Понятие здоровья
Проблема создания здоровьесберегающей среды актуальна в валеологии и педагогике достаточно давно. Прежде чем рассматривать здоровьесберегающую среду, как элемент здорового образа жизни, следует уяснить что такое здоровье. Чаще всего при формулировке определения здоровья авторы опираются на трактовку, данную Всемирной организацией здравоохранения (далее ВОЗ).
ВОЗ под здоровьем понимает "состояние полного физического, психического и социального благополучия" [1]. ВОЗ формулирует так называемую триединую концепцию здоровья, которая препятствует восприятию здоровья, как только физического. Оно указывает на невозможность сводить понимание здоровья к его физической стороне.
Автор | Трактовка термина "здоровье" |
---|---|
Э.Н. Вайнер [2] | Здоровье – это "состояние равновесия между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющимися условиями среды". Существует шесть "показателей индивидуального здоровья":
|
М.Е. Коржова [3] | Здоровье включает в себя биологическое здоровье, социальное здоровье и духовное здоровье. Имеет место "взаимодействие сознательного и бессознательного в человеке, которым регулируется его нравственное здоровье". |
А.М. Митяева [4] | Здоровье – это "такое качество жизненного процесса, когда он закономерно и оптимально осуществляется в природной и социальной среде и обогащается необходимым внутренним миром конкретного человека" |
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [5] | Здоровье – есть состояние организма, все части которого нормально развиты и правильно функционируют. Такое состояние абсолютного здоровья едва ли существует, так как трудно найти организм, все части которого имели бы нормальные величину, силу, форму и структуру и все отправления, которых совершались бы вполне правильно. |
Д.Н. Давиденко. Выделяет следующие виды здоровья:
- соматическое здоровье (текущее состояние органов и систем организма);
- физическое здоровье (уровень роста и развития органов);
- психическом здоровье (состояние психической сферы);
- нравственном здоровье [6].
Указывая на единство "духовно-телесного начала" в человеке, рассуждает о здоровье Е.А. Сигида. По его мнению, динамическое равновесие на "физиологическом и социальном уровнях" обеспечивает адекватное развитие индивидуума в среде обитания. Возникновение же противоречий между биологической природой человека и средой его обитания в духовно-социальной системе общества непременно приводит к "патологическому, деструктивному процессу на уровне организма" [7].
Итак, современной наукой предлагается множество формулировок, определяющих термин "здоровье", что, несомненно, позволяет представить это понятие как комплексное и разноуровневое. При этом заметим, что каждый специалист трактует это понятие со своих позиций, исходя из сущности соответствующей науки.
Понятие здоровьесберегающей среды
Термин здоровьесберегающая среда во многом опирается на трактовку здоровья. В настоящее время имеет место устоявшаяся трактовка термина "здоровьесберегающая среда".
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей [8].
К сожалению, в настоящее время имеют место примеры необоснованного применения термина "здоровьесберегающая среда" прибегают необоснованно, используя его для описания либо условий здоровьесбережения, либо системы здоровьесберегающих мероприятий, либо отдельных результатов здоровьесберегающей деятельности администраторов образовательных учреждений.
Так, Г.И. Тушина предлагает считать здоровьесберегающей средой "совокупность социально-педагогических условий, физиологических компонентов, способствующих реализации адаптивных возможностей школьников" [9].
Здоровьесберегающая среда базируется на здоровьесберегающей компетентности педагога, которая, по мнению Е.А. Юговой, представляет собой комплекс систематических знаний и представлений о позитивных и негативных изменениях в состоянии собственного здоровья и здоровья окружающих [10].
Структура здоровьесберегающей компетентности педагога
Что касается понимания здоровьесберегающей среды, то подчеркнем, что в понимании сущности здоровьесберегающей среды необходимо учитывать тенденцию, по которой базовое для нее понятие здоровья рассматривается в единстве физической, психической и духовной составляющих. Согласно этой тенденции, предметом здоровьесбережения в образовательном учреждении следует считать баланс хорошего физического состояния школьников, их психического равновесия и духовного благополучия.
История здоровьесберегающей среды в образовании
Конец двадцатого столетия ознаменовался небывалым интересом образовательных учреждений к проблемам сохранения и укрепления здоровья школьников. Во многом это обусловлено сложнейшей социально-экономической и демографической ситуацией в стране, негативными тенденциями к уровню здоровья подрастающего поколения. За этот период сложились определённые представления о концептуальных основах такой работы и её основных направлениях, получены обнадёживающие результаты по определённым аспектам оздоровительной деятельности.
Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд "вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся и предложил ряд мероприятий "в целях устранения" вредных влияний со стороны школы на здоровье и физическое развитие учащихся.
В 1905 году в Министерстве народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть учебных заведения и издана "Инструкция и наставления по врачебно-санитарной части учебных заведений". Это были фактически первые инструкции, определяющие условия обучения, оборудование учебных заведений.
Даже в относительно благополучные годы, когда отмечалось улучшение физического развития детей, снижение детской смертности, резкое снижение или полная ликвидация ряда заболеваний, индекс здоровья школьников был достаточно низким, наблюдалось резкое ухудшение зрения, осанки, рост числа детей с пограничными нарушениями психического здоровья и хроническими заболеваниями в течение всех лет обучения.
Вероятно, и сама организация школьного обучения в России, традиционно ориентированная на получение большого количества информации и обширные теоретические знания по разным предметам, постоянная интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными гигиеническими условиями обучения вызывала необходимость анализа школьной ситуации, выяснения причин "школьных болезней", на которые специалисты обращали внимание еще в 70-х годах XIX века. [11]
Толстой Л.Н. выделяет особое "школьное состояние души", при котором "все высшие способности – воображение, творчество, соображение – уступают место каким-то "полуживотным способностям подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием страха, напряжения памяти и внимания".[12]
Ушинский К.Д. еще более категоричен: "Изучая процесс памяти, мы видим, как бессовестно обращается с нею наше воспитание, как валит оно туда всякий хлам и радуется, если из ста брошенных туда сведений одно как-нибудь уцелеет... Как мало еще сделала педагогика для облегчения работы памяти – мало и в своих программах, и в своих методах, и в своих учебниках"[13]. Все это, по-видимому, определило особую роль образовательных учреждений в охране и укреплении здоровья школьников.
В 50-е годы появились новые задачи охраны и укрепления здоровья и новые проблемы научных исследований, связанные с массовым развитием детского спорта, проведением детских соревнований, открытием детских спортивных школ.
Перестройка всей жизни общества в конце 80-х годов коренным образом изменила и жизнь образовательных учреждений. Однообразная, жестко регламентированная, с едиными программами система дошкольного образования раскололась на сотни разных вариативных школ, каждая из которых считал, а делом чести работать не по традиционным, а по своим программам.
В конце XX в. в России получило распространение новое научное направление науки и практики – валеология.
Валеология – наука о здоровье и оздоровительных технологиях.
В завершении подчеркнем, что существует множество подходов к определению понятия здоровья. Наиболее приемлемым для педагога является определение, данное ВОЗ. Именно данному определению присущ целостный антропологический подход, оптимально отражающий сочетание биологического и социального в человеке.
Литература
- World Health Organization. The determinants of health. Geneva. Accessed 12 May 2011.
- Вайнер Э. Н. Методология и практика формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды / Э. Н. Вайнер, Т. С. Анисимова, Л. М. Пашкова. Славянск на Кубани: Изд. центр СГПИ, 2005.
- Коржова М. Е. Здоровьесберегающие технологии осуществления образовательного процесса в учреждениях СПО: Автореф. дис.... канд. пед. наук. Челябинск, 2007
- Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Уч. пособ. для студентов высших учебн. заведений. 2008.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона – СПб. 1890-1907
- Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов / Под ред. Д.Н. Давиденко – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, 2005
- Сигида Е.А. Оздоровительные услуги в структуре сервиса: проблема подготовки кадров // – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ozdorovitelnye-uslugi-v-strukture-servisa-problema-podgotovki-kadrov
- Слесарева Г. Д. Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения // Психологопедагогическое обеспечение как здоровьесберегающий ресурс субъектов образовательного процесса. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011
- Тушина Г. И. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы: автореф. дис.... канд. пед. наук. Кемерово, КГУ, 2005.
- Энциклопедия педагогической валеологии / общ. ред. Г. А. Рябинин. СПб.: Петрополис, 2010.
- Педагогические воззрения Л.Н.Толстого // – URL: http://tolstoyschool.com/pedagogicheskaja-dejatelnost-tolstogo/pedagogicheskie-vozzrenija.html
- Ушинский К. Д. Педагогическая антропология // – URL: http://www.proza.ru/2010/09/19/1307