на что не может влиять, которое постоянно имеет негативное подкрепление.
Вопрос диагностики состояния выученной беспомощности является актуальным на сегодняшний день. В исследованиях зарубежных и отечественных авторов применяют наблюдение, эксперимент, опрос или же комплекс методов.
В качестве комплексной эффективной диагностической методики используют несколько опросников. Так для выявления коммуникативных проблем в ход идет опросник атрибутивного стиля М. Селигмана (ASQ), для диагностики симптомов депрессии используют шкалу самооценки депрессии Бека (BDI)., а для изучения активности применяют методику самооценки самочувствия, активности и настроения (САН), разработанную В.А. Доскиным с соавторами.
Выученная беспомощность формируется из трех компонентов:
- Мотивационный компонент;
- Эмоционально-волевой компонент;
- Поведенческий компонент.
Диагностику проводят на уровне каждого компонента. На уровне мотивационного компонента, который характеризуется мотивацией избегания неудач, низким уровнем притязаний и самооценки часто используют методику "Мотивация успеха и боязнь неудачи" (МУН) А.А. Реана и "Методика самооценки и уровня притязаний" Дембо-Рубинштейн.
На а уровне эмоционально-волевого компонента, который характеризуется закрытостью, неуверенностью в собственных силах, склонностью к чувству вины, проявлению тревожности, агрессивности хорошие результаты показывает тест "Несуществующее животное". Он позволяет выявить проявления агрессии, тревожности и вины.
Поведенческий компонент выученной беспомощности характеризуется атрофией способности видеть ситуации по новому, расширять возможности повторного использования уже знакомого предмета, видеть то, что скрыто. Для диагностики используют "Теста жизнестойкости" С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева) и "Тест креативности" Торренса.
Как преодолеть выученную беспомощность
Выученная беспомощность -это не приговор. Как уже говорилось ранее, она не только вредит личности, но и помогает, являясь своеобразным демпфером. Однако, когда она начинает доминировать, то с ней следует бороться. Современная наука предлагает множество методов по преодолению выученной беспомощности но подбор подходящих методов зависит от каждого человека: что подходит одному, то не поможет другому.
Для борьбы с выученной беспомощностью применяют следующие подходы:
- Проанализировать ситуацию, принять неудачу и выявить проблему, из-за контрой неудача произошла;
- Принять неудачи;
- Перестроить восприятие действительности с пессимистичного, на оптимистичный с пересмотром паттернов поведения;
- Использовать методику Холлона и Фримена для расстановки приоритетов ABCDE;
- Комплексное преодоление в купе с медикаментозной терапией.
Как побороть выученную беспомощность
Проанализировать ситуацию, принять неудачу и выявить проблему, из-за контрой неудача произошла. Необходимо найти связь между делом и результатом. Нужно меть выявлять проблемы, причины и последствия. Важно установить вашу роль в том, почему так получилось, не иначе.
Принять неудачи. Нужно осознать, что если у вас есть неудачи, то вы не бездействуете. Любая неудача – это опыт, которым нужно пользоваться во избежании других неудач и тогда успех обязательно вас настигнет.
Перестроить восприятие действительности с пессимистичного, на оптимистичный с пересмотром паттернов поведения. Чтобы стать оптимистом, нужно переосмыслить стиль атрибуции. Нужно помнить, что атрибуции бывают трех видов:
- Внутренняя или внешняя атрибуция;
- Стабильная или временная атрибуция;
- Глобальная или конкретная атрибуция.
Использовать методику для расстановки приоритетов ABCDE
Данный метод создан для того, чтобы победить пессимизм и научиться реагировать на неприятные ситуации адекватно. Он включает в себя пять ступеней.
"Ситуация". Необходимо беспристрастно описать проблемную ситуацию "Я не написала 12 статей на этой неделе".
"Ваше убеждение". Выскажите свое отношение к сложившейся ситуации: "Я старалась, но на два дня слегла с температурой, потеряв темп".
"Последствия". Подумайте, какие чувства и эмоции вызывают у вас убеждения.
"Внутренняя дискуссия". Обсудите с собой вашу реакцию на ситуацию: "Я сорвалась? Я впервые попробовала этот тортик и не смогла удержать съев три куска, перед походом в гости надо настраиваться, на то что надо держать себя в руках, чтобы не попасть в такую ситуацию снова".
"Отдача". Осмыслите ситуацию и опишите свои чувства после осмысления. "Я смогла преодолеть тягу к сладкому, справиться с голодом и мне стало легче".
Каждую ситуацию следует анализировать, раскладывая по полочкам последствия и свои ощущения. Так, человек научится адекватно оценивать ситуацию и формировать позитивное мышление, что поспособствует избавлению от выученной беспомощности.
Комплексное преодоление в купе с медикаментозной терапией Когда своими силами справиться с проблемой не получается, стоит обратиться к специалисту. Выученная беспомощность – серьёзная проблема, которую не нужно игнорировать.